Система обеспечения региональной безопасности - IT Новости из мира ПК
Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система обеспечения региональной безопасности

СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Прежде чем говорить о системах региональной безопасности, мы должны разобраться, что мы подразумеваем под термином «регион».

В настоящее время имеется значительное многообразие определений, в основе которых различные подходы. Так наиболее общее определение.

Регион – это крупная индивидуальная территориальная единица, включающая, как правило, несколько государств, имеющих сходство государственного и экономического устройства, политическую и экономическую взаимосвязь и географическую общность.

Региональная безопасность предполагает такое состояние отношений, в рамках которого для всех государств, народов, граждан, общественных институтов и групп, входящих в регион, обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.

Системы региональной безопасности основаны на принципе создания международных блоков, союзов и организаций (много- и двухсторонних) между государствами, ставящими перед собой цели и задачи по защите общих территорий от внешних и внутренних угроз различной направленности, существующих для этих стран. В соответствии с этими договоренностями создаются общие силы и средства для решения различных задач (например, мониторинг за природными явлениями, общие силы спасения, вооруженные группировки и.т.д.).

Региональная, также как и глобальная, безопасность составляет часть международной безопасности. На международном уровне государствами формируются соответствующие механизмы поддержания международного мира и безопасности — системы обеспечения международной безопасности.

Обеспечение международной безопасности предполагает, прежде всего, поддержание международной стабильности, как центральной характеристики взаимоотношений субъектов на международной арене. При этом международная стабильность может быть обеспечена либо соответствующим изменением баланса сил между субъектами, либо признанием всеми субъектами соответствующих правил поведения. В связи с этим можно условно выделить две исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:

1) групповые — интегрирующие возможности группы государств в противовес прочим государствам (группам государств) для их скоординированного использования при достижении групповых целей или защиты от общей угрозы;

2) универсальные — основанные на добровольно взятых заинтересованными государствами обязательствах и практических мерах по поддержанию международной безопасности согласованными усилиями.

Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему международного сотрудничества, при которой агрессия против одного из ее участников расценивается как агрессия против всей системы.

Традиционно к групповым системам коллективной безопасности относятся только военно-политические союзы. Их различают по количеству участников (двух и многосторонние); международно-правовому оформлению (формальные и неформальные); степени интеграции.

По последнему признаку определяются военные блоки и коалиции.

Военный блок — военно-политический союз государств, предусматривающий координацию их политической, экономической и военной деятельности. Они создаются в мирное время при обострении международной обстановки как наднациональный инструмент обеспечения групповой безопасности на достаточно длительный срок. Примером военного блока выступает блок НАТО.

Коалиции — временные военно-политические объединения государств, создаваемые для подготовки и ведения войн. В отличие от блоков, коалиция предусматривает только военную интеграцию для ведения коалиционной войны или достижения целей коалиции иными способами. Число участников коалиции определяется чисто военной целесообразностью.

Организационные формы коллективной безопасности зависят от представлений государств о степени согласованности национальных интересов, а также о мерах, необходимых для противодействия общим угрозам национальной безопасности.

Традиционной формой региональных организаций выступают групповые системы — военные блоки, такие как НАТО, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), АНЗЮС. Параллельно развиваются региональные системы коллективной безопасности — ОБСЕ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ).

В последние годы все большую значимость приобретают формы так называемой кооперативной безопасности — многосторонние политические консультативные процессы и системы взаимного оповещения — Шанхайская организация сотрудничества, Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Возрастает также роль международных неправительственных организаций (Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др.) и даже частных лиц.

В обеспечении всех видов безопасности, в том числе региональной, важнейшую роль стали играть так называемые «большая восьмёрка», «двадцатка», когда на самом высшем уровне встречаются первые лица восьми («восьмерка»), либо двадцати («двадцатка») ведущих государств мира (как правило главы государств) и обсуждают различные актуальные вопросы, связанные с защитой населения и территорий от различных угроз мирового масштаба (например, терроризм).

Основными системами обеспечения региональной безопасности сегодня являются:

-в Европе – НАТО, Европейский союз (ЕС), организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСБ);

-в арабском мире – Лига арабских государств (ЛАГ), Совет сотрудничества арабских государств (ССАГ), организация африканского единства (ОАЕ);

-На территории бывшего СССР -Содружество независимых государств (СНГ), организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ);

-на территории стран бассейна Тихого океана – азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС);

-на американском континенте – организация американских государств (ОАГ).

Охарактеризуем основные из них:

Военно-политический блок НАТО представляет собой крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы и Северной Америки. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Участники Договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Отдельного упоминания заслуживает «Партнёрство ради мира» — созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. На сегодняшний день в программе «Партнёрство ради мира» участвуют 24 страны.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура.

Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС) — Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются «опросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества». Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган — Секретариат во главе с Генсеком НАТО.

Для организации сотрудничества государств — членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты.

Также в рамках НАТО действует значительное количество разнообразных и разноуровневых военных органов.

Комитет военного планирования (КВП) обычно состоит из постоянных представителей, но заседания проводит на уровне министров обороны (не реже двух раз в год). Он занимается решением большинства военных вопросов и проблем, относящихся к планированию коллективной обороны.

Группа ядерного планирования (ГЯП) является основным форумом для проведения консультаций по всем вопросам, касающимся роли ядерных сил в осуществлении политики НАТО в области обороны и безопасности. Обычно заседания ГЯП проводятся два раза в год на уровне министров обороны, как правило, в одно время с заседаниями Комитета военного планирования, а в случае необходимости — на уровне послов.

Военный комитет отвечает за выработку рекомендаций политическому руководству НАТО, касающихся мер по обеспечению совместной обороны зоны действия НАТО, и за подготовку общих директив по военным вопросам.

Международный военный штаб, в свою очередь, обеспечивает работу Военного комитета НАТО.

Кроме того, имеется ряд военных управлений, осуществляющих надзор за конкретными аспектами деятельности Военного комитета.

НАТО осуществляет следующие основные виды деятельности:

-осуществляет противовоздушную оборону, цель которой — отражение потенциальных воздушных угроз и обеспечение неприкосновенности воздушного пространства стран НАТО;

-контроль над вооружениями с целью их недопущения применения в решении спорных вопросов и особенно ядерного оружия;

-борьба с терроризмом, как одной из главных мировых угроз социального характера;

-выполнение странами блока международных договоренностей по сокращению обычных вооружений, распространению ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки;

Читать еще:  Перевести формулу в паскаль онлайн

-гражданское чрезвычайное планирование. Его главные задачи — обеспечить поддержку военных операций со стороны гражданских властей и населения, а также содействовать государственным органам власти при невоенных чрезвычайных ситуациях, особенно в защите мирного населения.

-оказание государствам-членам и партнерам в защите их населения от возможных последствий атак террористов с применением химических, биологических и ядерных боевых средств.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Система обеспечения региональной безопасности на современном этапе.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух «мировых систем». Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств — участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии «холодной войны». Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН «Региональ­ные соглашения»: в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы «Партнерство во имя мира» не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора».

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию «мировой системы социализма», предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств — участников СБСЕ в Хельсинки 9—10 июля 1992 г. и в Будапеште 5—6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи — Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации;
— само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности;
— реализация национальных интересов Российской Федерации в региональном разрезе заключается в соблюдении конституционных прав и свобод граждан

В научной литературе понятие «региональная безопасность» чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, применительно к Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам.
Региональный подход с учетом перечисленных выше групп интересов предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья.
Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги «Основы национальной безопасности России», рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России

В рамках указанного подхода В.М. Родачин указывает: «Вместе с тем в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании. Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ»

Существует несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, в зависимости от выбора определения понятия «регион», а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.
Говоря о первом из указанных условий — возможном определении понятия «регион», необходимо заметить, что оно, как правило, может пониматься в трех смыслах:
а) зачастую в теории конституционного права понятие «регион» приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной власти

б) в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации;
в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу Российской Федерации: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО . По сути, третий из перечисленных подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом, однако появился после создания системы федеральных округов.
Второе из указанных условий является концептуально более важным, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности.
По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства.
Региональная безопасность — это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.
Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.
Понятие региональной безопасности, как уже было сказано выше, относится к внутренней составляющей национальной безопасности. Иногда применительно к указанной составляющей национальной безопасности применяется термин «внутренняя безопасность»

Читать еще:  Типы переменных в си шарп

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ — НАТО, ЕС, ОБСЕ

На Европейском континенте сформировалась наиболее развитая и разветвленная система региональных организаций коллективной безопасности. Эта система европейской безопасности имеет длительную историю формирования, создавалась в несколько этапов и включает к настоящему времени целый ряд организаций, отличающихся друг от друга правовыми, организационными и материальными составляющими. Важную роль в этом процессе играет «цивилизационная» принадлежность европейских государств, а также формирование экономических интеграционных группировок на континенте.

«Цивилизационный» фактор определяется тремя основными направлениями интеграции.

  • 1. Трансатлантическое (атлантизм), определяемое тесными связями европейских государств с Соединенными Штатами Америки и Канадой.
  • 2. Европейское (европоцентризм), определяемое самостоятельными направлениями европейской интеграции, когда США и внеевропейские страны как бы «выводятся» за скобки этих направлений.
  • 3. Евразийское, связанное с «российским» фактором в Европе и уровнем «вовлеченности» России и государств СНГ в процессы формирования европейских коллективных структур обеспечения безопасности.

«Цивилизационный» фактор тесно связан с экономическими основаниями интеграционных процессов в Европе. Последние также играют основополагающую роль в создании европейских коллективных систем безопасности. Так, например, высокая взаимозависимость экономик европейских стран и США задает прочную экономическую основу для их военно-политической интеграции. Формирование блока НАТО являлось фактически военнополитическим «сопровождением», военной составляющей «плана Маршалла». В то же самое время проект формирования и расширения Евросоюза также включает компонент коллективной безопасности в форме самостоятельной и независимой наднациональной политики ЕС в сфере обороны и безопасности. Тесные экономические связи европейских государств с Россией, а также определенная степень их зависимости от поставок российских энергоресурсов вносят значимые «поправки» в роль Российской Федерации, которую она играет в европейской системе безопасности.

В ходе длительной эволюции к настоящему времени в Европе сформировалась сложная система международных организаций с «пересекающимся» членством, в задачи и повестку дня которых включены вопросы обеспечения коллективной безопасности и поддержания региональной безопасности в целом.

Эту ситуацию в некоторой степени отражает доминирующая сейчас концепция региональной безопасности «подкрепляющих друг друга институтов» в области безопасности, ранее известная как «взаимодействующие институты». Концепция восходит к Римской декларации о мире и сотрудничестве, принятой на высшем уровне в Риме в ноябре 1991 г. В декларации отмечается, что сложные проблемы, с которыми предстоит столкнуться новой Европе, невозможно решить в полной мере силами одного института и что это возможно только в рамках взаимодействующих институтов, объединяющих в своих рамках страны Европы и Северной Америки.

Общая концепция развития сотрудничества между подкрепляющими друг друга институтами, согласованная на встрече министров стран ОБСЕ в Копенгагене в декабре 1997 г., содержит перечень принципов и обязательств по развитию сотрудничества между подкрепляющими друг друга организациями и институтами на платформе безопасности, основанной на сотрудничестве. В рамках соответствующих организаций и институтов, членами которых они являются, государства-участники берут на себя обязательства предпринять усилия по обеспечению приверженности этих организаций и институтов данной платформе.

Следует также отметить, что «пересекающееся» членство, а также национальные интересы государств — участников систем европейской безопасности служат связующим звеном между региональной безопасностью Европы и безопасностью Евразии и Большого Ближнего Востока (рис. 13.1).

Наиболее массовой, но аморфной по задачам и повестке дня организацией выступает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наиболее заметную и значимую роль в Европе играют групповые системы безопасности, по правовым, организационным и материальным основаниям представляющие собой военные блоки. Это прежде всего Организация Североатлантического договора — НАТО, формирующиеся структуры безопасности Евросоюза, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Рис. 13.1. Организации обеспечения региональной безопасности в Европе

Раздел 3. Уровни обеспечения национальной безопасности: общегосударственный, региональный и местный.

В Законе Российской Федерации «О безопасности» 2010 г. сказано, что в законодательные основы обеспечения безопасности входят также «конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере» (ст. 6). Но вот пределы этой компетенции не обозначены.

Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на ней.

При рассмотрении проблем региональной безопасности представляется вполне обоснованным и логичным под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.

Региональная безопасность рассматривается в контексте национальной безопасности, поэтому данные аспекты нашли отражение в Законе РФ «О безопасности»,Концепция НБ России, где дано четкое понятие безопасности, жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз, субъектов и объектов безопасности.[9]

Региональную безопасность можно определить как состояние отношений в рамках конкретного регионального комплекса безопасности, при котором для всех относящихся к нему государств, народов , граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.[10]

Каких-либо нарушений с методологической точки зрения при этом нет. Просто нужно признать и нормативно утвердить, что регион — это сложная социально-экономическая и политическая система, в структурном отношении совпадающая с единицей административно-территориального и национально-территориального деления России как федеративного государства.

Таким образом, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

Аналогично определяется безопасность на муниципальном (местном) уровне.

Муниципальный уровень включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям.

Проблемы безопасности мегаполисов — экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии — имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.

В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т.д.

Это свидетельствует, что региональная безопасность затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности региона, в соответствии с которыми она может классифицироваться по видам как и национальная безопасность в целом.

В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз. В общем виде система обеспечения региональной безопасности в субъекте Федерации выглядит следующим образом.

Читать еще:  Поменять строки в матрице паскаль

Эффективность деятельности этой системы в значительной степени зависит от соответствующей правовой базы и механизма ее реализации. Однако существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также организационные формы деятельности государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности еще не отработаны.

Оценивая эти положения, следует указать на определенные неточности и противоречия, влияющие на проведение правовых и организационных мер в сфере обеспечения региональной безопасности.

Так, к федеральному ведению отнесены вопросы безопасности, но Правительство Российской Федерации должно принимать меры по обеспечению якобы только государственной безопасности. Обеспечение государственной безопасности — исключительное право Российской Федерации, но кадры всех правоохранительных органов могут находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Неоднозначность положений Конституции Российской Федерации в отнесении пунктами «б» и «л» ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, кадров правоохранительных органов обусловила распространение этого положения и на другие органы безопасности.

Столь небрежное отношение к построению системы конституционных норм, касающихся обеспечения национальной безопасности, создает трудности в их надлежащей детализации в федеральных законах и законах субъектов Федерации, непосредственно регулирующих управление в этой сфере.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о фактическом отсутствии единого общероссийского правового пространства в сфере обеспечения безопасности. Необходима инициатива центра по разработке и введению в действие правовым федеральным актом единой, в определенной степени стандартизированной модели региональной безопасности.

Однако разделение по предметам ведения и объектам безопасности достаточно условно. Дело в том, что личность, общество и государство как объекты безопасности составляют единое целое. Защищенность государства обеспечивает защиту личности и общества, защищенность личности обеспечивает прогрессивное развитие общества и стабильность государства.

Именно поэтому федеральные законы, регулирующие вопросы безопасности, должны быть системообразующими, устанавливать оптимальный баланс интересов личности, общества и государства и, соответственно, определять компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать этой системе, быть ее частью.

Отмеченный разнобой в содержании существующей законодательной и нормативно-правовой базы в большинстве субъектов Федерации обусловил подобное разнообразие и в формировании региональных систем обеспечения безопасности. Каждый регион формирует свою оригинальную систему обеспечения безопасности. В ряде субъектов Российской Федерации созданы Советы Безопасности, в ряде — Комитеты безопасности, в ряде субъектов нет ни того, ни другого. Общим для всех субъектов Российской Федерации, пожалуй, является наличие правоохранительных органов и служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Общественная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и включает в себя безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь); природную безопасность; техногенную безопасность; экологическую безопасность и др.

Правовое регулирование деятельности органов управления в области их деятельности по обеспечению общественной безопасности включает в себя совокупность правовых актов как федерального уровня так и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Содействие в области обеспечения общественной безопасности несомненно в настоящее время является одним из приоритетных направлений в деятельности органов управления как на федеральном так и на местном уровнях.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке.

Обсуждение проблемы национальных интересов актуально в критериях кризисного переходного состояния российского сообщества, когда главнейшими считаются цели самосохранения, сохранности развития, реализации цивилизационной идентичности. Российская Федерация оказалась в центре перемен, стала наикрупнейшей зоной непостоянности.

Понимание национальных интересов, выступая интегрирующим фактором для российского сообщества, задает направленность политики страны в принятии определенных внутри- и внешнеполитических решений.

Национально-государственные интересы ориентируются рядом причин: географическое положение державы; богатство ресурсами; народонаселение и его государственная, расовая структура; степень становления; присутствие наружных и внутренних опасностей; внутреннее устройство. Их содержательный контекст с потребностью базируется на историческое прошлое, сформировавшуюся на протяжении веков культуру, традиции, систему ценностей, духовный склад народонаселения. Тщательно рассматриваются более важные нюансы государственных интересов: политический, экономический, социальный.

Изучение национально-государственных интересов и державной безопасности сообщества указывает, что проблема государственной безопасности рассматривается не лишь на уровне исключения угроз и возможности адекватного на них реагирования. Реализации безопасности подразумевает институциональную устойчивость и структурную сбалансированность сообщества, полноценную социокультурную трансляцию в циклах общественного воспроизводства, формирование гуманитарно-нацеленных технологий социального взаимодействия, профессионализм и обязанность управляющих развитием сообщества субъектов. Внутренние угрозы публичной безопасности наиболее опасны для социальной системы собственными стратегическими результатами, так как они ведут к воспроизводству и умножению разрушений социокультурной, нормативной среды, скрепляющей сообщество в единое целое.

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМА

Война и мир в терминах и определениях . под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014 .

Смотреть что такое «БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМА» в других словарях:

БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМА — комплекс взаимоувязанных межгосударственных отношений и организаций, политико дипломатических, экономических, военных и общественных мероприятий и усилий, обеспечивающих коллективную безопасность государств и народов. Система международной… … Война и мир в терминах и определениях

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Система-112 — Система 112 это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для… … Википедия

Система ГЛОНАСС — Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС (GLONASS) является российским аналогом американской Системы глобального позиционирования (GPS) и предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени морских … Энциклопедия ньюсмейкеров

ГОСТ Р 1.12-99: Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 1.12 99: Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения оригинал документа: 154 ** аттестация испытательного оборудования: Определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53704-2009: Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 53704 2009: Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования оригинал документа: 3.1 безопасность защищаемого объекта: Состояние защищенности объекта от угроз причинения ущерба (вреда) жизни или … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Ялтинско-потсдамская система международных отношений — Ялтинско Потсдамская система международных отношений[1] принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2] Впервые вопрос послевоенного… … Википедия

Банковская система — (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — Федеральная служба безопасности единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. Свою историю органы безопасности России ведут c… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ОАО «Спутниковая система «Гонец» — Открытое акционерное общество (ОАО) Спутниковая система Гонец было создано в 2006 году на базе закрытого акционерного общества (ЗАО) Спутниковая система Гонец , образованного в 1998 году. Компания занимается разработкой, производством,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
×
×