Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символьная матрица паскаль

Pascal-Паскаль

Программирование. Двумерные массивы Pascal-Паскаль

  • Скачено бесплатно: 9310
  • Куплено: 414
  • Pascal-Паскаль->Программирование. Двумерные массивы Pascal-Паскаль

Программирование. Двумерные массивы Pascal-Паскаль

Двумерные массивы Паскаля – матрицы

Двумерный массив в Паскале трактуется как одномерный массив, тип элементов которого также является массивом (массив массивов). Положение элементов в двумерных массивах Паскаля описывается двумя индексами. Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы.

Рассмотрим двумерный массив Паскаля размерностью 3*3, то есть в ней будет три строки, а в каждой строке по три элемента:

Каждый элемент имеет свой номер, как у одномерных массивов, но сейчас номер уже состоит из двух чисел – номера строки, в которой находится элемент, и номера столбца. Таким образом, номер элемента определяется пересечением строки и столбца. Например, a 21 – это элемент, стоящий во второй строке и в первом столбце.

Описание двумерного массива Паскаля.

Существует несколько способов объявления двумерного массива Паскаля.

Мы уже умеем описывать одномерные массивы, элементы которых могут иметь любой тип, а, следовательно, и сами элементы могут быть массивами. Рассмотрим следующее описание типов и переменных:

Пример описания двумерного массива Паскаля

Мы объявили двумерный массив Паскаля m, состоящий из 10 строк, в каждой из которых 5 столбцов. При этом к каждой i -й строке можно обращаться m [ i ], а каждому j -му элементу внутри i -й строки – m [ i , j ].

Определение типов для двумерных массивов Паскаля можно задавать и в одной строке:

Обращение к элементам двумерного массива имеет вид: M [ i , j ]. Это означает, что мы хотим получить элемент, расположенный в i -й строке и j -м столбце. Тут главное не перепутать строки со столбцами, а то мы можем снова получить обращение к несуществующему элементу. Например, обращение к элементу M [10, 5] имеет правильную форму записи, но может вызвать ошибку в работе программы.

Основные действия с двумерными массивами Паскаля

Все, что было сказано об основных действиях с одномерными массивами, справедливо и для матриц. Единственное действие, которое можно осуществить над однотипными матрицами целиком – это присваивание. Т.е., если в программе у нас описаны две матрицы одного типа, например,

то в ходе выполнения программы можно присвоить матрице a значение матрицы b ( a := b ). Все остальные действия выполняются поэлементно, при этом над элементами можно выполнять все допустимые операции, которые определены для типа данных элементов массива. Это означает, что если массив состоит из целых чисел, то над его элементами можно выполнять операции, определенные для целых чисел, если же массив состоит из символов, то к ним применимы операции, определенные для работы с символами.

Ввод двумерного массива Паскаля.

Для последовательного ввода элементов одномерного массива мы использовали цикл for, в котором изменяли значение индекса с 1-го до последнего. Но положение элемента в двумерном массиве Паскаля определяется двумя индексами: номером строки и номером столбца. Это значит, что нам нужно будет последовательно изменять номер строки с 1-й до последней и в каждой строке перебирать элементы столбцов с 1-го до последнего. Значит, нам потребуется два цикла for , причем один из них будет вложен в другой.

Рассмотрим пример ввода двумерного массива Паскаля с клавиатуры:

Пример программы ввода двумерного массива Паскаля с клавиатуры

Двумерный массив Паскаля можно заполнить случайным образом, т.е. использовать функцию random (N), а также присвоить каждому элементу матрицы значение некоторого выражения. Способ заполнения двумерного массива Паскаля выбирается в зависимости от поставленной задачи, но в любом случае должен быть определен каждый элемент в каждой строке и каждом столбце.

Вывод двумерного массива Паскаля на экран.

Вывод элементов двумерного массива Паскаля также осуществляется последовательно, необходимо напечатать элементы каждой строки и каждого столбца. При этом хотелось бы, чтобы элементы, стоящие в одной строке, печатались рядом, т.е. в строку, а элементы столбца располагались один под другим. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий (рассмотрим фрагмент программы для массива, описанного в предыдущем примере):

Пример программы вывода двумерного массива Паскаля

Замечание (это важно!): очень часто в программах студентов встречается ошибка, когда ввод с клавиатуры или вывод на экран массива пытаются осуществить следующим образом: readln (a), writeln (a), где а – это переменная типа массив. При этом их удивляет сообщение компилятора, что переменную этого типа невозможно считать или напечатать. Может быть, вы поймете, почему этого сделать нельзя, если представите N кружек, стоящих в ряд, а у вас в руках, например, чайник с водой. Можете вы по команде «налей воду» наполнить сразу все кружки? Как бы вы ни старались, но в каждую кружку придется наливать отдельно. Заполнение и вывод на экран элементов массива также должно осуществляться последовательно и поэлементно, т.к. в памяти ЭВМ элементы массива располагаются в последовательных ячейках.

Представление двумерного массива Паскаля в памяти

Элементы абстрактного массива в памяти машины физически располагаются последовательно, согласно описанию. При этом каждый элемент занимает в памяти количество байт, соответствующее его размеру. Например, если массив состоит из элементов типа integer , то каждый элемент будет занимать по два байта. А весь массив займет S^2 байта, где S – количество элементов в массиве.

А сколько места займет массив, состоящий из массивов, т.е. матрица? Очевидно: S i^S j , где S i — количество строк, а S j – количество элементов в каждой строке. Например, для массива типа

потребуется 12 байт памяти.

Как будут располагаться в памяти элементы этого массива? Рассмотрим схему размещения массива M типа matrix в памяти.

Под каждый элемент M [i,j] типа integer выделяется две ячейки памяти. Размещение в памяти осуществляется «снизу вверх». Элементы размещаются в порядке изменения индекса, что соответствует схеме вложенных циклов: сначала размещается первая строка, затем вторая, третья. Внутри строки по порядку идут элементы: первый, второй и т.д.

Как мы знаем, доступ к любой переменной возможен, только если известен адрес ячейки памяти, в которой хранится переменная. Конкретная память выделяется для переменной при загрузке программы, то есть устанавливается взаимное соответствие между переменной и адресом ячейки. Но если мы объявили переменную как массив, то программа «знает» адрес начала массива, то есть первого его элемента. Как же происходит доступ ко всем другим элементам массива? При реальном доступе к ячейке памяти, в которой хранится элемент двумерного массива, система вычисляет ее адрес по формуле:

где Addr – фактический начальный адрес, по которому массив располагается в памяти; I , J – индексы элемента в двумерном массиве; SizeElem – размер элемента массива (например, два байта для элементов типа integer ); Cols – количество элементов в строке.

Выражение SizeElem * Cols *( I -1)+ SizeElem *( J -1) называют смещением относительно начала массива.

Сколько памяти выделяется для массива?

Рассмотрим не столько вопрос о том, сколько памяти выделяется под массив (это мы разобрали в предыдущем разделе), а о том, каков максимально допустимый размер массива, учитывая ограниченный объем памяти.

Для работы программы память выделяется сегментами по 64 Кбайт каждый, причем как минимум один из них определяется как сегмент данных. Вот в этом-то сегменте и располагаются те данные, которые будет обрабатывать программа. Ни одна переменная программы не может располагаться более чем в одном сегменте. Поэтому, даже если в сегменте находится только одна переменная, описанная как массив, то она не сможет получить более чем 65536 байт. Но почти наверняка, кроме массива в сегменте данных будут описаны еще некоторые переменные, поэтому реальный объем памяти, который может быть выделен под массив, находится по формуле: 65536- S , где S – объем памяти, уже выделенный под другие переменные.

Читать еще:  Сортировка массива вставками паскаль

Зачем нам это знать? Для того чтобы не удивляться, если при компиляции транслятор выдаст сообщение об ошибке объявления слишком длинного массива, когда в программе встретит описание (правильное с точки зрения синтаксиса):

Вы уже знаете, что, учитывая двухбайтовое представление целых чисел, реально можно объявить массив с количеством элементов равным 65536/2 –1=32767. И то лишь в том случае, если других переменных не будет. Двумерные массивы должны иметь еще меньшие границы индексов.

Примеры решения задач с двумерными массивами Паскаля

Задача: Найти произведение ненулевых элементов матрицы.

Решение:

  • Для решения данной задачи нам потребуются переменные: матрица, состоящая, например, из целочисленных элементов; P – произведение элементов, отличных от 0; I , J – индексы массива; N , M – количество строк и столбцов в матрице.
  • Входными данными являются N , M – их значения введем с клавиатуры; матрица – ввод матрицы оформим в виде процедуры, заполнение матрицы осуществим случайным образом, т.е. с помощью функции random ().
  • Выходными данными будет являться значение переменной P (произведение).
  • Чтобы проверить правильность выполнения программы, необходимо вывести матрицу на экран, для этого оформим процедуру вывода матрицы.
  • Ход решения задачи:

обсудим сначала выполнение основной программы, реализацию процедур обговорим чуть позже:

  • введем значения N и M ;
  • Введем двумерный массив Паскаля, для этого обращаемся к процедуре vvod ( a ), где а – матрица;
  • Напечатаем полученную матрицу, для этого обращаемся к процедуре print ( a );
  • Присвоим начальное значение переменной P =1;
  • Будем последовательно перебирать все строки I от 1-й до N -й, в каждой строке будем перебирать все столбцы J от 1-го до M -го, для каждого элемента матрицы будем проверять условие: если a ij ? 0, то произведение P будем домножать на элемент a ij ( P = P * a ij );
  • Выведем на экран значение произведения ненулевых элементов матрицы – P ;

А теперь поговорим о процедурах.

Замечание (это важно!) Параметром процедуры может быть любая переменная предопределенного типа, это означает, что для передачи в процедуру массива в качестве параметра, тип его должен быть описан заранее. Например :

Вернемся теперь к нашим процедурам.

Процедура ввода матрицы называется vvod , параметром процедуры является матрица, причем она должна быть, как результат, передана в основную программу, следовательно, параметр должен передаваться по ссылке. Тогда заголовок нашей процедуры будет выглядеть так:

Для реализации вложенных циклов в процедуре нам потребуются локальные переменные-счетчики, например, k и h . Алгоритм заполнения матрицы уже обсуждался, поэтому не будем его повторять.

Процедура вывода матрицы на экран называется print , параметром процедуры является матрица, но в этом случае она является входным параметром, следовательно, передается по значению. Заголовок этой процедуры будет выглядеть следующим образом:

И вновь для реализации вложенных циклов внутри процедуры нам потребуются счетчики, пусть они называются так же – k и h . Алгоритм вывода матрицы на экран был описан выше, воспользуемся этим описанием.

Пример программы двумерного массива Паскаля

Программирование

Исходники Pascal (127)

Справочник

Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту

Символьная матрица паскаль

Реализация динамических массивов

Для того, чтобы работать с динамическими массивами, необходимо перед началом работы выделить память под такой массив, а после использования массива — освободить выделенную память:

Реализация динамических матриц

Для того, чтобы работать с динамическими матрицами, проще всего представить матрицу, как массив векторов (массив, содержащий указатели на строки матрицы). Перед началом работы с такой матрицей нужно сначала выделить память под массив указателей на строки, и только потом выделять память для хранения самих данных. После использования матрицы выделенная память освобождается в обратной последовательности:

Модуль для работы с дин. массивом

Модуль позволяет работать с массивами с переменной длиной (допускается создание массивов, использующих любые типы данных — встроенные типы Паскаля, перечисления и записи — в качестве базового типа).

Использование процедур и функций модуля:

  • Constructor Init(sz: Word);
    Инициализирует массив. Требуется запустить его лишь один раз — в начале работы с массивом.
  • Destructor Done;
    Удаляет массив. Вызывается по окончании работы с массивом для освобождения динамической памяти.
  • Procedure Resize(sz: Word);
    Процедура для увеличения размера массива (новый размер определяется значением sz).

Если sz меньше текущей длины массива, размер меняться не будет. После изменения размера все предыдущие значения остаются на своих местах, новые — заполняются нулями.

  • Function GetSize: Word;
    Возвращает текущую длину массива. Используется для упрятывания переменной SizeOfArray, т.к. последствия доступа к SizeOfArray напрямую могут быть непредсказуемые.
  • Function Get(i: Word): PTType;
    Функция, возвращающая адрес i-го элемента массива.

    Если значение i больше максимальной длины массива, возвращается nil.
    Procedure Put(i: Word; T: TType);
    Процедура для записи элемента T в i-ю позицию массива.

    Если значение i больше максимальной длины массива, никаких действий не производится.
    Function Input(n: Integer; s: String): Integer;
    Процедура ввода первых N элементов массива. S — имя текстового файла, из которого нужно прочитать эти элементы.

    Для ввода с клавиатуры пользуемся std_in. Функция возвращает (-1) если файла с указанным именем не существует.
    Function Print(s: String): Integer;
    Функция выводит массив в текстовый файл. S — имя файла, в который будет осуществляться вывод.

    Для вывода на экран пользуемся std_out. Функция возвращает (-1) если не может создать файл с указанным именем.

  • Procedure qSort(Left,Right:integer);
    Быстрая сортировка массива.
  • Procedure hSort;
    Пирамидальная сортировка массива. Полезна если Вы уверены что массив почти или полностью отсортирован.
  • Function max: PTType;
    Возвращает указатель на максимальный элемент массива.
  • Function min: PTType;
    Возвращает указатель на минимальный элемент массива.
  • Function maxIndex: Word;
    Возвращает индекс максимального элемента в массиве.

    (Если элементов с таким значением несколько — возвращается первый из них)
    Function minIndex: Word;
    Возвращает индекс минимального элемента в массиве.

    (Если элементов с таким значением несколько — возвращается первый из них)

  • Function IndexOf(T: TType): Word;
    Проверяет вхождение элемента T в массив. Возвращает 0, если элемент не был найден, иначе возвращается индекс элемента.
  • Procedure Invert;
    Инвертирует массив.
  • Function Concat(Var a: TArray): Boolean;
    Используется для «слияния» двух динамических массивов. Возвращает True в случае успеха. Иначе — False.

    Внимание . При успешном завершении Concat массив, передаваемый как параметр А удаляется.

    Ниже приведена программа, демонстрирующая основные возможности модуля. Исходники модуля вместе с текстовой программой: Array.rar

    Данный модуль можно адаптировать для работы с любым встроенным типом данных Турбо Паскаля. Все, что потребуется изменить — это:

    Модуль для работы с дин. матрицей

    Реализация этого модуля гораздо сложнее, чем реализация Объектно-Ориентированного модуля, приведенного здесь:
    Работа с динамическими матрицами.

    Это связано с тем, что в данном модуле каждая строка матрицы представляет собой объект, над которым можно производить те или иные операции.

    Например,

    • можно создать матрицу 10 x 2, и отсортировать первую строку по возрастанию, а вторую — по убыванию.
    • можно создать «треугольную матрицу» порядка N, количество элементов в строках которой изменяется от 1 до N (нижнетреугольная матрица), или от N до 1 (верхнетреугольная матрица), нулевые элементы не будут храниться в структуре для экономии памяти
    • можно, наконец, создать матрицу (хотя, правильнее было бы назвать это «структурой») совершенно любой формы, например, такую:

    Для достижения такой функциональности в модуле вводятся типы: Для работы со строками матрицы в объекте TVector присутствуют следующие методы:

    • Constructor copy_arr(Var arr: Array Of TType; Const sz: Word);
      Создание строки из sz элементов и ее инициализация элементами массива arr
    • Constructor zero(sz: Word);
      Создание строки из sz элементов и ее инициализация нулями
    • Constructor copy(Var vect: TVector);
      Создание новой строки матрицы путем полного копирования уже существующей строки vect
    • Constructor value(sz: Word; t: TType);
      Создание новой строки из sz элементов и заполнение всех их значением T
    • Destructor done;
      Удаление строки матрицы
    • Function get(i: Word): PTType;
      Функция возвращает указатель на i-ый элемент строки
    • Procedure put(i: Word; t: TType);
      Устанавливает i-ый элемент строки равным T
    • Procedure print(Var os: Text);
      Распечатывает содержимое строки в файл, дескриптор которого os передается в качестве параметра процедуры
    • Procedure sort(style: sorting; dir: direction);
      Процедура сортировки строки матрицы методом style (bubble_sort, quick_sort или heap_sort) в порядке, задаваемом параметром dir (dir_ascend или dir_descend)
    • Procedure allocate(sz: Word);
      Приватный метод, реализующий собственно выделение памяти под строку, и заполняющий поле size объекта.

    Переходим к описанию методов объекта TMatrix:

    • Constructor zero(n_rows, n_cols: Word);
      Создание матрицы из n_rows строк и n_cols столбцов и ее инициализация нулями
    • Constructor copy(Var mtrx: Tmatrix);
      Создание новой матрицы путем полного копирования уже существующей mtrx
    • Constructor init(n_rows, n_cols: Word; t: TType);
      Создание матрицы из n_rows строк и n_cols столбцов и ее инициализация значением T
    • Constructor duplicate(n_rows: Word; Var vect: tvector);
      Создание матрицы из n_rows строк и заполнение каждой строки копией вектора vect
    • Constructor mxO(sz: Word);
      Создание «нулевой» квадратной матрицы порядка sz
    • Constructor mxE(sz: Word);
      Создание «единичной» квадратной матрицы порядка sz
    • Constructor mxTriUp(sz: Word);
      Создание и обнуление «верхнетреугольной» квадратной матрицы порядка sz
    • Constructor mxTriDn(sz: Word);
      Создание и обнуление «нижнетреугольной» квадратной матрицы порядка sz
    • Destructor done;
      Удаление матрицы
    • Function get_row_count: Word;
      Эта функция возвращает количество строк в матрице, и используется для сокрытия переменной num_rows
    • Function get_vector(i: Word): PTVector;
      Функция, возвращающая указатель на i-ую строку матрицы
    • Procedure print(Var os: Text);
      Распечатывает содержимое матрицы в файл, дескриптор которого os передается в качестве параметра процедуры
    • Procedure allocate(sz: Word);
      Приватный метод, реализующий собственно выделение памяти под матрицу, и заполняющий поле num_rows объекта.

    Для удобства использования все процедуры, связанные с сортировкой, вынесены в отдельный файл.

    Двумерные массивы паскаль

    Двумерный массив в Паскале представляет собой таблицу, состоящую из нескольких одномерных массивов. Двумерные массивы Pascal называют матрицей. Положение элементов в матрице обозначается двумя индексами.

    Рассмотрим матрицу 3*3, то есть она будет состоять из 3 строк и 3 столбцов:

    Каждый элемент обладает 2-мя индексами. Первый — номер строки, в котором располагается элемент, а второй – номер столбца. Следовательно, индекс элемента определяется местом пересечением столбца и строки . Например, a13 – это элемент, стоящий в первой строке и в третьем столбце массива.

    Описание двумерного массива Паскаля.

    Имеется ряд методов объявления двумерного массива.

    Рассмотри способ, в котором указывается тип элемента и переменные.

    В данном варианте матрица mas состоит из 4 строк, в каждой из которых 9 столбцов. При этом мы можем обратиться к любой i -й строке через mas [ i ], а к j -му элементу внутри i строки – m [ i , j ].

    Во втором и третьем способе матрицу можно задать в одну строку.

    Как и в предыдущем варианте, матрица имеет 4 строки и 9 столбцов, обращение к какому-либо элементу массива имеет вид: mas [ i , j ]. Значит, что элемент, расположен в i -й строке и j -м столбце. Важно не перепутать строки со столбцами, иначе произойдет ошибка в ответе.

    Основные действия с двумерными массивами Паскаля

    Все основные действия над матрицами выполняются поэлементно, причем типы данных элементов должны быть одинаковыми. То есть, если матрица состоит из чисел, то действия можно выполнять только с числами. Однако для реализации операции присваивания массивам достаточно быть одного размера. Например, дан массив

    в ходе выполнения такой программы матрице а можно присвоить значения матрицы b ( a := b ).

    Ввод двумерного массива Паскаля.

    Для поочередного ввода элементов в матрицу необходимо перебрать элементы с 1-го столбца 1-ой строки до последнего столбца последней строки. Для этого используется два оператора цикла for, причем один вложен в другой.

    Проанализируем образец ввода двумерного массива Паскаля с клавиатуры:

    Способ заполнения двумерного массива Паскаля зависит от поставленной задачи. Например, функцию random (N) позволяет заполнять матрицу случайными величинами a[i,j]:=random(25)-10. Некоторые задачи требуют содержание выражений в матрице. Не забывайте, что в любом случае должен быть определен каждый элемент в каждых строках и столбцах.

    Вывод двумерного массива Паскаля на экран.

    При выводе элементы должны печатать по порядку индексов, то есть в строках элементы стоят друг за другом, а в столбах один под другим. Для этого необходимо написать следующие элементы кода:

    Примечание! Использовать операторы readln ( a [ i , j ]), writeln именно в таком виде, в противном случае компилятор не сможет считать и напечатать элемент. Ввод в программу операторов в таком виде readln (a), writeln (a) не допустим, так как а – это переменная типа массив.

    Представление двумерного массива Паскаля в памяти

    В памяти ЭВМ элементы двумерного массива располагаются последовательно и занимают несколько байт. Например, элементы массива типа integer, будут занимать по 2 байта. А весь массив займет S^2 байта, где S – количество элементов в массиве.

    В матрице для каждого элемента типа integer потребуется 2 байта памяти. Рассмотрим пример.

    В данном случае необходимо 24 байт памяти.

    Модель размещения массива M типа matrix в памяти.

    Для любого элемента предоставляется две ячейки памяти, размещение осуществляется от первой строки до нижней, в порядке изменения индекса.

    Между переменной и адресом ячейки устанавливается соответствие, однако, при объявлении матрицы программе известно только адрес начала массива, к остальным элементам адрес вычисляется по формуле:

    где Addres – местоположение первого элемента, выделенного для массива; I , J – индексы элемента в двумерном массиве; SizeElemt – размер элемента массива (например, 2 байта для элементов типа integer ); sum – количество элементов в строке.

    SizeElemt * sum *( I -1)+ SizeElemt *( J -1) — смещение относительно начала массива.

    Какой размер памяти выделяется для массива?

    Чтобы программа работала нормально, компьютер выделят память сегментами по 64 Кбайт. Один из сегментов отводится для данных, которые обрабатываются программой. Для каждой переменной отводится свой сегмент. Например, если переменная состоит из массива, то он не сможет занимать места больше, чем 65536 байт. Естественно, кроме массива в сегменте могут находится и другие переменные, поэтому объем памяти вычисляется по формуле 65536- S , где S – размер памяти, ранее отведенные под другие переменные.

    Рассмотрим пример, в котором:

    С точки зрения синтаксиса запись верная, но компилятор выдаст ошибку об объявлении слишком длинного массива.

    Можно без труда подсчитать количество элементов, которые допустимы по формуле: 65536/2 –1=32767. Однако, других переменных не должно быть. Матрицы обладают еще меньшими пределами индексов.

    Решим задачу с двумерным массивом Паскаля.

    Задача: Вычислить произведение ненулевых элементов матрицы.

    Решение:

    • Для начала нужно установить переменные: матрицу, состоящую из целочисленных элементов; P – произведение элементов, не равное 0; I , J – индексы массива; N , M – количество строк и столбцов в матрице.
    • Входные данные N , M пусть вводятся с клавиатуры, а матрица зададим с помощью функции random ().
    • Выходными параметром получим P (произведение).
    • Выведем матрицу на экран, для проверки работы программы.

    А теперь поговорим о процедурах.

    Примечание! Тип массива должен быть определен заранее. Например:

    Для того чтобы вводимая матрица была передана в программу как результат следует воспользоваться процедурой vvod , В таком случае матрица будет передаваться по ссылке. В таком случае процедура выглядит следующее:

    Print – процедуры вывода на экран матрицы, которая передается по значению.

    Для реализации вложенных циклов внутри процедуры нужно ввести счетчики – k и h . Алгоритм вывода матрицы на экран был описан выше, используем это описанием.

    Итак, опишем ход выполнения программы.

    • Ввод значений N и M ;
    • Обращаемся к процедурам vvod ( a ) и print ( a ) для ввода и вывода матрицы соответственно, где а – матрица;
    • Переменной, которая отвечает за произведение P, присвоим значение 1;
    • Поочередно перебираем элементы матрицы с индексом 11 до элемента с индексом Каждый элемент матрицы должен удовлетворять условию: если a ij ? 0, то произведение P умножаем на элемент a ij ( P = P * a ij );
    • Выводим на экран результат произведения ненулевых элементов матрицы – P

    Обработка матриц в Паскале

    Матрица — это двумерный массив , каждый элемент которого имеет два индекса: номер строки и номер столбца.

    Объявить двумерный массив (матрицу) можно так:

    имя : array [ индекс1_нач.. индекс1_кон, индекс2_нач.. индекс2_кон ]

    • тип определяет тип элементов массива,
    • имя — имя матрицы,
    • индекс1_нач..индекс1_кон — диапазон изменения номеров строк,
    • индекс2_нач..индекс2_кон — диапазон изменения номеров столбцов матрицы.

    var h : array [ 0.. 1 1, 1.. 10 ] of integer;

    Описана матрица целых чисел h , состоящая из двенадцати строк и десяти столбцов (строки нумеруются от 0 до 11, столбцы от 1 до 10).

    Существует ещё один способ описать матрицы, для этого надо создать новый тип данных :

    новый_тип=array [ индекс1_нач.. индекс1_кон ] of тип;

    имя : array [ индекс2_нач.. индекс2_кон ] of новый_тип;

    новый_тип=array [ список_диапазонов ] of тип;

    В данном случае в матрицах a и b есть 10 строк и 30 столбцов, а с — матрица , в которой есть 16 строк и 14 столбцов.

    Для обращения к элементу матрицы необходимо указать её имя и в квадратных скобках через запятую номер строки и номер столбца:

    имя [ номер_строки, номер_столбца ]

    имя [ номер_строки ] [ номер_столбца ]

    Например, h[2,4] 1 Или h[2][4]. — элемент матрицы h , находящийся в строке под номером два и столбце под номером четыре.

    Для обработки всех элементов матрицы необходимо использовать два цикла . Если матрица обрабатывается построчно, то во внешнем цикле последовательно перебираются строки от первой до последней, затем во внутреннем — все (первый, второй, третий и т. д.) элементы текущей строки. При обработке элементов матрицы по столбцам внешний цикл будет перебирать столбцы, внутренний — строки. На рис. 6.1 представлена блок-схема алгоритма обработки матрицы по строкам, на рис. 6.2 — по столбцам. Здесь i — номер строки, j — номер столбца, N — количество строк, M — количество столбцов матрицы A .

    Рассмотрим основные операции , выполняемые над матрицами при решении задач.

    6.1 Ввод-вывод матриц

    Матрицы, как и массивы, нужно вводить (выводить) поэлементно. Вначале следует ввести размеры матрицы, а затем уже в двойном цикле вводить элементы. Блок-схема ввода элементов матрицы изображена на рис. 6.3.

    Вывод можно осуществлять по строкам или по столбцам, но лучше, если элементы располагаются построчно, например,

    Алгоритм построчного вывода элементов матрицы приведён на рис. 6.4.

    Об описании матриц на языке Паскаль было рассказано в разделе 5.2 главы 5, обращение к элементу матрицы можно осуществить c помощью конструкции или .

    Рассмотрим реализацию ввода-вывода матриц в консольных приложениях.

    Для организации построчного ввода матрицы в двойном цикле по строкам и столбцам можно использовать оператор read .

    В этом случае элементы каждой строки матрицы можно разделять символами пробела или табуляции, и только в конце строки нажимать Enter .

    Ниже приведён пример консольного приложения ввода-вывода матрицы.

    На рис. 6.5 представлены результаты работы программы.

    Ввод матрицы также можно организовать с помощью следующего цикла .

    Авторы предлагают читателю самостоятельно разобраться, в чём будет отличие ввода матрицы в этом случае.

    Для ввода-вывода матриц можно использовать компонент типа TStringGrid, с которым мы познакомились в главе 5.

    В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

    Блок-схема транспонирования матрицы приведена на рис. 6.6. При транспонировании матрицы получается матрица B.

    Рассмотрим частный случай транспонирования матрицы фиксированного размера A(4,3) .

    На форме разместим метки Label1 и Label2 со свойствами Caption — Заданная матрица и Транспонированная матрица , два компонента типа TStringGrid , изменив их свойства так, как показано в табл. 6.1, и кнопку Транспонирование матрицы.

    Окно формы приложения представлено на рис. 6.7.

    Ниже приведён текст подпрограммы с комментариями, которая будет выполняться, если пользователь щёлкнет по кнопке Транспонирование матрицы.

    лабы по информатике, егэ

    лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

    Pascal: Занятие № 11. Строковый тип данных в Паскаль

    Символьный тип char в Паскале

    Символьной переменной соответствует тип char:

    Инициализация символьной переменной:

    Основные функции для работы с символами

    Функция преобразует целое число, имеющее тип BYTE, в один символ ASCII-кода:

    Функция возвращает порядковый номер символа параметра в таблице ASCII:

    var i: integer; begin for i:=32 to 255 do write(chr(i):3); end.

    Строковые переменные в Паскаль

    Строковые переменные в Паскале имеют тип String

    Объявление и инициализация строковой переменной:

    var a:string; begin a:=’Привет всем!’; writeln(a); end.

    Ввод значения строковой переменной с клавиатуры:

    var a:string; begin writeln(‘Введите слово’); readln(a); writeln(‘Вы ввели слово ‘,a); end.

    Строка «рассматривается» компилятором, как массив букв:

    Функции работы со строками в Pascal

    var s:string[30]; n,i:integer; begin writeln(‘введите текст’); readln(s); n:=0; for i:=1 to length(s) do if s[i]=’f’ then n:=n+1; write(‘в тексте букв f = ‘,n) end.

    const m = [‘1’..’9′]; var s: string; i, k: byte; begin read(s); k := 0; for i := 1 to length(s) do if s[i] in m then inc(k); writeln(‘цифр = ‘, k); readln; end.

    var a,b,c:string; i:longint; begin write(‘введите слово:’); readln(a); b:=»; for i:=1 to length(a) do b:=a[i]+b; if a=b then write(‘перевертыш’) else write(‘не перевертыш’); end.

    String 6. Определить, встречается ли в тексте сочетание букв «ку».

    String 7. Заменить данную букву в слове другой буквой (буквы вводит пользователь).

  • После того как строка считывается (вводится), измеряется ее длина (функция length).
  • Далее стока просматривается посимвольно в цикле while или for .
  • Если символ строки входит в множество букв ( const letters=[‘a’..’z’]; ), то этот символ прибавляется к первому элементу массива слов строки ( . array [1..100] of string ).
  • Если символ равен пробелу, то увеличиваем счетчик для массива слов и переходим к следующей итерации цикла.

  • Пока не достигнем пробела, формируем элемент массива b (строковый массив — будущий массив из слов предложения). Добавляя каждую букву в переменную d.
  • При достижении пробела чистим переменную d для слова и начинаем формировать следующее слово.
  • После того, как массив из всех слов сформирован: начиная со второго элемента, сравниваем его длину с длиной предыдущего элемента. При необходимости меняем элементы местами. Проходим алгоритм до конца массива b.

    Примечание:
    Использовать функции: Pos, Copy, Delete

    Посимвольный ввод до пробела

    Посимвольный ввод удобен для «мгновенной» обработки символов в строке.

    Для организации массива символьных строк:

    1. Все данные разделяются одним пробелом. Нужно подсчитать, сколько студентов получили отметку 5.
    2. Вывести фамилии студентов, у которых оценка 2.
    3. Вывести фамилии студентов, родившихся в 1996 году.

    Пример:
    Входной текст: Алгоритм — это правила выполнения определенных действий!, предписание исполнителю! совершить последовательность действий!, набор команд для компьютера!
    Выходной текст: Алгоритм — это правила выполнения определенных действий, предписание исполнителю! совершить последовательность действий, набор команд для компьютера!

    Трудность низкая:
    Программа должна формировать в памяти вторую строковую переменную с измененным текстом, а потом выводить ее на экран.

    Трудность высокая:
    Программа должна преобразовывать исходную строку без использования дополнительных переменных, и затем выводить ее на экран.

    И напоследок рассмотрим олимпиадное задание по Паскалю:

    * Решить ту же задачу, в которой сдвиг будет не на 3 позиции, а на k, причем отрицательное значение является признаком сдвига влево, положительное — вправо.

    var a:char; i,n:byte; s,s1:string; begin s1:=»; readln(s); for i:=1 to length(s) do begin n:=ord(. ); n:=n+3; if n=123 then n:=97; <в ASCII 120 - x, 97 - a>if . ; <в ASCII 121 - y, 98 - b>if . ; <в ASCII 122 - z, 99 - c>a:=chr(. ); s1:=. ; end; writeln(s1) end.

    Потренируйтесь в решении задач по теме, щелкнув по пиктограмме:

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×