Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сферы обеспечения национальной безопасности

Основные сферы государственной безопасности

Угрозы национальной безопасности России

· угрозы экономики, имеющие комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

· экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

· криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить:

· стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности;

· расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;

· притязания на территорию нашей страны.

Жизнь и деятельность народа, государства охватывает различные сферы, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства.

В содержательном плане выделяют следующие виды деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и др.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Основные сферы государственной безопасности.

  1. Геополитическая безопасность направлена на защиту геополитических интересов страны: территории, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Объектами безопасности являются территориальная целостность государства, информационное, экономическое и политическое пространство.
  2. Политическая безопасность определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства, зависит от внутриполитической стабильности и устойчивости положения государства на международной арене.
  3. Военная безопасность основывается на способности защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз. Она определяется возможностью обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства.
  4. Социальная безопасность включает совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения.
  5. Экологическая безопасность — это обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением.
  6. Демографическая безопасность определяется состоянием защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.
  7. Культурологическая безопасность — это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего высокого культурного достояния, своей самобытности.
  8. Продовольственная безопасность — это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием, по объему и калорийности соответствующим минимальным медицинским нормам.
  9. Научно-техническая безопасность включает способность государства обеспечивать поддержание своего научного и технического потенциала на современном уровне, отвечающего потребности общества.
  10. Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, характером интеграции в систему мировых экономических связей.
  11. Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

3. Экономическая безопасность: основные компоненты, цель, критерии, объекты и субъекты, уровни, внешние и внутренние угрозы; обеспечение ЭБ.

Экономическая безопасность является основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. Обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономических возможностей страны.

Экономическая безопасность (Концепция экономической безопасности России) — это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и устойчивое экономическое развитие.

Основные компоненты ЭБ:

· развитие (если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам);

· устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1. способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2. способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3. способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Цель ЭБ — обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.

Критерий ЭБ — стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5%. Возможно это на основе устойчиво функционирующего производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Объекты ЭБ:

— экономическая система страны;

Субъекты ЭБ:

— функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

— налоговые и таможенные органы;

— банки, биржи, фонды, страховые компании;

— производители и продавцы работ и услуг;

Классификационная схема экономической безопасности

ЭБ понимается как многоуровневое явление:

ü гражданин и предприниматель;

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.

Личная безопасность любого гражданина включает в себя обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя понимается безопасность его жизни, жизни его сотрудников и клиентов. У предпринимателя можно отобрать или украсть деньги, заставить его передать дело другим лицам, отдать капиталы, организационно-финансовые инновации, важную информацию. При этом опасность для предпринимателя может исходить как извне, так и со стороны ближайшего окружения, знакомых или сотрудников, являющихся скрытыми агентами.

ü организация или предприятие

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, выявлением, предупреждением и пресечением посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, морально-психологический климат в коллективе, производственную дисциплину, научные достижения и охраняемую информацию.

ü отдельный регион;

ЭБ региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономической стабильности, устойчивости и поступательное развитие области, края, республики.

ü Россия в целом

По ситуационному временно-политическому признаку:

1. Антикризисная экономическая безопасность.

2. Экономическая безопасность в условиях мирного времени.

3. Экономическая безопасность в условиях вооруженных конфликтов.

4. Экономическая безопасность в условиях противостояния государств.

5. Экономическая безопасность в условиях изоляционизма.

6. Экономическая безопасность в переходный период.

7. Экономическая безопасность в чрезвычайных ситуациях.

По функционально-предметному признаку:

1. Внутренняя экономическая безопасность.

2. Внешняя экономическая безопасность.

3. Информационная безопасность.

4. Социально-демографическая безопасность.

5. Продовольственная безопасность.

6. Энергетическая безопасность.

7. Технологическая безопасность

8. Техногенная безопасность.

К внутренним угрозам ЭБ государства относятся:

— низкая инвестиционная активность и переток капиталов в посредническо-финансовую деятельность;

— низкая конкурентоспособность продукции;

— сворачивание научно-исследовательской работы;

— усиление имущественного расслоения населения;

— слабость нормативно-правовой базы;

— рост взаимной задолженности экономических субъектов;

— незавершенность экономических преобразований;

— неравномерность развития регионов.

Среди внутренних угроз России наибольшую опасность представляют собой тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах.

ü Социальная сфера играет ключевую роль в национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания; рост бедности.

ü В научно-технической сфере наблюдается неослабевающая тенденция «утечки мозгов», что чревато тяжелыми последствиями не толь- ко для экономики, но и в целом для всей национальной безопасности государства.

Внешние угрозы ЭБ государства:

— зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия;

— преобладание сырьевой направленности экспорта;

— дискриминационные меры к российским товарам;

— высокий уровень внешнего долга;

— агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта;

— скупка за бесценок российской собственности;

— вложение средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов.

Главная внешняя угроза связана с тем, что позитивный процесс открытия российской экономики при отсутствии надлежащей экономической планировки ослабляет экономическую самостоятельность России.

Обеспечение ЭБ входит в состав важнейших функций государства. Подтверждением важности данной проблемы является Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996г. («О государственной стратегии экономической безопасности РФ»).

Обеспечение ЭБ представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В своей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности государства.

Читать еще:  Как настроить сертификат безопасности

Концепция национальной безопасности РФ

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

— мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
— улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
— обеспечить политическую стабильность;
— укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
— повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов :

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

— основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
— суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
— важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
— суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

— повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
— развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
— достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
— укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
— проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

— особенности национальной обороны РФ
— государственная и общественная безопасность;
— сфера культуры;
— качество жизни граждан РФ;
— экономический рост;
— образование, технологии, наука;
— область здравоохранения;
— экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

— стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности.


Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

— качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
— уровню роста потребительских цен;
— уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
— величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
— уровню безработицы в РФ;
— объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
— дециальному коэффициенту.

Обеспечение национальной безопасности

Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.

Основным документом, регулирующим обеспечение государственной безопасности, безопасности общества, безопасности в экологической сфере и личной безопасности является федеральный закон «О безопасности» от 2010 года, он заменил одноимённый закон от 1992 года.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности.

Основные направления, цель и задачи национальной безопасности РФ

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

  • всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;
  • выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;
  • организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на превенцию или послабление угроз национальным интересам;
  • поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Читать еще:  Проверить на вирусы бесплатно

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

  • поднятие государственной экономической сферы, произведение социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, закрепление правового порядка, социальной, политической стабильности общества, государственности России, федерализма и местного самоуправления;
  • образование гармоничных межнациональных взаимоотношений;
  • обеспечение безопасности России на международной арене посредством наладки равного партнерства с лидирующими мировыми государствами;
  • закрепление государственной безопасности в информационной и оборонной сферах;
  • обеспечение жизнедеятельности населения в безопасном и чистом в экологическом плане мире.

Принципы и система национальной безопасности РФ

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

  • неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ при реализации деятельности обеспечения национальной безопасности;
  • взаимосвязь, единство и сбалансированность комплекса видов безопасности, изменение их приоритетностей, зависимо от ситуационных обстоятельств;
  • приоритет экономических, информационных, политических мер по обеспечению национальной безопасности;
  • реальность, при учете существующих сил, ресурсов, и средств, выдвигаемых задач;
  • соблюдение международного законодательства и российских законов при реализации мер принудительного характера, в их числе с применением военной силы;
  • лияние центрального управления средствами и силами по обеспечению безопасности с отдачей, по соответствию с федеративной устроенностью России части, группы полномочий в данной сфере органом власти субъектов РФ и органам МСУ.

Система обеспечения национальной безопасности России создается, получает развитие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, распоряжениями и указами Президента РФ, решениями Совета Безопасности в РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, федеральными программными документами в данной сфере.

Основа системы обеспечения национальной безопасности РФ состоит из органов, средств и сил по обеспечению национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного, экономического, военного и другого характера, направляемые на обеспечение безопасности общества, государства, личности.

Полномочия сил и органовв обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их структурная схема и состав определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается формирование сил и органов обеспечения национальной безопасности РФ, которые не устанавливаются федеральными законами, а также использование противозаконных средств в обеспечении национальной безопасности.

Особенная значимость в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации состоит в организованности системы приготовления и утверждения упреждающих решений в области защиты в области национальных интересов государства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Средства обеспечения национальной безопасности

К средствам обеспечения национальной безопасности относится совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и др. мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности.

Для предотвращения разл. рода войн и мирного разрешения назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории), нейтрализации и парирования внешних и внутренних угроз национальной безопасности большое значение имеет применение несиловых мер, к которым относятся следующие:

политические меры – встречи глав государств, правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработки рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку;

дипломатические меры – переговоры по вопросам, вызвавшим напряжённость во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, гос. делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений;

экономические меры – нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны путём принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств в торгово-экономической, научно-технической, финансовой и др. сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования; повышение устойчивости банковского сектора, исключающего возможность возникновения системных кризисов; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, нелегальным вывозом капитала, а также борьбы с финансированием террористических организаций; обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), повышение конкурентоспособности на основе технической модернизации национальной промышленности; создание условий для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир и политическую стабильность в стране; создание необходимого и достаточного государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд, а также стратегических запасов материальных ресурсов для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых товарных и фондовых рынках; создание законодательных и экономических условий снижения криминализации общества и хозяйственно-финансовой деятельности и др. Система защиты национальных интересов РФ в области экономики базируется на установлении и нормативно-правовом закреплении обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности страны;

правовые меры – требования соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений; подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений; использование юридических средств и международных правовых институтов (Международный суд ООН, Европейский суд и др.);

военные меры – демонстрация перевода регулярных вооружённых сил на штаты военного времени, резерва на военное положение; формирование новых соединений и частей; перебазирование и рассредоточение сил и средств военной авиации и флота; демонстрация оперативного развёртывания соединений и частей вдоль гос. границы; приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой готовности; поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на необходимом уровне;

информационно-психологические меры – пропаганда необходимости соблюдения международных договоров и соглашений; информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания помощи странам, готовящим конфликт (участвующим в конфликте); информирование населения и войска о причинах и истинных целях конфликта; информационно-психологические операции по предотвращению разжигания национальной вражды и др. деструктивных настроений и действий;

военно-технические меры – создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязанную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обороны и безопасности страны на требуемом уровне. Этот уровень достигается реализацией военно-технической политики – системы взглядов и практических действий, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ непосредственно в целях военно-технического обеспечения национальной безопасности государства. Осн. цель военно-технической политики – обеспечение концептуального, организационного, технического и иного единства системы вооружения РФ, оборонно-промышленного и научно-технологического комплексов, а также военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами на основе методов программно-целевого планирования и прогнозирования;

научно-технологические меры – обеспечение на основе государственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

При решении определённых и непредвиденных задач обеспечения национальной безопасности в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий большую роль играют разл. рода ресурсы, представляющие собой совокупность известных на данный момент средств и источников их получения.

В системе средств обеспечения национальной безопасности большое значение имеют вооружение и военная техника, предназначенные для поражения или уничтожения живой силы, техники и сооружений противника, защиты от действия его оружия, а также для боевого, технического и тылового обеспечения военных действий. Причём наличие у России ракетно-ядерного оружия считается важнейшим и решающим элементом сдерживания возможного агрессора и сохранения стратегической стабильности.

Виды обеспечения национальной безопасности предусматривают решение проблем национальной безопасности в разл. сферах общественной жизни и человеческой деятельности: политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и др. Все виды обеспечения национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга (напр., военная безопасность не может быть обеспечена при слабой и неэффективной экономике). Каждый из видов обеспечения национальной безопасности в зависимости от характера источников угроз имеет внешний и внутренний аспекты. В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды обеспечения национальной безопасности, как безопасность личности, общества, государства и иных объектов.

Международное сотрудничество в сфере обеспечения национальной безопасности РФ

Стратегический курс России во внешней политике сочетает твёрдость в отстаивании своих национальных интересов с необходимой гибкостью и учётом реальных возможностей и ресурсов.

Россия как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участвует в деятельности всех специализированных учреждений ООН, ратифицировала подавляющее большинство международных конвенций и договоров, относящихся к сфере международной безопасности. Особенно важна в этом отношении активная деятельность России в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и Организации по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия.

Читать еще:  Как убрать настройки безопасности

Новая схема сотрудничества между Россией и НАТО, выработанная на саммите в 2002 в Риме, создала конструктивную альтернативу расширению альянса. Созданный Совет Россия – НАТО позволяет осуществлять трансформацию альянса в направлении, отвечающем интересам общеевропейской безопасности. Данной цели отвечает работа России и в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Развитие диалога с США и Евросоюзом способствовало принятию ими важных для России решений, направленных на поддержание стратегической стабильности, признание рыночного статуса рос. экономики и повышение кредитных возможностей России в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Закреплён полноправный статус России в «группе восьми». На саммите «восьмёрки» в 2002 в Кананаскисе одобрена масштабная инициатива глобального партнёрства в области нераспространения оружия и материалов массового уничтожения.

Одновременно в рамках многосторонней внешней политики осуществлялось активное продвижение интересов России на Востоке, особенно в отношениях с такими крупными государствами, как Китай, Индия, Япония, Иран. Отношения с Китаем выведены на качественно новый уровень со вступлением в силу в 2001 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стратегическое партнёрство с КНР – важный фактор не только взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, но и укрепления международного положения России в целом. Существенным достижением стало создание в 2002 Шанхайской организации сотрудничества и налаживание механизмов взаимодействия с этой организацией, прежде всего в борьбе с международным терроризмом.

Приоритетом внешней политики России является Содружество Независимых Государств (СНГ). На этом фоне открываются дополнительные возможности для закрепления России в качестве осн. центра притяжения на постсоветском пространстве. В мае 2003 положено начало работы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Набирает динамику деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других интеграционных структур в рамках СНГ.

В целом конструктивная неконфронтационная линия в мировых делах, в т. ч. в рамках Совета Безопасности ООН и на других многосторонних форумах, способствовала укреплению авторитета России как одной из ключевых держав, участвующих в формировании новой системы глобальной безопасности и осн. контуров мироустройства 21 в. (см. также ст. Внешняя политика Российской Федерации).

Россия осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами на основе двусторонних и многосторонних договоров, межправительственных соглашений. В своей внешней политике она стремится к тому, чтобы использовать военное сотрудничество не только как средство против развязывания войн и вооружённых конфликтов, но и как способ обеспечения коллективной безопасности. Военное сотрудничество помогает успешнее реализовать военно-политические цели, которые трудно или невозможно достичь самостоятельно.

Приоритетным направлением деятельности РФ, оказывающим значительное влияние на обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны, является военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. ВТС для России – источник дополнительных финансовых средств для развития экономики: доходы от экспорта продукции военного назначения стали одним из важнейших факторов, определяющих финансирование и развитие оборонно-промышленного комплекса. ВТС способствует решению целого ряда других стратегических задач гос. строительства РФ – переориентации рос. экспорта в сферу поставок не природных ресурсов, а высокотехнологичной продукции и является важным инструментом внешней политики страны, существенно влияющим на международный престиж России.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 894 ;

Методы обеспечения национальной безопасности

Методы обеспечения национальной безопасности представляют собой приемы, средства, способы, используемые субъектами обеспечения национальной безопасности (далее — субъекты) для достижения целей, решения задач и осуществления функций обеспечения национальной безопасности.

Методы обеспечения национальной безопасности многообразны, поэтому единых критериев их классификации не существует. Можно выделить всеобщие методы воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение.

В сфере обеспечения национальной безопасности обнаруживается вариантность соотношения этих методов. В условиях демократизации и усиливающегося внимания к проблемам укрепления законности и правопорядка особенно возрастает роль убеждения.

Убеждение — процесс последовательного осуществления действий «несилового» характера (овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции и др.).

Убеждение характеризуется следующими особенностями:

· используется систематически, постоянно в отношении всех субъектов;

· обеспечивает добровольное выполнение субъектами правовых норм;

· СМИ позволяют быстро оповещать субъектов о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, убеждать;

· на применение методов убеждения государство затрачивает гораздо меньше ресурсов, чем на применение методов принуждения.

Приоритет в использовании средств убеждения обусловлен социальной природой человека и общества, что нашло отражение в нормах таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Эти нормы закреплены и в российском законодательстве, исходящем из целей и задач общества и государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.).

Убеждение применяется всеми субъектами обеспечения национальной безопасности, а принуждение только специально уполномоченными субъектами в установленном порядке на основе правовых норм. Д. Н. Бахрах справедливо отмечает, что сущность исполнительной власти не сводится только к «организованному принуждению» [1] . Убеждение — основной, во всяком случае, наиболее предпочтительный метод обеспечения безопасности личности, предлагающий воздействие на сознание, волю и эмоции людей социальных общностей преимущественно средствами психолого-педагогического, нравственного характера.

Убеждение связано с разъяснением гражданам, общественности через СМИ их роли в решении общегосударственных задач обеспечения национальной безопасности, с воспитанием сознательной дисциплины, законопослушания и правильного понимания взаимной ответственности личности и государства. Убеждение является средством предупреждения правонарушений, служит воспитанию у людей внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения и активного противодействия проявлениям неправомерного поведения.

Основными видами убеждения являются: правовое воспитание; изучение законодательства в сфере национальной безопасности; рекомендации; обсуждение; агитационно-пропагандистская деятельность; предостережение, критика антиобщественных действий, посягающих на безопасность; поощрение и др.

Принуждение отличается от убеждения тем, что осуществляется силовое утверждение воли субъекта вопреки воле объекта психическими, материальными или физическими средствами воздействия. В словаре С. И. Ожегова «принудить» означает «заставить что-нибудь сделать».

Методы принуждения являются объективной необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства, когда выполнение установленных требований в этой сфере не может быть достигнуто с помощью убеждения. Применение методов принуждения должно основываться на строгом соблюдении правовых норм.

Методы убеждения и принуждения выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов правовых методов обеспечения национальной безопасности (уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, экономические, социально-психологические и др.).

В теории национальной безопасности принято выделять силовые и «несиловые» меры. Долгое время в мире господствовал принцип приоритета силовых мер обеспечения национальной безопасности или угрозы их применения. Однако в настоящее время по своей результативности силовые меры уступают место «несиловым» (гуманитарно-социальным, экономическим; политико-дипломатическим; опоре на международные организации и общественное мнение, профилактическим мерам и др.).

Преимущество применения «несиловых» мер понимается как инструмент решения конфликтных ситуаций при обеспечении национальной безопасности. А. Г. Здравомыслов справедливо полагает, что «концепция и практика силовой политики терпит крах в результате многих обстоятельств, главное из которых состоит в исчерпании возможностей применения насилия в глобальном конфликте» [2] .

Обеспечению внутренней безопасности способствует принцип «разделения властей» демократического государства, являющийся средством сдерживания и балансирования государственной власти.

Одной из основных задач обеспечения национальной безопасности является использование адекватного механизма комплексного применения силовых и «несиловых» мер при разрешении конфликтов.

К мерам разрешения военных конфликтов относятся:

1) правовые меры — требование соблюдения норм международного права, подписание двусторонних и многосторонних договоров, использование международных правовых институтов и др.;

2) политические меры — встречи глав государств и правительств, переговоры и консультации, проведение совещаний руководства военно-политических союзов, использование международных институтов ООН, ОБСЕ и др.;

3) дипломатические меры — проведение переговоров, визиты политических лидеров, разрыв дипломатических отношений и др.;

4) экономические меры — изменение внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам; введение экономических санкций и др.;

5) военные меры — формирование новых воинских соединений и частей, повышение боевой готовности войск и др.

В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается, что в области международной безопасности Россия сохраняет приверженность к использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector