Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономическая безопасность лекции

Экономическая безопасность предприятий. История вопроса

Власов М. П.

Конспект лекций по дисциплине Экономическая безопасность предприятия

ТЕМА № 1

Понятия и определения экономической безопасности предприятия

1. Экономическая безопасность предприятий. История вопроса …….…. 2

2. Экономическая безопасность предприятий.
Определения и терминология ………………………………………………. 5

3. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности
предприятий ………………………………………………………………. 31

Экономическая безопасность предприятий. История вопроса

Техногенные катастрофы и аварии, природные катаклизмы, экономические кризисы и финансовые крахи стали постоянными спутниками жизни общества в ХХ веке. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На заре человеческой цивилизации эти опасности были связаны с причинами природного характера: в первую очередь, это недостаточный уровень питания и существенная зависимость от климатических факторов. В процессе развития человечество существенно изменило окружающий мир, создало новую техногенную среду обитания — техносферу. События последних десятилетий ХХ века показали, что развитие цивилизации по агрессивной парадигме общества потребления способно не только улучшать качество жизни и повышать благосостояние людей, но и таит в себе немало опасностей[1], [2]. Парадокс модернизации техносферы заключается в ее «риск-симметрии» [3]. Иными словами, каждое техническое нововведение влечет за собой появление новых опасностей для его пользователей, в особенности если нововведение реализуется в области высоких технологий. На первый план выходит проблема безопасного существования и развития цивилизации на основе новой парадигмы XXI века — Парадигмы общества опережающего образования, общества социо-эколого-экономического устойчивого, сбалансированного и безопасного развития.

Впервые в России на законодательном уровне тематика эко­номической безопасности была обозначена в 1992 г.[4] Закон РФ «О безопасности» установил понятия безопасности, объектов и субъектов безопасности, угрозы безопасности и обеспечения бе­зопасности. При этом в Законе речь идет о безопасности как об­щей категории, без обозначения конкретных областей или ви­дов безопасности. Таким образом, принятие этого Закона можно трактовать как признание факта наличия проблемы в области бе­зопасности и создание определенной законодательной основы для ее решения. Хочется также отметить, что в Законе в качес­тве объектов безопасности выступают личность, общество с его материальными и духовными ценностями и государство. В то же время в качестве субъектов обеспечения безопасности выступают государство, а также граждане, общественные и иные организа­ции и объединения. По всей видимости, законодатель посчитал, что упомянутые в Законе «общественные и иные организации и объединения» не могут быть выделены как объекты безопаснос­ти, а вот как субъекты обеспечения безопасности должны принять посильное участие. Таким образом, в Законе не были выделены категории «организация» или «предприятие», а также «экономи­ческая безопасность».

Были сформированы Комитет по защите экономических интересов России при Президенте РФ и Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ, однако, как отмечено Н.В. Матвеевым[5], результаты их работы были незначительными.

В 1996 г. принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения)[6]. Этой же тематике уде­лили внимание Совет Федерации и Правительство РФ[7]. В одном из принятых документов уже появляется понятие «предприятие», но только лишь как объект скупки иностранными фирмами. Так­же, хотя и довольно неожиданно, упоминается собственник с его правами и ответственностью.

Экономика, как система отношений, включает опреде­ленные объекты — предприятия. Как будет показано ниже, до­вольно часто производственные конфликты и проблемы форми­руются именно на уровне конкретных предприятий. Однако, в ряде случаев уровень, экономической безопасности предприятий как таковой не рассматривается. В целом же в нормативных документах и литературе происходит оперирование понятиями та­кого уровня, как национальная экономика, национальная безо­пасность, безопасность региона, и экономической безопасности предприятий места в этих документах не нашлось.

Определение взаимодействия, соотношения, влияния фак­торов безопасности на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики — довольно сложная задача. Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что имеет место попытка регламентировать или описать поведение целой системы объектов без регламентирования или описания поведения каждого из них. С другой стороны, понят­но, что возможность описания поведения системы объектов без описания поведения каждого из них существует не всегда. Для этого, вероятно, должен быть выполнен ряд условий и сделаны определенные допущения. Представляется разумным предположение о том, что если рассматриваем безопасность некоторой системы, входящей в какую-либо более крупную, слож­ную систему и состоящей, в свою очередь, из ряда подсистем со сложным взаимодействием, то для нас может представлять зна­чительный интерес безопасность систем как минимум на уровень выше и ниже рассматриваемой системы.

Однако стоит отметить, что в законодательстве уровень экономической безопасности предприятия фактически «пропущен». Наиболее возможные причины этого:

v масштаб событий на уровне предприятия несуществен для уровня страны, региона или отрасли;

v процесс законотворчества идет по направлению «от общего к частному», и до уровня предприятия законодатели еще не дошли;

v предприятия — чрезвычайно разнородные объекты, как по организационно-правовой форме, форме собственности, отрасли или отраслям экономики, масштабам деятельности, степени конкуренции в отрасли (регионе), экономическим показателям, поэтому единое описание для них создать довольно тяжело или практически невозможно.

Собствен­никами большинства предприятий являются юридические лица либо граждане, как нашего государства, так и иностранные. Ра­бочие места для граждан нашего государства создаются на пред­приятиях, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность и принимают на свой страх и риск различные решения. Именно предприятия платят налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому со­стояние каждого конкретного предприятия входит в сферу инте­ресов общества, государства и граждан, ставших собственниками во время приватизации и озабоченных сохранением своих прав.

Логично предположить, что решение проблемы экономичес­кой безопасности, включая и законодательное обеспечение де­ятельности по обеспечению экономической безопасности, сле­дует вести не только на уровне государства, региона, отрасли, а и на уровне предприятия. Защита интересов предприятий нацио­нальной экономики является существенным элементом как внут­ренней, так и внешней политики большинства правительств раз­витых стран мира.

ЛЕКЦИЯ № 7. Государственное регулирование национальной экономики. Национальная и экономическая безопасность

ЛЕКЦИЯ № 7. Государственное регулирование национальной экономики. Национальная и экономическая безопасность

1. Государство в российской экономике

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов национальной экономики является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.

Читать еще:  Сферы обеспечения национальной безопасности

Существуют следующие подходы к определению роли государства в национальной экономике:

1) меркантилистский, доминировавший в XVI—XVII вв., основанный на признании целесообразным активного вмешательства государства в национальную экономику. Он исходит из понимания национального богатства как количества драгоценных металлов, находящихся в стране, чему соответствует занятие государством такой позиции, которая способствует экспорту и минимизирует импорт товаров;

2) классический, основанный на теоретических разработках А. Смита, который полагал, что роль государства в экономике сводится к обеспечению безопасности населения, созданию механизмов защиты права собственности. Государство должно создавать только условия для нормального функционирования национальной экономики, но при этом по возможности ограничить степень своего вмешательства;

3) кейнсианский, доминировавший в начале ХХ в. в западных странах. В соответствии с ним государственное вмешательство в национальную экономику необходимо по причине несовершенства рыночных механизмов. Для этого государство должно использовать финансово-кредитные инструменты;

4) неоклассический, исходящий из отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящий их к косвенным методам – налогообложению, фискальной политике.

Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.

С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.

На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина национальной экономики находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования национальной экономики.

Увеличение роли государства, начинающее возрастать с 2004 г., сопровождается одновременной приостановкой процессов приватизации. Г. О. Грефом и А. Л. Кудриным на официальном уровне поставлен вопрос о необходимости усиления степени государственного воздействия на экономику. Логическим продолжением стал фактический переход под государственное управление таких нефтяных компаний, как «Сибнефть» и «Газпром», что оценивается специалистами неоднозначно. С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сконцентрировать в руках государства добычу и продажу полезных ископаемых, которые по Конституции РФ являются национальным достоянием. С другой стороны, мировая практика показывает, что государство не может обеспечить эффективного менеджмента, что усугубляется кризисом самого государственного аппарата.

Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.

Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации.

Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.

По оценкам А. Н. Илларионова в 2002 г. наметилась устойчивая тенденция роста совокупной доли государственного сектора в валовом внутреннем продукте, а за тот же период доля государственного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6%.

А. Л. Кудрин считает, что государственный аппарат из совокупного количества нарушений занимает в сфере: антимонопольного законодательства – 90%, на рынке страховых услуг – 80%, на рынке банковских услуг – 76%, на рынке других финансовых услуг – 50%. Эти показатели имеют устойчивую тенденцию к увеличению. За 2005 г. совокупная прибыль 10 крупнейших государственных компаний составила более 20% от валового внутреннего продукта.

Значение государства в российской экономике достаточно велико не только в направлении создания условий функционирования хозяйствующих субъектов и системы минимальных социальных гарантий, но и в форме прямого государственного вмешательства. Имеет место повсеместное объединение государственных и бизнес-структур, что приводит к монополизации государством рынка. Происходящий начиная с 2002 г. явный возврат к существовавшей государственной экономике все более обострился в 2007 г. Одновременно повышение значение государства в национальной экономике сопровождается снижением степени эффективности функционирования государственного аппарата. Государство, пытаясь занять позиции активного регулирования, не способно по объективным причинам обеспечить рационального управления национальной экономикой в интересах устойчивого экономического роста и выхода из затяжного экономического кризиса. Это связано с наличием таких проблем государственного аппарата, как бюрократизация, взяточничество, коррупция и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лекция 8: ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО — ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1. Развитие и современное содержание понятия финансово-экономической безопасности предприятия.

8.2. Главные угрозы финансово-экономической безопасности предприятия.

8.3. Финансово-экономическая безопасность субъектов хозяйствования основных видов экономичекой деятельности в Украине.

8.4 Государственное регулирование финансово-экономической безопасности предприятия.

Развитие и ссовременное содержание понятия финансово-экономичекой безопасности предприятия.

На основе анализа их научных работ, можно выделить следующие подходы к пониманию сущности экономической безопасности предприятия:

– экономическая безопасность как защиту от несанкционированного доступа к информации.

Первоначально понятие экономической безопасности рассматривалось как обес-печение условий сохранения коммерческой тайны и других секре-тов предприятия. Именно так ее трактовали публикации начале 90-х годов прошлого века. Проблему экономической безопасности предлагается-лось решать исходя из предположения, что степень надежности всей системы хранения информации определяется уровнем безопасности самого слабого ее звена, которым считается персонал организации. Хотя информация в современных условиях «информационного» общества видиг-рает действительно чрезвычайно важную роль во всех сферах экономики, все же такой подход к определению экономической безопасности предприятия енадто узким. Ведь владение так называемым «ноу-хау» никак не гара-нтуе его эффективное применение и достижения цели функционирования ния предприятия.

Читать еще:  Касперский антивирус проверить онлайн

– эЭкономическая безопасность как защиту от методов уголовного конкуренции.

Обеспечение экономической и информационной безопасности пред-принимательства – процесс, направленный на ограждения предпри-ких структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствует элемент предпринимательства, от применения по отношению к ним методов уголовного конкуренции и от другой деятельности, которая причиняет им вред в результате нарушения законодательства или деловой этики. Безопасность предпринимательства — это такое состояние цивилизованного бизнеса, при котором отсутствует экономическая или иной вред, которая наносилась бизнеса намеренно или не нарочно физическими лицами или социальной ими организациями (в том числе и юридическими) с нарушением закона или этики предпринимательства.

– экономическая безопасность предприятия как защита от отрицательных воздействий (угроз). По этому подходу ученые понимают под таким понятием состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз. В рамках этого подхода некоторые исследователи учитывают негативное влияние на деятельность предприятия только внешнего характера. Также в рамках этого понимания экономической безопасности предприятия можно выделить подход, согласно которому считается, что полно-стью защититься от возможных убытков невозможно, а поэтому защита должна быть направлена ​​на их минимизацию.

– экономическая безопасность предприятия как состояние устойчивости или равновесия или эффективного использования его ресурсов.

Сторонники такого подхода понимают экономическую безопасность предприятия как такое состояние его корпоративных ресурсов (капитала, персонала, информации, технологий, техники и оборудования) и предпринимательских возможностей, при котором гарантируется наиболее эффективное их использование, предотвращения внутренних и внешних негативных воздействий (угроз), стабильное функционирование и устойчивое развитие.

В рамках этого подхода также следует выделить понимание эко-номической безопасности предприятия как такового состояния использования его ресурсов, при котором минимизируются негативные воздействия на него: есть вероятность нежелательного изменения субъекта, имущества, принадлежащего ему и затрагивает его внешнюю среду, небольшая (меньше от определенного предела) или существующие и (или) возможные убытки ниже установленных предприятием границ. С этой точки зрения полностью захистистися от нежелательных изменений невозможно, можно лишь снизить вероятность их настанння или возможные убытки до определенного предела. При таком подходе обеспечения экономической безопас-ности предприятия определенной степени отождествляется с деятельностью, направленной на минимизацию экономического риска, ведь вероятность возникновения нежелательного события часто трактуют как риск. С точки зрения отдельных исследователей, экономическая безопасность предприятия и управления рисками, как направления предотвращения или снижения отрицательных действия угроз функционированию предприятия, практически несколько дублирующих друг друга.

– экономическая безопасность как зависимость от гармонизации интересов предприятия с интересами субъектов его внешней среды.

Если обобщить описанные подходы, то можно утверждать, что экономическая безопасность предприятия является многоаспектным понятием,:

– связано с его способностью существовать в долгосрочном периоде (а значит является стратегической проблемой);

– зависит от состояния как составляющих его внутренней среды предприятия (определяется эффективностью управления предприятием), так и от воздействия его внешней среды.

Содержание программы по видам занятий

Экономическая безопасность как составная часть системы безопасности хозяйствующего субъекта.

Модуль 1. Экономическая безопасность как составная часть системы безопасности хозяйствующего субъекта

Тема 1.1. Общие положения по организации системы безопасности хозяйствующего субъекта

Лекция 1. Общие положения по организации системы безопасности хозяйствующего субъекта.

Тема 1.2. Общие положения по экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Лекция 2. Общие положения по экономической безопасности хозяйствующего субъекта

_ Лекционные занятия_

Лекция 1. Общие положения по организации системы безопасности хозяйствующего субъекта.

Источники, формы и последствия угроз безопасности хозяйствующего субъекта. Составные элементы системы безопасности хозяйствующего субъекта.

Направления, методы и средства комплексного противодействия угрозам безопасности хозяйствующего субъекта. Политика безопасности хозяйствующего субъекта. Роль и место службы безопасности в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

Управление системой безопасности хозяйствующего субъекта. Концепция безопасности хозяйствующего субъекта.

Лекция 2. Общие положения по экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Определение понятия «экономическая безопасность». Система критериев и показателей экономической безопасности.

Наиболее типичные проблемы российского предпринимательства. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия. Роль и место службы экономической безопасности в имущественных отношениях предприятия, организованная преступность в России и ее особенности на современном этапе. Формы и методы действий представителей криминальной среды

Дебиторская (кредиторская) задолженность как угроза платежеспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Внешние и внутренние угрозы безопасности финансово-кредитных операций, корпоративные конфликты, недружественные поглощения, недобросовестная конкуренция, безопасность логистических операций.

Соотношение понятий экономическая безопасность и риски. Иерархическая система классификации рисков. Методы исследования рисков экономической безопасности.

Практические (семинарские) занятия.

Содержание практического занятия (семинара)

Система обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Тема 1.1. Построение системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Практическое занятие на тему: «Построение системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта»

Выполнение практических заданий

Построение логических схем: декомпозиция категорий безопасность и экономическая безопасность

Практическое занятие на тему: «Построение логических схем: декомпозиция категорий безопасность и экономическая безопасность»

Темы практических и семинарских занятий. Практическое занятие 1. Построение системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

ООО «ТЕХНОТЕСТ» является ведущим предприятием на российском рынке в области производства и поставок оборудования технической диагностики и неразрушающего контроля для всех областей промышленности. Предприятие выпускает более 80% всего оборудования технической диагностики и неразрушающего контроля, производимого в России. Для ООО «ТЕХНОТЕСТ», функционирующего в реальных экономических условиях, необходимо разработать систему обеспечения экономической безопасности предприятия.

Ответ на задание 1.

Система обеспечения экономической безопасности ООО «ТЕХНОТЕСТ» должна включать следующие этапы:

  • 1. описание миссии ООО «ТЕХНОТЕСТ» — предоставление высокого качества оборудования и услуг, соответствующих международным стандартам промышленного производства
  • 2. описание стратегии ООО «ТЕХНОТЕСТ» — динамичное развитие наряду с постоянным повышением качества выпускаемой продукции
  • 3. мониторинг внешней среды ООО «ТЕХНОТЕСТ»: стратегические зоны хозяйствования; зоны стратегических ресурсов; группы стратегического влияния
  • 4. мониторинг внутренней среды ООО «ТЕХНОТЕСТ»: описание элементов стратегического потенциала предприятия — выход на новые рынки, повышение конкурентоспособности, наращивание объемов реализуемой продукции
  • 5. выявление угроз экономической безопасности ООО «ТЕХНОТЕСТ» — захват рынка конкурентами; темпы инфляции; массовое распространение товаров-заменителей;
  • 6. разработка контрмер: применение эффективных технологий, наличие единой информационной системы, модернизация производственных площадок, понимание потребностей клиентов, глубокое понимание российской специфики, ежегодный ввод в ассортимент новых видов продукции, оптимизация и ротация ассортимента по производственным площадкам, кадровая политика предприятия, направленная на повышение уровня профессионализма сотрудников.
Читать еще:  Самый безопасный сайт знакомств

ООО «ЯХТРОСС» осуществляет деятельность на рынке розничной и оптовой торговли бытовой техникой, включающую коммерческо- посреднические услуги, торгово-закупочную деятельность, доставку бытовой техники на дом, сервисное и послепродажное обслуживание, транс- портно экспедиционное обслуживание, рекламно-информационные и другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ. Необходимо описать основные этапы политики безопасности ООО «ЯХТРОСС».

Ответ на задание 2.

Политика безопасности ООО «ЯХТРОСС» — это организационноправовой и технический документ, в котором должны быть указаны:

  • 1. ответственные лица за безопасность функционирования ООО «ЯХТРОСС»;
  • 2. полномочия и ответственность отделов и служб в отношении безопасности;
  • 3. организация допуска новых сотрудников и их увольнения;
  • 4. правила разграничения доступа сотрудников ООО «ЯХТРОСС» к информационным ресурсам;
  • 5. организация пропускного режима, регистрации сотрудников и посетителей;
  • 6. использование программно-технических средств защиты;
  • 7. другие требования общего характера.

Практическое занятие 2. Построение логических схем: декомпозиция категорий «безопасность» и «экономическая безопасность».

Проведите декомпозицию понятия «безопасность» по природе возникновения угроз и постройте логическую схему данного процесса.

Рис. 1. Логическая схема декомпозиции понятия «безопасность» по природе возникновения угроз

Решение задачи 1.

По природе возникновения можно выделить следующие угрозы безопасности:

  • 1. экономические — конъюнктурные (рыночные) изменения;
  • 2. политические — смена власти, введение эмбарго;
  • 3. правовые — законодательное регулирование деятельности, лицензирование, таможня;
  • 4. техногенные — аварии и катастрофы, истощение ресурсов;
  • 5. экологические — истощение ресурсов, климатические изменения;
  • 6. конкурентные — «черный» PR, недобросовестная конкуренция;
  • 7. контрагентские -неисполнение обязательств, мошенничество и др.

Логическая схема декомпозиции понятия «безопасность» по природе возникновения угроз приведена следующем рис. 1.

Задача 2. Проведите декомпозицию понятия «экономическая безопасность» по сфере возникновения угроз и постройте логическую схему данного процесса.

Рис. 2. Логическая схема декомпозиции понятия «экономическая безопасность» по сфере возникновения угроз

Решение задачи 2.

По сфере возникновения можно выделить следующие угрозы экономической безопасности:

  • • внутренние факторы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и его персонала, которые обусловлены бизнес-процессами и оказывают влияние на результаты хозяйственной деятельности (форма и качество управления предприятия, соблюдение технологий, организация труда и социальной сферы персонала и многие другие);
  • • внешние факторы, которые возникают за пределами предприятия и связаны с конъюнктурой рынка и средой функционирования предприятия, их изменение может привести к возникновению ущерба (социально- экономические, политические, юридические, технологические, криминалистические и другие).

Логическая схема декомпозиции понятия «экономическая безопасность» по сфере возникновения угроз приведена следующем рис. 2.

Самостоятельная работа слушателей.

Вид самостоятельной работы Содержание работы

Экономическая безопасность

Автор: kate08 • Апрель 12, 2018 • Лекция • 1,267 Слов (6 Страниц) • 277 Просмотры

Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов.

Экономический суверенитет РФ — объективно существующая независимость гос-ва в проведении внешней и внутренней политики с учетом международных обязательств.

Угрозы экономической безопасности — совокупность условий и факторов, создающие прямую или косвенну возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере.

Особенности экономической безопасности – реализация органами гос. власти, органами субъектов местного самоуправления и ЦБ РФ комплекса политических, социально – экономических, организационных, информационных и других мер, направленных на противодействие угрозам экономической безопасности.

Общие основы стратегического управления:

Стратегия – комплекс управленческих решений, позволяющих обеспечить долгосрочное развитие, путем использования возможностей и снижения угроз внешней среды, задействуя внутренние ресурсы объекта.

Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 вопроса:

1) Каким объект представляет себя в будущем через 3-5 лет

2) Каково положение объекта в настоящее время?

3) Как достичь желаемого положения?

Функции стратегического управления:

1) Планирование: как правило, ОСУ разрабатывают единый документ – стратегический план. Этому предшествут работы по прогназированию( прогноз на 10 лет) и бюджетированию ( смета доходов/расходов).

2) Организация и координация выполнения стратегического плана: подразумевает выявление ответственных исполнителей, согласно задачам плана, распределения и закрепления работ между ними.

3) Функция мотивации: за достигнутые цели и полученные результаты. Выражена материаьно и не материально стимулами.

4) Контроль: осуществляется по показателям стратегического плана. Он может быть: промежуточным и окончательным ( по итогам отчетного периода).

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании» в нашей стране реализуется принцип скользящего планирования.

Этапы стратегического управления – соответствуют функциям и реализуют цикл принятия и выполнения управленческого решения:

1) Установка целей и задач на долгосрочную перспективу (3-5 лет) [pic 1]

2) Анализ внешней и внутренней среды [pic 2]

3) Разработка стратегии [pic 3] [pic 4] [pic 5]

-разработка альтернативного варианта [pic 6] [pic 7]

-вывод оптимальной стратегии

— выполнение задач исполнителем

Стратегия включает 3 основных компонента:

1) Цели и задания

2) Политика – определенный образ действий для достижения результата

3) Планы, программы, проекты

Основы стратегического управления ЭБ РФ

Нормативно – правовое регуоирование, реализация СЭБ России:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности»;

3) Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «Закон о стратегическом планировании в РФ»;

4) Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года №683 «О статегии национальной безопасности РФ»;

5) Указ Президента РФ от 13 мая 2017 года №208 «О стратегии ЭБ РФ на период до 2030 года»;

6) И другие (локально).

Национальная безопасность РФ – состояние защищенности личности, общества, гос-ва от внутренних и внешних угроз при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×