Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Угроза национальной безопасности РФ

Национальная безопасность РФ

Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.

В современном мире постоянно возникают новые угрозы и вызовы, которые требуют, чтобы национальная безопасность Российской Федерации была обеспечена. Национальная безопасность, входящая в структуру международной безопасности — это политика, которая направлена на обеспечение особо значимых интересов личности и государства. Национальная безопасность охватывает военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности. Существуют конкретные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности для каждой из этих сфер.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.

Виды внутренних угроз национальной безопасности России

Внутренние угрозы национальной безопасности — это отсутствие стремления к самосохранению и саморазвитию, недостаточное инновационное начало в развитии, неэффективная система государственного регулирования экономики, неспособность искать и находить равновесие интересов в противоречиях и социальных проблемах для обнаружения бесконфликтных путей развития общества; внутренние угрозы не вошли бы в критическую фазу, если бы иностранные государства не ставили своей целью ослабление и даже разрушение СССР, проявившейся в стимулировании оппозиции к радикальным требованиям.

Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

Сущность внутренних угроз заключена:

  • в попытках изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности РФ с помощью силы;
  • в проектировании, разработке и осуществлении операций по дезорганизации и нарушению функционирования органов государственной власти, агрессии в отношении государственных, экономических и военных объектов, объектов информационной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • в организации, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований;
  • в преступном распространении боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ на территории России;
  • в активизации организованной преступности, которая угрожает политической стабильности в отдельных регионах Российской Федерации;
  • в усиленном движении сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.

Внешние угрозы национальной безопасности

Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.

Читать еще:  Сертификат безопасности для сайта

Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:

  • желание некоторых государств и межгосударственных объединений снизить значение имеющихся механизмов обеспечения международной безопасности, таких как ООН и ОБСЕ;
  • риск снижения экономического, политического, военного влияния РФ в мировом сообществе;
  • усиление и рост военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
  • вероятность возникновения в непосредственной близости к границам России крупных воинских контингентов и иностранных военных баз;
  • увеличение количества оружия массового уничтожения;
  • спад в Содружестве Независимых Государств интеграционных процессов;
  • создание и обострение конфликтов рядом с государственной границей РФ;
  • территориальные претензии к России.

Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Терроризм – одна из самых серьезных угроз национальной безопасности любого государства. Международный терроризм открыто заявляет о начале кампании по дестабилизации ситуации в РФ.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности:

  • своевременное прогнозирование и раскрытие как внешних, так и внутренних угроз национальной безопасности России;
  • осуществление долгосрочных и оперативных мер по предупреждению или нейтрализации внешних и внутренних угроз;
  • гарантия территориальной целостности и суверенитета РФ;
  • подъем экономической сферы страны, внедрение в жизнь социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • устранение научно-технической и технологической подчиненности РФ от внешних источников;
  • гарантия личной безопасности, конституционных прав и свобод человека на территории РФ;
  • развитие структуры государственной власти, федеративных отношений, законодательства РФ и местного самоуправления, построение гармоничных межнациональных отношений, усиление правопорядка и защита социально-политической стабильности социума;
  • гарантия точного следования законодательству РФ всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, политическими партиями и т.д.;
  • гарантия равноправной и взаимовыгодной совместной деятельности России, особенно с ведущими государствами мира;
  • рост и удержание на высоком уровне военного потенциала страны; усиление системы нераспространения оружия массового поражения;
  • осуществление действенных мер по установлению, предупреждению и прекращению подрывной и разведывательной деятельности иностранных государств, направленной против РФ;
  • значительные меры по улучшению экологической ситуации в стране.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Политолог рассказал, как Россия готовится отражать угрозы национальной безопасности

Представители силовых ведомств и контрольно-надзорных органов, Общественной палаты и профильных НКО России обсудили национальную безопасность страны на одноименном ежегодном форуме в Москве. Сходятся ли их мнения об угрозах национальной безопасности России, что решено с ними делать и кому из силовиков доверяют жители страны — об этом в интервью Федеральному агентству новостей рассказал председатель оргкомитета форума, профессор, доктор политических наук Сергей Смульский.

— Сергей Владимирович, на этом форуме звучали кардинально новые тезисы о национальной безопасности?

— В этом году мы решили поменять формат мероприятия: за пять лет мы увидели, что меняется структура участников — появляются кандидаты, доктора наук, и форум становится общественно-научным. Кроме того, предыдущие были посвящены только одной угрозе, которую мы анализировали, например, только по распространению наркотиков и наркотизации населения или по авиационной безопасности. Было интересно смотреть, как одну и ту же проблему в разной тональности оценивают правоохранительные органы и общественные организации. В этот раз тема одна — современные угрозы и приоритеты обеспечения национальной безопасности России. Мы решили объединять выступления вокруг результатов ежегодного мониторингового среза, потому что нынешняя ситуация интенсивно меняется, а с ней и конфигурации угроз.

— Что показал мониторинг этого года, каким угрозам вы посвятили форум?

— Наш мониторинговый центр проводил опрос среди населения и показал: больше половины граждан положительно относятся к тому, что сделано в области национальной безопасности, у них есть ощущение защищенности от внешних угроз. Теперь придется работать с внутренними. На форуме озвучили проблемы, связанные с социальной защищенностью людей, с перспективой решения проблем бедности. Есть мнение, что бедность — это не угроза, а следствие падения объемов промышленного производства. На самом деле эти причинно-следственные связи быстро меняются, и бедность становится угрозой, потому что бедное общество не может быть стабильным. Нет чувства безопасности, когда нет перспективы в завтрашнем дне, уверенности в том, что ты можешь обеспечить себе надежный фундамент в жизни, вырастить и воспитать детей.

В прошлом послании президент продемонстрировал, что нам пришлось сделать для обеспечения своей безопасности от внешних угроз. Мы защитили себя лет на 10 и получили возможность заняться внутренними застарелыми проблемами — всем, что связано с социально-экономической сферой. Ее пока не удалось выправить еще со времени развала СССР.

Конечно, проблемы военной безопасности не ушли совсем в сторону. У нас были представители силовых ведомств — Росгвардии и Минобороны. Они рассказывали, как у себя оценивают угрозы национальной безопасности, какие шаги предпринимают со своей стороны. Сейчас мы обобщаем и обрабатываем все, что прозвучало, и затем направим аналитические записки с результатами в разные органы власти и ведомства страны.

Все ведомства примерно одинаково видят и оценивают сами угрозы обществу и государству, разница есть в оценке последствий. Скажем, общественные организации по специфике своей деятельности больше волнуются из-за угрозы падения нравственности, морали, отсутствия патриотизма. Думают, как воспитывать молодежь и в каких форматах. Указывают на то, что молодые специалисты после получения диплома оказываются невостребованными и найти работу — огромная проблема.

— Так и не скажешь, что эта тема может обсуждаться под серьезным термином «национальная безопасность страны»…

— Да, не всем нравится официальный термин «национальная безопасность», многие пытаются придумать свои формулировки. Но есть официальный документ, утвержденный 31 декабря 2015 года, — это указ президента 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем дано определение этому понятию: «Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Дальше написано о том, что гарантируется реализация конституционных прав и свобод россиян, обеспечиваются достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие России. Поэтому вопросы обустроенности людей, проблемы бедности напрямую связаны с вопросами национальной безопасности. Когда у нас в стране потребительская корзина ориентирована на то, чтобы человек просто хотя бы не умер, национальная безопасность явно под угрозой, и это внутренняя угроза.

— Есть новые угрозы, с которыми мы раньше не сталкивались?

— На нашем форуме был целый блок о киберугрозах, информационно-психологических атаках на нашу страну. Все это связано с появлением новых технологий: они не спрашивают нас, боимся мы их или нет, они просто меняют нашу жизнь. Лет 20 назад люди увидели первые мобильные телефоны, возмущались, говорили о слежке и облучении, но теперь их из рук не выпускают. На удивление, сейчас большинство людей спокойно относятся к возможностям слежки и сбору сведений о них — в любом отделении банка о каждом из нас больше информации, чем нужно. Ради скидок в магазине мы оставляем столько своих данных, что проследить за нами при желании несложно. Все это не значит, что силовые ведомства ведут слежку за каждым: у них есть определенный механизм, определенные основания для сбора данных.

— Силовые ведомства чувствуют себя в силах справляться с киберугрозами или не успевают за их скоростью?

— У нас отстает законодательство, потому что новые мошеннические схемы развиваются очень быстро. Нарушения в обращении криптовалюты — отдельная тема. Почему у нас притормаживается ввод в обращение этой валюты? Потому что пока нет возможности себя обезопасить. Но наши силовые ведомства не настолько беспомощны, чтобы говорить, будто они не готовы к вызовам и не справляются. Решаются серьезные задачи. За последние годы у нас выработались интересные инструменты парирования угроз, связанных с информационно-психологическими атаками. Мы который год живем в условиях провокаций и применения информационного оружия против нас. Мы видели обвинения в применении химического оружия, дело Скрипалей, события на Украине и так далее.

Вбрасывается информация, которая наносит вред авторитету органов власти, силовых ведомств и очерняет разные сферы деятельности. В социальных сетях появляются аргументы вроде «да у вас нет никаких ученых, Россия не внесла вклад в мировую науку, у вас не страна, а бензоколонка…». Это раньше надо было людей на митинг собрать, чтобы до них донести новую идею, а сейчас можно сделать инфовброс, который станет темой обсуждения на целую неделю. Мы вдруг увидели, как в странах Европы поднимает голову фашизм. Активно обсуждается, что Польша не пригласила Россию на памятную дату начала войны. Все это делается сознательно — фальсифицируется история, под нужным углом высвечиваются те грани прошлого, которые должны изменить сознание людей. И вот нам уже говорят, что Америка победила во Второй мировой войне, и наши дети верят, потому что не знают истории. Мы должны заниматься образованием детей. Наша жизнь не оторвана от прошлого. Россия — страна, у которой было мало времени для мирной жизни, она вынуждена была на протяжении долгих лет защищать свою территорию и суверенитет. Когда мы говорим об Отечественной войне, мы сохраняем память, делаем выводы на будущее и проекции на сегодняшнюю жизнь. Если молодежь забудет, благодаря кому сегодня живет, то мы довольно скоро окажемся среди новых угроз национальной безопасности.

— Где баланс между заботой о национальной безопасности и ужесточением контроля внутри страны?

— Поиск баланса — наиболее сложная вещь в механизме государственного управления, потому что нужно постоянно подстраиваться под изменения. Но я вам скажу, что сегодня люди больше боятся того, что не могут обеспечить свои базовые бытовые потребности, а не того, что им навязывается какой-то контроль. У нас в стране нет и не может быть идеологического контроля — Конституция закрывает возможности для этого. Что касается ответственности за экстремизм и терроризм, то все общество заинтересовано в своей безопасности. Конечно, нельзя перегибать в этом контроле, как мы видели с наказаниями за лайки и репосты, когда президенту пришлось выправлять законодательство.

Или новые нормы за оскорбление органов власти — сложный момент. Критика критике рознь. У нас сейчас оскорбление в Интернете считается обычным делом, и облить человека грязью очень легко — достаточно одной статьи с обвинениями. При этом, если ты молчишь после этого, значит, это все правда. Если пытаешься оправдаться — точно что-то есть в этой статье! У нас нет культуры общения в соцсетях, нет личной ответственности за свои слова. Мы будто перестаем думать, когда общаемся в Интернете, и говорим то, что никогда не сказали бы человеку вживую. Но наряду с нормами за оскорбление органов власти я бы предложил ввести и нормы, защищающие людей от нападок и оскорблений власти. Особенно от чиновников — в последнее время обвинения против людей приобрели разгульный характер. Как только не обзывают наш народ! Почему-то человек, который еще недавно был в среде народа, оказавшись чиновником, сразу трансформируется в какое-то сверхсущество. Сбалансировать все это сложно: у личности одни интересы, у общества другие, у государства могут быть третьи. Как этот баланс создать, поддерживать и регулировать — вот тонкость государственного управления. Мы бы хотели расширить ответственность самих людей, воспитать у них понимание того, что каждый немного в ответе за национальную безопасность в своей сфере. Каждый имеет право на мнение, и его голос должен быть услышан.

Читать еще:  Безопасный режим packard bell

— Я знаю, что на форуме дали народную оценку работе силовых ведомств. Кто же заслужил доверие россиян?

— В опросе приняло участие не так много людей — 1600 человек из 50 регионов, поэтому тут ученым судить, насколько результаты отражают общую картину. Но в тройке оказались Минобороны, Генпрокуратура и ФСБ России. Понятно, почему Минобороны: за последние 10 лет в ведомстве произошли кардинальные изменения в реорганизации, поступило новое оружие, наши вооруженные силы боролись с терроризмом и отстаивали право сирийского народа на государство. Авторитет Минобороны в глазах общества серьезно возрос, это видно и во время военного призыва. Если раньше от повесток бегали, то сейчас много желающих отслужить или получить офицерскую профессию в военных училищах. Что касается ФСБ, то по недавнему выступлению президента на последней коллегии видно: он дает высокую оценку их работе. ФСБ вышла на новый уровень работы, сокращает большее количество покушений и терактов. Генпрокуратура следит за исполнением законодательства в нашей стране, у нее также хорошие результаты работы. И нам надо и дальше добиваться того, чтобы нормы законодательства работали одинаково для всех. Авторитет силовых структур в России высок — люди доверяют этому блоку и считают результаты его работы положительными.

— Даете ли вы анализ угроз, с которыми нам придется иметь дело в ближайшем будущем?

— Все очень быстро меняется. Смотрите, еще год назад Франция была благополучным государством, но что происходит сейчас? Мы должны быть готовы к любым неожиданностям.

Если раньше противостояние России с коллективным Западом носило культурный характер, то сейчас никто о культуре не думает. Идет активная геополитическая борьба, никто не маскирует свои действия. США четко и ясно сформулировали свою доктрину — мировая гегемония, однополярный мир. Но мы понимаем, что есть Россия, Китай, Европейский союз, Азиатско-Тихоокеанский регион. Мир — это концерт, ансамбль, и его путь развития — это взаимодействие разнообразных культур, интересов, традиций. С анализом оценок угроз надо быть осторожными. Можно так самих себя напугать, что все вокруг считать угрозами. Надо не забывать, что национальная безопасность — это не только физическая безопасность, но и то, что связано с нашими правами, с возможностью жить в обществе и не быть обделенным тем, что есть у других. Мы живем во время быстрого развития событий. На глазах нескольких поколений уже случилось столько всего, сколько не происходило в истории человечества, а в ближайшие 20–30 лет нас ждут еще более масштабные изменения. Россия все время будет в состоянии выбора и выстраивания баланса своего поведения, и точно так же все мы в ней.

Форум «Национальная безопасность России» проводится ежегодно организацией «Офицеры России» и посвящается одной из наиболее актуальных тем, связанных с обороной и безопасностью.

Угрозы национальной безопасности государства и меры по борьбе с ними

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 43-45

С. С. Санникова,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза России sannikovasvetlana@mail.ru

Анализируются угрозы обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, имеющие место в различных сферах жизнедеятельности общества. Рассматриваются подходы к решению проблем в области обеспечения национальной безопасности. Определяются приоритетные направления борьбы с угрозами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние, внешние угрозы, терроризм, интеграция.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности) [1]. Как справедливо отмечает Н.П. Патрушев, «современные внешние угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего США, по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом силовом решении основных проблем международной политики» [2, с. 34].

В настоящее время угрозы встречаются в различных сферах жизнедеятельности общества — экономической, технологической, информационной, экологической, причем в каждой из этих сфер — свои. В связи с тем, что угрозы национальной безопасности наносят непоправимый вред и ущерб не только интересам государства, но и обществу в целом и каждому человеку в отдельности, следует уделить особое внимание рассмотрению основных угроз, представляющих опасность безопасности страны, и предположить основные направлении борьбы с такими угрозами.

Наиболее серьезные угрозы национальной безопасности России порождают экономическая и политическая сферы, что детерминировано их ролью в развитии и функционировании российского государства.

Угрозы в сфере экономики в самом общем виде могут быть сведены к следующему: превращение экономики в объект противоборства различных политических сил и групп; криминализация экономики; потеря управляемости хозяйственными связями; структурная деформированность экономики; относительное и абсолютное уменьшение объемов производимого валового внутреннего продукта; замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения; высокий уровень монополизации экономики; неблагоприятная структура экспорта [3]. К угрозам национальной безопасности в экономической сфере можно отнести также и наличие внешнего и внутреннего долга, низкую инвестиционную и инновационную активность. Немаловажной проблемой в рассматриваемой сфере является и имеющая место стагнация аграрного сектора.

Наличие таких угроз свидетельствует о том, что защита экономических интересов Российской Федерации должна выступать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Дабы минимизировать последствия названных выше угроз, представляется необходимым создать в Российской Федерации действенный механизм контроля соблюдения законодательства, как со стороны государственных органов путем усиления государственного регулирования в экономике, так и со стороны населения — так называемый общественный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Однако один только контроль не позволит достичь конечной цели обеспечения национальной безопасности; здесь потребуются скоординированная деятельность государства по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышению уровня жизни населения, по преодолению последствий мирового финансового кризиса, затронувшего практически каждое государство мира, в том числе и Российскую Федерацию.

Однако при этом имеет место проблема разрушения и размывания единого правового пространства. Решение данной проблемы направлено на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п., поскольку безопасность и защищенность единого правового пространства как элемента государства является условием его существования и развития.

Важным шагом на пути к борьбе с угрозами в экономической сфере можно признать активное включение России в процесс мировой интеграции — создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, вступление во Всемирную торговую организацию, расширение рынков сбыта отечественных производителей высокотехнологической продукции позволит уменьшить риск угроз национальной безопасности в экономической сфере. Однако следует отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию порождает определенные последствия для национальной безопасности государства, с которыми уже столкнулись другие страны:

— угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;

— рост безработицы и социальной напряженности в обществе;

— отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;

— утрата контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системы) и внутреннего рынка [4, с. 61].

Политическая нестабильность в обществе, недостаточный уровень легитимности основных государственных институтов, недоверие граждан к органам управления, несовершенство законодательства, коррупция, терроризм создают прямую угрозу национальной безопасности государства. Особенность политических угроз заключается в том, что они способны нанести ущерб не только национальной, но и региональной, глобальной безопасности. Для России на современном этапе ее развития наибольшую угрозу представляют организованные преступные группы, в том числе и бандитские, совершающиеся террористические акты [5, с. 8]. Ситуация усложняется тем, что борьба с терроризмом, которая проявляется внутри страны, но зачастую конспирируются и финансируются из-за рубежа. Следовательно, борьба с терроризмом должна начинаться с пресечения финансирования незаконных вооруженных формирований, которые получают средства не только преступным, но и легальным путем.

Решение проблем политического характера должно строиться на основе единой, целостной, комплексной государственной концепции, учитывающей международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В настоящее время в России отсутствует надежная система сдержек и противовесов различных ветвей власти, что позволяет исполнительным органам власти занимать доминирующее положение в стране, а, следовательно, провоцирует недоверие граждан к органам власти. Представляется, что для обеспечения национальной безопасности от внутренних политических угроз необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию законодательства, по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в органах государственной власти, создать такой механизм формирования органов государства, который бы обеспечивал их легитимность и способствовал повышению уровня доверия населения к властным структурам.

Как уже отмечалось, спектр сфер, в которых проявляются угрозы безопасности государства, не исчерпывается лишь экономической и политической составляющей. Особую озабоченность на сегодняшний день вызывают также угрозы в научно-технической сфере: все заметнее становится снижение научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение проводимых исследований, отток специалистов, а, следовательно, и интеллектуальной собственности за рубеж.

Дабы избежать негативных последствий указанных угроз государству, необходимо увеличивать производство наукоемкой продукции, развивать прогрессивные технологии; оказывать поддержку, в том числе материальную, начинающим ученым, а также ведущим научным школам в виде грантов, стипендий и т. д. Целесообразно привлекать частный капитал к развитию научно-технической деятельности, а также стимулировать приток иностранный инвестиций в научную сферу российского государства.

В эпоху становления и развития информационного пространства и общества, широкого распространения Интернета, формирования системы электронного правительства внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в информационной сфере являются одной из ключевых проблем государства и его органов. Среди внешних гроз можно отметить доминирование отдельных государств на мировом информационном рынке, несанкционированный доступ к закрытой государственной информации, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, так называемые «информационные войны» и т. д. Среди внутренних угроз А.А. Тедеев называет следующие: уничтожение и модификация данных в информационных системах, незаконный сбор и использование информации, незаконное копирование данных в информационных системах, дезинформация, сокрытие или искажение информации, хищение информации из баз данных и т. д. [6, с. 81].

Читать еще:  Сайт не соответствует стандартам безопасности

В целях борьбы с угрозами в указанной сфере необходима постоянная работа государственных органов и их должностных лиц по реализации прав и свобод граждан в информационно сфере, совершенствованию и защите информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействию информационным войнам, а также интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство.

Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся в Российской Федерации геополитическая обстановка таит в себе угрозы всем сферам национальной безопасности России, и от адекватного ответа на эти угрозы зависит место и роль нашей страны как внутри интеграционных объединений, так и на международной арене.

1. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7—17.

2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3. Михайлов Б.И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Проблемы обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Диденко. — М., 1997. С. 12—22.

4. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 253.

5. Вакуленко В.Ф. Терроризм и бандитизм. К вопросу о соотношении составов // Закон и право. 2003. № 7.

6. Тедеев А.А. Информационное право: учеб. — М., 2005.

Угрозы национальной безопасности России в новой эпохе

Угрозы национальной безопасности России распределены по сферам жизнедеятельности. Эти сферы

перечислены в Концепции национальной безопасности России, а проведенный системный анализ

позволяет понять природу и значение формирующихся в этих сферах угроз национальной безопасности

Первой и ключевой в Концепции названа сфера экономики: «только на основе устойчивого развития

экономики возможна реализация национальных интересов». Действительно, от развития экономики

зависят показатели качества жизни и, соответственно, внутриполитическая стабильность, а, далее, и

положение страны на мировой арене. Уместно добавить, что, как следует из системного анализа,

учитывающего выявленные учёными долгосрочные тенденции мировой динамики, это ключевая сфера

для выживания в ближайшем будущем – при переходе к устойчивому развитию.

Далее в Концепции национальной безопасности называются внутриполитическая и социальная

сферы. Главное в них – стабильность государственного устройства и высокий уровень жизни народа.

Системный анализ добавляет к этому, что высокий уровень жизни (благосостояние) имеет сравнительный

характер, причём сравнение, как правило, идёт с передовыми странами. Согласно документам

Конференции ООН 1992 года, уровень жизни в передовых странах для народов стран отставших

недоступен, и это обязательно надо иметь в виду.

Однако, сохранение и укрепление нравственных ценностей российского общества, традиций

патриотизма, культурного и научного потенциала страны составляют духовную сферу национальных

интересов. Системный анализ, раскрывая значение разнообразия культур для выживания человечества в

новой эпохе и особенности культуры России, выявляет особое значение этой сферы. Культура России не

только обеспечивала её жизнестойкость во все предыдущие времена, но и наиболее соответствует

требованиям будущего устойчивого развития мировой цивилизации. Поэтому духовная сфера может

быть названа ключевой при оценке дальних перспектив России.

В наступающем информационном обществе большое значение приобретают национальные интересы в

информационной сфере: обеспечение прав граждан в области получения полной и достоверной

информации, пользования этой информацией; защита граждан и государственных органов от

организованных информационных помех.

Упрочение позиций России как одного из центров многополярного мира, способного отстаивать

национальные интересы на международной арене, среди конкурирующих народов и их государств —

международная сфера. Можно сказать, это сфера внешнеполитическая, сфера национальных интересов,

обеспечиваемых в мирное время.

Обеспечение условий для мирного развития страны: охрана государственных границ, предотвращение

военной агрессии, в случае необходимости — военная защита независимости России, государственной и

территориальной целостности – это пограничная и военная сферы.

Ещё одна, как следует из системного анализа, ключевая сфера национальных интересов для

выживания в перспективе — экологическая. Сохранение и оздоровление окружающей природной среды

непосредственно влияет на выживание и здоровье народа. Экологическое положение страны делает её

донором здоровой экологической среды для Запада, что в будущем должно оцениваться в экономических

категориях. Отечественные учёные в планах устойчивого развития России это уже учитывают.

Наконец, важнейшими национальными интересами являются защита личности, общества и

государства от неизбежно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного

характера, в том числе от терроризма и военных действий.

Внутренние угрозы

В Концепции национальной безопасности России перечислен широкий спектр внутренних угроз,

вызванных кризисным состоянием отечественной экономики и несовершенством системы организации

государственной власти и гражданского общества. Вот неполный перечень из этого документа:

1. Долговременный экономический спад,

2. Криминализация общества на всех его уровнях, включая коррупцию бюрократов,

3. Ориентация на торговлю сырьевыми ресурсами с потерей отечественных технологий высокого

уровня (авиа- и ракетостроение, станкостроение, информатика и т.п.),

4. Отток за рубеж капиталов, специалистов и интеллектуальной собственности,

5. Угрожающие государственные долги,

6. Резкое нарастание опасностей эколого-техногенных __________чрезвычайных ситуаций (из-за недостатка

средств на их предотвращение при приближении к выходу из строя изношенных производственных и

хозяйственных фондов, лишённых технического обслуживания),

7. Массовая физическая деградация (из-за развала системы физической культуры и здравоохранения,

роста алкоголизма и наркомании),

8. Националистический терроризм и опасность дальнейшего распада страны.

Системный анализ позволяет выявить коренные внутренние угрозы, которые служат основой

Так, уровень развития экономики, обеспечивающий достойные условия существования и развития

народа в современном мире (согласно Концепции национальной безопасности – это ключевая сфера

интересов), определяется показателями общественной производительности труда. Эти показатели (по

сравнению с мировыми) зависят от многих факторов, таких как уровень образования, дисциплина труда,

капиталовложения, обеспечивающие наличие передовых технологий и т.д. Для того, чтобы в

сложившихся условиях выбраться из состояния отставания, народу России необходим подъём общей

производительности труда. Одни организаторы (предприниматели, менеджеры, юристы, экономисты) и

работники сферы услуг, ставшие процветающими в результате либеральных реформ, вывести страну из

кризиса не могут. Необходимы объединённые усилия производителей духовных и материальных

ценностей: учёных, деятелей культуры, инженеров, рабочих, обслуживающих «высшие технологии». Их

мотивация к труду и производству может базироваться только на безопасности, обеспечиваемой

деятельностью государства, а, главное, единством народа. При отсутствии единства народа, как капиталы

общества, так и наиболее квалифицированные кадры всегда будут искать лучших условий применения за

рубежом, постоянно откачивая потенциал страны за границу. При этом невозможен никакой рост

экономики. Примеры эффективности единства, основанного на национальных духовно-нравственных

началах и культуре, были показаны немецким и японским народами после поражения их государств во

второй мировой войне.

На основе анализа выявляется цепочка зависимостей: национальная безопасность — национальные

интересы – интересы большинства – безопасные и достойные условия жизни — общественная

производительность труда — мотивация к труду и производству – единство народа — духовно-нравственные

начала народа — национальная культура. Поэтому можно сказать, что главная, коренная внутренняя угроза

национальной безопасности состоит в утрате национальной культуры в широком смысле этого слова. Она

• в утверждении чужих нравственных ценностей, свойственных индивидуалистическому образу

жизни (размывании национального духовного мира);

• в отчуждении между людьми при укоренении этих ценностей, недопустимом в суровых условиях

• в выделении из народа малочисленного слоя, овладевшего национальными капиталами и

использующего эти средства только в целях повышения качества своей жизни;

• в падении престижа производительного труда и знаний (что ведёт к безнадёжной отсталости

• в потере уровня образования молодёжи (что не даст возможности оптимально использовать

богатые людские, сырьевые и экологические ресурсы при переходе к устойчивому развитию);

• в разрушении преемственности отечественной истории, веры в способность самим решить задачи

возрождения Отечества, что ведёт к необоснованным надеждам на помощь извне, от других, более

Главная угроза осуществляется манипуляцией сознанием людей через СМИ (средства массовой

информации) управляющей элитой, преследующей свои личные интересы, отличные от интересов

большинства — национальных интересов. «Новые русские», стремящиеся жить «как на Западе» за счёт

остального населения страны (сам Запад живёт за счёт остального человечества: 5% населения планеты в

США используют 40% современных ресурсов Земного шара), возможно, неосознанно становятся

«агентами влияния» конкурирующих государств (цивилизаций). Манипуляция сознанием заключается в

пропаганде мифов, искажающих национальные интересы. Так, непрерывно повторяется миф о

возможности каждого в России жить «как на Западе» («достойно») в результате определённых реформ,

становящихся тогда национальным интересом. Однако, как установила Конференция ООН в Рио-де-

Жанейро в 1992 году, это просто невозможно. Обман имеет целью обеспечить такую возможность

Внешние угрозы

Внешние угрозы, постоянно существовавшие всегда, как следует из проведенного системного анализа,

претерпевают определённые изменения в условиях новой эпохи. При глобальном кризисе цивилизации,

информатизации мирового сообщества и его экономической интеграции, стране, стремящейся выжить и

занять достойное место в мире, угрожают не только привычные природные опасности, военное

вторжение и прямая оккупация агрессивными государствами, как совсем недавно. Теперь это, в первую

очередь, общая для всех народов мира угроза экологической катастрофы, а со стороны стран,

стремящихся к доминированию, это угрозы информационная, экономическая и экологическая.

Сложность обстановки заключается в том, что угроза экологической катастрофы требует

формирования психологии единства человечества перед лицом небывалой общей опасности, научной

разработки и воплощения национальных программ перехода на устойчивое развитие с учётом интересов

мирового сообщества. Однако при этом нация и её государство должны не забывать и о своих отдельных

национальных интересах. Пока что реальная ситуация недостаточно осознаётся большинством народа,

люди по инерции ориентируются на условия прошлых времён по примеру военных, которые «как

правило, готовятся к прошлой войне».

Информационная угроза со стороны стран, стремящихся к доминированию, связана с опасностью

утраты Россией единой национальной культуры. Исходит __________от информационного пространства мира,

прочно захваченного западными технологиями и пропагандой массовой унифицированной культуры,

«американского образа жизни», прелестей «общества потребления».

Экономическая и экологическая угрозы представляют собой возможность подчинения экономики

России мировой экономике на правах ресурсного и экологического донора, использование территории

страны для размещения экологически вредных производств и отходов.

Эти взаимосвязанные угрозы со стороны развитых стран поддерживаются угрозой локального

военно-полицейского наказания в случае сопротивления (по примеру Югославии или Ирака).

В конце XX — начале XXI века в мире появились угрозы терроризма из-за стремления отсталых

народов нецивилизованным способом противостоять экспансии «цивилизованных» стран. Для

многонациональной федеративной России эта угроза особенно опасна через связь мирового терроризма

с внутренним терроризмом националистов.

Со стороны стран, продолжающих бурно наращивать численность своего населения, всё-таки

продолжают существовать традиционные угрозы военного характера в виде возможности пограничных

конфликтов и вооружённого захвата богатых ресурсами территорий России. Военные опасности

требуют постоянного внимания к военной подготовке, соответствующей новым условиям.

2. Фрагменты из статьи Т.В. Грачевой «Стратегия небезопасности»

Задания для работы с разделом из статьи Т.В. Грачевой

1. Изучите содержание раздела из статьи Т.В. Грачевой, основное содержание которого

Изложено ниже в таблице.

Составьте план изложенного в разделе теоретического материала.

Сформулируйте вопросы к содержанию раздела.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×