Примеры обеспечения безопасности жизнедеятельности в россии
Отметим наиболее важные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации
Направление, связанное с разработкой и внедрением стандартов безопасности труда. Это направление призвано обеспечить безопасные условия труда на основе стандартизации условий труда, учета опасных и вредных факторов.
Отметим некоторые из них:
ГОСТ 12.0.001-82 Межгосударственный стандарт. Этот стандарт входит в систему стандартов безопасности труда и определяет их основные положения. В нем система стандартов безопасности труда рассматривается как комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ГОСТ 12.0.002-80 Межгосударственный стандарт. Этот стандарт устанавливает и определяет основные термины и понятия в области безопасности труда. Среди них отметим те определения, которые необходимо знать при изучении настоящего курса БЖД.
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого наработающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровья потомства.
Безопасные условия труда – состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.
Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающего вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.
Охрана труда – система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда.
Средство защиты работающего – средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов.
Средство индивидуальной защиты работающего – средство защиты, надеваемое на тело человека или его части или используемое им.
Средство коллективной защиты работающего – средство защиты, конструктивно и (или) функционально связанное с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным помещением (зданием) или производственной площадкой.
Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызываемое исключительно или преимущественно влиянием производственной среды или трудового процесса, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего.
Предельно допустимые значения вредного производственного фактора – предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности, как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.
Направление, связанное с охраной здоровья. Данное направление призвано обеспечить безопасность жизнедеятельности по линии охраны здоровья граждан на основе реализации нормативных правовых документов.
Отметим некоторые из них:
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Закон определяет здоровье, как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма, а охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти, организациями, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
— государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни и др.
Направление по охране труда. Основным нормативным документом по этому направлению является Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. На основе Трудового Кодекса РФ разрабатываются мероприятия в области безопасности труда медицинских и фармацевтических работников, также безопасности медицинских услуг.
Обеспечение безопасности человека в трудовой деятельности во многом зависит от проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Данное направление деятельности регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Экологическое и эргономическое направления. Это направление деятельности представлено широким спектром нормативных, организационных, технических компонентов системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Защита от естественных опасностей во многом определяется мероприятиями по защите от переменных климатических воздействий (высокие и низкие температуры), решением вопросов освещенности, водопользования и качеством продуктов питания.
Защита от опасностей, исходящих от технических систем и технология связана с защитой от выбросов токсических веществ, вибраций, акустических воздействий, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного излучений.
Защита от антропогенных опасностей во многом обусловлена эргономикой и психологией трудовой деятельности. В основе этих опасностей лежат ошибки человека при эксплуатации технических систем. Отсюда – основной постулат: технические системы должны в максимальной степени соответствовать возможностям человека (антропометрическим, физическим, физиологическим, психическим). Поэтому современные разработки технических систем (особенно сложных) включают в себя эргономические исследования, начиная со стадии проектирования и заканчивая стадией эксплуатации. В эту группу защиты человека входит отбор, обучение, тренинги, инструктажи. В их основе лежит понятие соответствия возможностей человека по физическим, медицинским, психофизиологическим параметрам требованиям деятельности. Неподготовленный специалист, у которого в достаточной мере не сформированы знания, навыки, умения совершает ошибки, порой фатальные. Отсюда возникло понятие «человеческий фактор» в обеспечении безопасности деятельности. К этой группе защиты относятся и мероприятия по организации безопасного труда. Это рационализация режимов труда, отдыха, контроль состояния здоровья, функционального и психического состояния некоторых категорий работников (летчики, водители транспортных средств, железнодорожники и т.д.).
В отдельную группу выделяют защиту урбанизированных территорий и природных зон опасного воздействия техносферы. Важными направлениями являются: защита атмосферного воздуха от выбросов; защита гидросферы от стоков; защита земель и почвы от загрязнения; защита от химических, бактериологических и радиационных отходов.
Особое место в обеспечении безопасности занимает защита населения от техногенных чрезвычайных опасностей, стихийных явлений. Здесь, прежде всего, следует отметить комплекс мероприятий по защите на пожаро- и взрывоопасных объектах; химически-, биологически- и радиационно-опасных объектах.
Основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассказывается о том как себя вести если случился пожар в подвале жилого дома. Что необходимо делать, куда звонить и какая опасность может вас поджидать.
Как верно подобрать список необходимых вещей ребенку при организации пикников в лесу. Основные правила сбора продуктов. Что делать и как искать выход если потерялся
Организация тренировки на объекте. Разработка годового плана графика тренировок. Обязанности руководителя тренировки и персонала при эвакуации
Алгоритм действий при возникновении пожара в общественном месте и требования пожарной безопасности в общественных местах. Общие требования. Как вести себя детям.
Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.
Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.
ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.
Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.
Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.
Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.
Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:
- По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
- Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
- Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
- Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
- Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
- Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
- Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
- Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.
Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.
Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.
Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.
При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.
Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.
Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.
Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.
Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека
В русском языке слово «безопасность» означает отсутствие опасности, положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь и чему-нибудь.
Под безопасностью человека понимают такое положение, при котором внешние и внутренние факторы не приводят к смерти или ухудшению развития и функционирования организма, сознания и психики.
Безопасность жизнедеятельности человека – состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов и возникновения патогенной ситуации.
Классификация потребностей человека по Маслову
Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от приспособления (адаптации) к существующим и прогнозируемым факторам влияния на здоровье.
Адаптация – процесс приспособления организма к внешней среде и к изменениям, происходящим в самом организме.
Различают биологическую и социальную адаптацию.
1. Биологическая адаптация включает в себя:
— генотипическую адаптацию — происходящую на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора.
— фенотипическую адаптацию — приобретение отсутствующей ранее устойчивость к определенному фактору внешней или внутренней среды.
В процессе адаптации, в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые могут носить обратимый или необратимый характер.
2. Социальная адаптация человека – процесс приспособления человека к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.
Показателем успешной социальной адаптации индивида является его высокий социальный статус , удовлетворенность социальной средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в соответствующую социальную среду , либо отклоняющееся поведение (наркомания и алкоголизм).
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека заключается :
— в предупреждении воздействия опасностей,
— или создание таких условий, когда риск не превышает приемлемого обществом значения, а уровни вредных факторов (потоков вещества, энергии и информации) – допустимых величин.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека достигается :
2. Активными действиями по недопущению возникновения опасности или ее воздействия.
Активные действий в свою очередь делятся на:
Если исходить из того, что патогенная ситуация возникает при взаимодействии двух сторон (человек и среда обитания), то сознательная деятельность человека по обеспечению своей безопасности должна осуществляться по двум направлениям:
1. Устранение или уменьшение силы внешнего болезнетворного (патогенного) фактора. Это реализуется в виде создания приемлемых условий жизни чел.
2. Поддержание или повышение устойчивости организма к воздействию вредных и опасных факторов. Реализуется в виде улучшения (укрепления) его здоровья.
Данные направления в безопасности жизнедеятельности человека реализуются путем:
1. Предупреждения контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды.
2. Устранением или уменьшением количественных характеристик внешних патогенных факторов.
3. Повышением устойчивости организма к воздействию внешних факторов.
4. Ликвидацией или ограничением патологических процессов в организме.
* Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды достигается, например: удалением (эвакуацией) населения из опасных зон, экранированием (ЗС и СИЗ) и сокращением продолжительности воздействия (защита временем при РИ).
* Устранение или уменьшение количественных характеристик внешних факторов до допустимых значений, то есть коррекция среды обитания (защита ослаблением внешних факторов). Например: очисткой территории, сбором и удалением отходов. Применением дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и другие специфических способов.
* Повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов (защита укреплением организма) — достигается проведением мероприятий по укреплению организма и повышению его сопротивляемости посредством: аутотренинга, иммунизации, закаливания, рацион. питания и других способов.
* Ликвидация или ограничение патологических процессов в организме. (Является уделом специалистов лечебного профиля). Достигается хирургическим удалением пораженной ткани, терапевтической коррекцией биохимических процессов (прием радиопротекторов, противоядий), обезболиванием и другими способами. Этот способ называется лечение организма.
Системы безопасности защиты человека от опасностей в РФ:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Характеристика управленческих принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности. Источники электромагнитных излучений радиочастотного диапазона, их негативное воздействие на организм человека и способы защиты. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Управленческие принципы обеспечения БЖД: названия, сущность, примеры
2. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты
3. Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки; авария и катастрофа. Условия и причины возникновения, фазы протекания ЧС. Зона ЧС и очаг поражения
Список используемой литературы
1. Управленческие принципы обеспечения БЖД: названия, сущность, примеры
Управленческие принципы — это те принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности.
1. Принцип плавности — состоит в установлении на определенном периоде количественных показателей и направлений деятельности. Планирование в области безопасности направлена на улучшении условий труда.
2. Принцип стимулирования — опирается на распределение материальных благ и моральных поощрений в зависимости от результатов труда работающего.
3. Принцип компенсации — состоит в предоставлении дополнительных льгот на работах с тяжелыми условиями труда с целью восстановления или поддерживания здоровья (например, повышение тарифных ставок для работающих по «горячей сетке», выдача лечебно — профилактического питания для предупреждения профессиональных заболеваний).
4. Принцип эффективности — состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценки достигнутых показателей по критериям затрат и выгод (например, контроль уровня травматизма на производстве, улучшение условий труда по сравнению с принятыми обязательствами).
5. Принцип контроля — заключается в организации органов контроля и надзора с целью проверки объектов на соответствие их регламентированным требованиям безопасности.
6. Принцип обратной связи — заключается в организации системы получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения параметров соответствующих состояний (например, контроль за расходом топлива в зависимости от скорости движения автомобиля).
7. Принцип адекватности — заключается в том, что система управляющая должна быть адекватно сложенной по сравнению с управляемой.
8. Принцип ответственности — означает, что для обеспечения безопасности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, которые участвуют в управлении безопасностью (например, за здоровье и жизни людей отвечает руководитель предприятия, а контроль за условиями труда должен быть возложен на работника службы охраны труда).
2. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты
Известно, что около проводника, по которому протекает ток, возникают одновременно электрическое и магнитное поля. Если ток не меняется во времени, эти поля не зависят друг от друга. При переменном токе магнитное и электрическое поля связаны между собой, представляя единое электромагнитное поле.
Электромагнитное поле обладает определённой энергией и характеризуется электрической и магнитной напряжённостью, что необходимо учитывать при оценке условий труда.
Источниками электромагнитных излучений служат радиотехнические и электронные устройства, индукторы, конденсаторы термических установок, трансформаторы, антенны, фланцевые соединения волноводных трактов, генераторы сверхвысоких частот и др.
Современные геодезические, астрономические, гравиметрические, аэрофотосъёмочные, морские геодезические, инженерно-геодезические, геофизические работы выполняются с использованием приборов, работающих в диапазоне электромагнитных волн, ультравысокой и сверхвысокой частот, подвергая работающих опасности с интенсивностью облучения до 10 мкВт/см 2 .
Биологическое действие электромагнитных излучений
Электромагнитные поля человек не видит и не чувствует и именно поэтому не всегда предостерегается от опасного воздействия этих полей. Электромагнитные излучения оказывают вредное воздействие на организм человека. В крови, являющейся электролитом, под влиянием электромагнитных излучений возникают ионные токи, вызывающие нагрев тканей. При определённой интенсивности излучения, называемой тепловым порогом, организм может не справиться с образующимся теплом.
Нагрев особенно опасен для органов со слаборазвитой сосудистой системой с неинтенсивным кровообращением (глаза, мозг, желудок и др.). При облучении глаз в течение нескольких дней возможно помутнение хрусталика, что может вызвать катаракту.
Кроме теплового воздействия электромагнитные излучения оказывают неблагоприятное влияние на нервную систему, вызывают нарушение функций сердечнососудистой системы, обмена веществ.
Длительное воздействие электромагнитного поля на человека вызывает повышенную утомляемость, приводит к снижению качества выполнения рабочих операций, сильным болям в области сердца, изменению кровяного давления и пульса.
Оценка опасности воздействия электромагнитного поля на человека производится по величине электромагнитной энергии, поглощённой телом человека.
3. Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки; авария и катастрофа. Условия и причины возникновения, фазы протекания ЧС. Зона ЧС и очаг поражения
безопасность жизнедеятельность излучение чрезвычайный
Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки; авария и катастрофа. Условия и причина возникновения, фазы протекания ЧС. Зона ЧС и очаг поражения.
Известный специалист по выживанию в природе В.Г. Волович относит к чрезвычайным условиям «чрезвычайно сильно воздействующие условия природной среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения функциональной деятельности организма, поставив его на грань катастрофы».
В методической литературе МЧС определяется уже понятие чрезвычайная ситуация как нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), как правило, неожиданное, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.
В данном определении реализована позиция только структур, борющихся с последствиями перечисленных в нем катаклизмов. Но для конкретного человека чрезвычайной ситуацией может быть и дорожно-транспортное происшествие, ограбление квартиры или его лично, насилие над ним в лифте и т.п.
Поэтому, суммируя приведенные выше подходы, мы ситуации рассматриваемого вида будем называть чрезвычайными, а условия, их формирующие — экстремальными (для человека), и под чрезвычайной ситуацией будем понимать следующее.
Чрезвычайная ситуация — это процесс возникновения в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального порога (уровня) физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.
В данном определении установлена следующая связь: в чрезвычайных ситуациях возникают экстремальные условия для человека. Далее рассмотрим связь экстремальных условий с безопасностью личности.
Чрезвычайные ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:
Ш чрезвычайные ситуации природного происхождения;
Ш чрезвычайные ситуации техногенного характера;
Ш чрезвычайные ситуации социального происхождения;
Ш чрезвычайные ситуации экологического характера.
Список используемой литературы
1. Охрана труда. Обеспечение прав работников (Сборник действующих нормативных материалов). / Сост. М.И. Басаков. — Р-н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Государственные стандарты Российской Федерации. Ч. 1. — СПб.: Центр гражданской защиты, 2002. — 107 с.
3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Государственные стандарты Российской Федерации. Ч. 2. — СПб.: Центр гражданской защиты, 2002. — 113 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Источники и воздействие электромагнитных излучений. Природные и антропогенные источники электромагнитных полей. Излучение бытовых приборов. Воздействие электромагнитных полей на организм. Защита от электромагнитных излучений.
реферат [20,8 K], добавлен 01.10.2004
Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
реферат [26,9 K], добавлен 01.10.2011
БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.
курс лекций [33,2 K], добавлен 20.07.2010
Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.
реферат [27,8 K], добавлен 09.11.2009
Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.
презентация [1,3 M], добавлен 19.04.2014
Виды безопасностей. Классификация чрезвычайных ситуаций. Основные поражающие факторы при радиационной аварии. Принципы защиты от ионизирующего излучения. Вредные, опасные факторы производственной среды. Воздействие на организм тока, ультразвука.
шпаргалка [28,3 K], добавлен 03.02.2011
Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.
методичка [160,0 K], добавлен 17.05.2012
Основные психологические причины создания опасных ситуаций. Виды инструктажа по безопасности труда. Управление и правовое регулирование БЖ. Критерии экономической безопасности, способы обеспечения. Международное сотрудничество по проблемам безопасности.
контрольная работа [24,9 K], добавлен 03.12.2009
Основные причины и виды социальных опасностей. Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера. Главные правила поведения и способы защиты при массовых беспорядках. Порядок обеспечения безопасности человека в информационном пространстве.
курсовая работа [73,1 K], добавлен 07.08.2015
Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.
реферат [20,8 K], добавлен 03.11.2009
1. Значение безопасности жизнедеятельности в РФ
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.
Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире. Увеличилось число несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда.
Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Потенциально опасна любая профессиональная деятельность, но ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня технически осуществимо. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели-индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство должно содействовать организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере. Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. По мере развития техносферы чрезвычайные ситуации техногенного характера вышли на первое место, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта.
По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб.
Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, и переход России к стратегии устойчивого развития. Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ. Кроме того, в течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм: биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.
Поэтому одной из важнейших проблем в Российской Федерации, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.
Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют профессиональной подготовки специалистов как, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Необходима подготовка таких специалистов, которые способны выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления РСЧС.