Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементы языка паскаль

Базовые элементы языка PASCAL

1. Прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания, пробел.

2. 10 арабских цифр.

3. Специальные символы:

Комбинации простых символов образуют составные символы:

:= присваивание не равно >= больше равно

.. диапазон значений (. .) альтернатива квадратных скобок

(* *) альтернатива фигурных скобок

1.2 Идентификаторы (слова)

Неделимые последовательности символов алфавита, несущие определенный смысл и отделенные друг от друга разделителями, образуют слова (идентификаторы).

Идентификаторы подразделяются на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и раз, и навсегда определенный смысл. К ним относятся следующие идентификаторы:

abcolute (абсолютный) function (функция) record (запись)

and (и) goto (перейти к) repeat (повторить)

array (массив) inline (вставить) set (множество)

begin (начало) if (если) shl (сдвиг влево)

case (в случае) in (в) shr (сдвиг вправо)

count (считать) label (метка) string (строка)

div (делить) mod (модуль) then (тогда)

do (выполнить) nil (ничто) type (тип)

downto (назад) not (нет) to (к, до)

else (иначе) overlay (перекрытие) until (пока)

end (конец) of (из) var (переменная)

external (внешний) or (или) while (пока)

file (файл) pached (упакованный) with (с)

forward (вперед) procedure (процедура) xor (дизъюнкция)

for (для) program (программа)

Стандартные идентификаторы используются для обозначения процедур, функций, типов данных, директив, констант и т.д. Например, sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла.

Идентификаторы пользователя используются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных программистом.

Общие правила написания идентификатора:

— идентификатор начинается с буквы или значка подчеркивания (метки могут начинаться цифрами);

— идентификаторы могут содержать буквы, цифры, знак подчеркивания (не содержит пробелов);

— максимальная длина идентификатора — 127 символов (значимые первые 63).

Любая программа предназначена для обработки некоторых объектов, называемых данными. Данные могут быть различной природы (числа, тексты, последовательности двоичных разрядов (битов) и т.д.). Одни данные являются исходными, другие — результатами.

В зависимости от способа хранения и обработки данных в ЭВМ их можно разбить на две другие группы: константы и переменные.

Константами называются элементы данных, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы.

Для определения констант используется зарезервированное слово Const.

Формат: Const = ;

Atl=-3.7; Bk=’значение 32′;

Переменными называются элементы данных, которые могут изменять значения в процессе выполнения программы.

Каждая переменная и константа принадлежит к определенному типу данных. Тип констант без предварительного описания распознается компилятором. Тип переменных должен быть описан перед их использованием. Для описания переменных используется зарезервированное слово Var.

Формат: Var : ;

Тип данных — это множество значений, которые может принимать переменная, и совокупность действий, которые можно выполнить с этими значениями.

Pascal кроме использования стандартных типов позволяет программисту создавать собственные типы.

Все типы данных, допустимые в языке Pascal, подразделяются на скалярные и структурированные.

Элементы языка паскаль

Каждый язык имеет свой алфавит — набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит Паскаля включает:

  • латинские буквы от a до z (строчные и заглавные);
  • цифры от 0 до 9;
  • разделители: запятая, точка с запятой, точка, двоеточие, апостроф, кавычки, скобки, символ ;
  • знаки арифметических действий: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • знаки операций отношений: > (больше), = (больше или равно), (не равно), = (равно).

Символы алфавита используются для построения базовых элементов Pascal-программ — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Базовые элементы называют лексемами.

1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.

2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index

3. Числа и символьные строки.

4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.

5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.

Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.

Cтруктура программ в языке программирования Pascal.

Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.

Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:

  • Заголовка программы — раздел начинается с ключевого слова program, далее идет название вашей программы.
    Например, program Area; — обратите внимание, что любой оператор языка Паскаль заканчивается точкой с запятой.
    Также распространенной ошибкой является заголовок программы вида: program 1;
    Имя программы — это пользовательский идентификатор, и он не может начинаться с цифры.
  • Блок описаний состоит из множества различных блоков программы, каждый из которых отвечает за определенные аспект программы. Мы будем рассматривать возможные блоки по мере необходимости. На схеме ниже вы можете увидеть все из них.
  • Блок операторов — единственный обязательный блок программы, в нем вы размещайте, те команды которые должны быть выполнены в процессе выполнения программы. Блок операторов начинается с ключевого слова begin и заканчивается end с точкой.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

Язык программирования TurboPascal

Turbo Pascal. Основные понятия и элементы языка

Первая версия языка программирования Паскаль была разработана на кафедре информатики Стэнфордского университета швейцарским ученым Никласом Виртом в 1968 году. Предложенный им язык назван в честь французского ученого Блеза Паскаля, который изобрел первую в мире вычислительную машину. Язык Паскаль создавался как средство для обучения студентов программированию.

В 1979 году был утвержден международный стандарт языка Паскаль. Дальнейшее развитие языка Паскаль связано с американской корпорацией Borland International. На основе стандартного языка Паскаль была разработана система программирования Турбо Паскаль. С этого момента язык Турбо Паскаль становится одним из наиболее важных и широко используемых языков программирования. Сегодня Турбо Паскаль не только профессиональная система программирования, но и классический язык обучения студентов основам программирования.

Основные понятия и элементы языка

Состав языка

В тексте на любом языке можно выделить четыре основных элемента: символы, слова, словосочетания, предложения. Аналогичные элементы содержит и алгоритмический язык Паскаль, только слова называются – лексемами, словосочетания – выражениями, а предложения – операторами. Лексемы образуются из символов, выражения – из лексем, а операторы – из символов, лексем и выражений.

  • алфавит языка – это элементарные знаки, используемые для составления любых текстов;
  • лексема (слово) – это минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл;
  • выражение задает правило вычисления некоторого значения;
  • оператор задает законченное описание некоторого действия.

Алфавит языка

Алфавит языка Турбо Паскаль включает:

  • прописные и строчные буквы латинского языка, а также знак подчеркивания;
  • арабские цифры от 0 до 9;
  • специальные символы, выполняющие определенные функции при построении выражений и операторов:

а также символы, которые записываются как единое целое:

Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255. Символы с кодами от 0 до 127 образуют основную таблицу ASCII. Их состав и порядок определены международным стандартом. Символы с кодами от 128 до 255 образуют расширенную таблицу кодов ASCII. В ней находятся символы национального языка (для России – русского языка), символы псевдографики, а также некоторые другие символы, которые не входят в алфавит языка.

Из символов алфавита формируются лексемы языка:

  • идентификаторы;
  • зарезервированные слова;
  • знаки операций;
  • константы;
  • разделители.

Идентификаторы

В Турбо Паскале применяется очень гибкая и наглядная система обозначения объектов программы (переменных, констант и т.д.), которая опирается на понятие идентификатора.

Идентификатор – это имя объекта в программе. Например, идентификатор переменной – это имя, данное переменной автором программы. Так, в записи a+b*x буквы a,b,x – идентификаторы, выбранные для обозначения некоторых переменных в программе.

Различают два типа идентификаторов: стандартные и задаваемые пользователем. Стандартные идентификаторы определены в языке для обозначения стандартных программ, функций и т.д. В качестве примера стандартной программы можно привести программу ввода данных, которая имеет имя Read и программу вывода данных, имеющую имя Write.

Идентификаторы, определяемые пользователем, должны удовлетворять следующим правилам написания:

  • идентификатор всегда начинается с буквы или знака подчеркивания, затем могут следовать буквы и цифры;
  • пробелы и специальные символы не допустимы в составе идентификатора;
  • не допускается использование стандартных идентификаторов и зарезервированных слов;
  • идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа;
  • прописные и строчные буквы не различаются;
  • в идентификаторе недопустимо использовать кириллицу;
  • каждый идентификатор в программе должен быть уникальным.

Нужно обратить особое внимание на то, что идентификатор в программе имеет тот и только тот смысл, который дан ему автором программы. Для улучшения читаемости программы следует объектам давать осмысленные имена. Неудачные имена часто являются источником проблем.

Примеры идентификаторов:

x, i, z, znak, x1, y1, flag, dy, _dat и т.д.

Примеры неправильных идентификаторов:

Основные элементы языка Pascal;

Характеристика процедур и функций

Алфавит и словарь языка Pascal

Любой язык представляет собой совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования элементарных информационных и языковых единиц. Основой Pascal, как и любого языка, является алфавит — конечный набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, а также специальных символов.

Символы в Pascal

В качестве букв в Pascal используются прописные и строчные буквы латинского алфавита:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

и знак подчеркивания (_);

в качестве десятичных цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Шестнадцатеричные цифры включают десятичные цифры и буквы от A до F (или от a до f).

При написании программ применяются следующие специальные символы:

/ Дробная черта [ ] Квадратные скобки

> Больше < >Фигурные скобки

Не равно >= Больше или равно

.. Диапазон значений (. .) Альтернатива [ ]

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются в качестве знаков операций отношения или ограничителей комментария.

ПРИМЕЧАНИЕ. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например ‘Пример текста на русском языке’.

W — прописная латинская буква;
R — прописная латинская буква;
w — строчная латинская буква;
9 — цифра;
$ — специальный символ;
<> — составной символ.

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителями могут служить пробелы, символы конца строки или комментарии. Набор слов, используемый в Pascal, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Зарезервированные слова версии языка Pascal для персональных ЭВМ приведены ниже.

Зарезервированные слова версии языка Pascal

Необходимо иметь в виду, что зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом для обозначения величин, и т. д.

Группа слов, имеющая определенный смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных — объектов языка, над которыми производятся различные действия, называется описанием.

Чтобы научиться правильно писать программы для компьютера, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).

Формальные методы описания синтаксических конструкций языка программирования

Для описания синтаксических конструкций языка программирования в настоящее время наиболее распространены два формальных метода. Первый использует форму записи, предложенную Джоном Бэкусом и Питером Науром, когда они описывали синтаксис языка Алгол-60. С тех пор эта форма называется Backus Naur Form, или сокращенно BNF.

Другой формальный метод, наглядно представляющий синтаксические конструкции языка в графическом виде, использует синтаксические диаграммы. Популяризировал синтаксические диаграммы создатель языка Pascal Н. Вирт, и поэтому их часто называют синтаксическими диаграммами Вирта.

На синтаксических диаграммах используются два вида четырехугольников — с прямыми и скругленными углами (иногда их заменяют кружками или овалами). В прямоугольники заключаются элементы языка, значение которых должно быть определено (так называемые нетерминальные символы). В четырехугольниках со скругленными углами (или кружках, овалах) размещаются так называемые терминальные (базовые) символы, или иероглифы языка, значение которых в определении не нуждается. Направление движения по диаграмме при раскрытии структуры понятия, записанного при входе в диаграмму, указывают стрелки.

Чтобы получить правильные грамматические конструкции языка, используя синтаксические диаграммы, нужно идти по путям, указанным стрелками, от одного четырехугольника к другому до тех пор, пока не встретится выход. Там, где предусмотрено более одного направления движения, можно выбирать любое. Если по пути встречается ссылка к другой синтаксической диаграмме, то следует войти в эту новую диаграмму, пройти по ней, выйти из нее и возвратиться на старое место в первоначальной диаграмме. Если по пути движения встречается точка, то это означает, что данный путь характерен только для Turbo Pascal и является расширением стандарта языка.

Варианты представления синтаксических конструкций языка программирования методом BNF или методом синтаксических диаграмм являются тождественными.

Чтобы программа решения задачи обладала свойством массовости, следует вместо конкретных значений величин использовать их обозначения, чтобы иметь возможность изменять их значения по ходу выполнения программы. Для обозначения переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов используются имена — идентификаторы, устанавливающие соответствие между объектом и некоторым набором символов.

Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы, например: integer, Sin, Cos, Ln, Sqr, Sqrt, Read, Readln, Write, Writeln. В этом примере стандартный идентификатор Sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла, Read, Readln вызывают процедуру, организующую ввод данных, Write, Writeln вызывают процедуру, организующую вывод данных. Любой из стандартных идентификаторов, в отличие от зарезервированных слов, можно переопределить, но это чаще всего приводит к ошибкам. Поэтому на практике стандартные идентификаторы лучше использовать без каких-либо изменений.

Для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом, применяются пользовательские идентификаторы. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными, т. е. в каждом блоке программы один идентификатор не может использоваться для обозначения более чем одной переменной или постоянной величины, и т. д.

Компилятор Turbo Pascal строго следит за этим, и если это требование не соблюдается, то компиляция прерывается, а на экран выводится сообщение об ошибке «Error 4: Duplicate identifier» и указывается дублирующийся идентификатор.

Синтаксическая диаграмма понятия «идентификатор» выглядит следующим образом:

В идентификатор не могут входить пробелы и специальные символы. Обратите внимание, что буквы русского алфавита не могут входить в идентификатор Turbo Pascal.

При написании программ следует соблюдать общие правила написания идентификаторов.

1. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться также и с цифры).

2. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знаков подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы недопустимы).

3. Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере один пробел.

4. Максимальная длина идентификатора составляет 127 символов, но значимыми являются только первые 63 символа.

5. При записи идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы. Компилятор не делает различий между ними, хотя они и имеют различные ASCII-коды. На практике рекомендуется применять эту особенность для более простого чтения и понимания значений идентификаторов. Так, вместо идентификатора nomerotdela eo?oa iaienaou NomerOtdela, auaaeea i?iieniuie aoeaaie ea?ao? ec aaoo смысловых частей.

Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы, а также уменьшают вероятность появления ошибок при модификации программ. Например, значение даты удобнее обозначить идентификатором Data, чем просто буквой D или любым другим символом.

2graph — ошибка, идентификатор начинается с цифры

Nomer.Doma — ошибка, идентификатор содержит точку

Сумма — ошибка, идентификатор содержит буквы русского алфавита.

Константы и переменные

Как и в других языках программирования, в Pascal данные делятся на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются пользовательскими идентификаторами. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя не меняет своего значения.

Синтаксическая диаграмма определения константы выглядит следующим образом:

Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const (constant — константа).

MyName = ‘Петя Иванов’;

MyBirthDay = ’27 августа 1950 г’;

Center = ( Max — Min) / 2;

В Pascal имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами. Наиболее употребительные из них приведены в табл. 2.1.

Базовые элементы и структура языка PASCAL.

Введение

В методических указаниях описываются базовые понятия языка программирования TURDO PASCAL.

PASCAL (Паскаль) лучше других языков подходит для обучения программированию. Он был разработан в 1968-1971гг. Н. Виртом в Цюрихском институте информатики (Швейцария). Первоначальная цель разработки языка PASCAL — необходимость инструмента для обучения программированию.

С момента создания языка различные фирмы создали большое количество компиляторов. Компилятор – программа, обеспечивающая перевод программ с языка высокого уровня(приближенного к человеку) на язык более низкого уровня (близкий к ЭВМ), или машинно-зависимый язык. Одной из наиболее удачных версий стала разработка фирмы Borland, в которой были объединены редактор текстов и высокоэффективный компилятор. Созданная среда стала называться TURDO PASCAL, а язык получил название TURDO PASCAL. Язык обладает расширенными возможностями по сравнению со стандартным языком PASCAL.

Среда программирования PASCAL позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программу из отдельных модулей, отлаживать и выполнять программу.

Методические указания представляют собой вводный курс в язык программирования TURBO PASCAL.

Базовые элементы и структура языка PASCAL.

Алфавит и словарь языка.

Символы языка – элементарные знаки, используемые для составления текстов. Они составляют алфавит языка. Программа на PASCAL формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, десятичных цифр и специальных символов.

В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, знак подчеркивания. Также при написании программ используются специальные символы + — * / = [ ] < >( ) @ . , : ; # $ ^

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированное или служебное слово – это слово, которое в языке программирования имеет определенное смысловое значение.

Идентификатором является последовательность букв, цифр и знаков подчёркивания, которая начинается с буквы или символа подчёркивания и не содержит пробелов. Идентификатор может иметь любую длину, но значимыми являются только первые 63 символа.

Стандартные идентификаторы (имена) служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

Идентификаторы пользователя (имена) применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом.

При написании идентификатора можно использовать прописные и строчные буквы латинского алфавита, знак подчеркивания.

Структура программы.

Программа, написанная на языке PASCAL, имеет следующие разделы

1. заголовок программы.

PROGRAM_ имя программы;

Имя программы не должно содержать пробелов, должно начинаться с буквы и состоять только из латинских букв, цифр и символа _ (подчеркивание).

2. программный блок.

2.1. список имен подключаемых библиотечных модулей – экрана (CRT), графики (GRAPH).

2.2. раздел описания меток – имена меток перечисляются через запятую после зарезервированного слова. В программе после метки ставится двоеточие. Метка позволяет выполнить переход на оператор, следующий за ней, из любого места программы с помощью оператора перехода GOTO.

2.3. раздел описания констант. Выражения присваивания значений константам отделяются друг от друга точкой с запятой.

CONST_идентификатор1=значение1[; идентификатор2= значение2;…];

2.4. раздел описания типов данных. За служебным словом TYPE следуют одно или несколько определений типов, разделенных точкой с запятой. Тип данных может быть описан и непосредственно в разделе описания переменных.

TYPE_имя типа = значение типа;

2.5. раздел описания переменных. Имена переменных перечисляются через запятую и далее, через двоеточие, следует их тип и точка с запятой, после которой аналогично описываются другие переменные.

VAR_идентификатор1, идентификатор2,…:тип переменных;

2.6. раздел описания подпрограмм (процедур) и функций. В этом разделе размещаются тела подпрограмм, роль которых в Паскале выполняют процедуры и функции.

PROCEDURE_имя(формальные параметры : тип);

FUNCTION_имя(формальные параметры : тип):тип результата;

3. раздел операторов, т.е. сама программа. Операторы выполняются в том порядке, в котором они записаны, в соответствии с синтаксисом и правилами пунктуации языка PASCAL. Слова BEGIN и END являются аналогами открывающейся и закрывающейся скобок в обычных арифметических выражениях. В конце программы после оператора END ставится точка.

Операторы программы через ;

Комментарийзаписывается в программе в любом месте, где разрешен пробел, в фигурных скобках <комментарий> или скобках со звездочкой (*комментарий*). В тексте комментария не должны находиться знаки его ограничения < и (*. Ограничители комментария удобно использовать в процессе отладки программы, временно исключая выполнение какой-либо части программы.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний (кроме USES, который всегда расположен после заголовка программы) могут встречаться в программе любое количество раз, но все описания объектов программы (переменных, функций, меток, констант, процедур) должны быть сделаны до того, как эти объекты будут использованы.

Пример 1: Программа расчета объема шара.

PROGRAM share; заголовок программы>

VAR rad: integer; v: real;

write (‘ объем шара — ’,v); end.

Простые типы данных.

В PASCAL можно выделить следующие группы типов данных: простые, структурированные, указатели, процедурные типы, объекты. Среди типов данных, используемых в языке, есть стандартные и определяемые программистом. К стандартным типам, не требующим предварительного определения, относятся целые типы, вещественные типы, логические типы, символьный тип, тип-строка, текстовый файл, указатель.

Целый и вещественный тип. В PASCAL имеется пять стандартных типов целых данных (см табл. 1) и пять типов вещественных данных (см табл.2). Они различаются диапазоном, наличием знака и размером занимаемой памяти.

Значение вещественного типа может быть представлено в двух видах: числом с фиксированной точкой и плавающей точкой. Число с фиксированной точкой изображается десятичным числом с дробной частью, которая отделяется от целой части точкой. Например: 15.5, 12.00, -321.897, 0.33.

Таблица 1. Целые типы данных

Таблица 2. Вещественные типы данных.

Число с плавающей точкой имеет вид mEp, где m — мантисса, p – порядок числа. В качестве m могут быть целые и действительные числа с фиксированной точкой, в качестве p – только целые числа. Мантисса и порядок могут содержать знаки +, -.

Вывод данных вещественного типа возможен с форматом и без него. Если при выводе данных вещественного типа не указан формат, то число выводится с плавающей точкой. При этом на изображение числа 17 позиций, в целой части мантиссы присутствует хотя бы одна значащая цифра.

Изменить стандартную форму вывода можно, используя формат в операторе write:

write(a:m:n), где a – выводимое данное вещественного типа, m – общее поле выводимого числа (включая знак числа, целую часть, точку и дробную часть), n – поле дробной части. В качестве m и n могут использоваться целые константы, переменные, выражения. При задании формата вывода необходимо учитывать, что точка и знак – (минус) в случае отрицательного значения переменной занимают по одной позиции в записи переменной.

Например: используя формат вывода write(a:8:5) для вывода числа 7.567895135 получим на экране монитора 7.56789.

Логический (булевский) тип (boolean) представлен двумя значениями True (истина) и False (ложь) и используется в логических выражениях и выражениях отношения. Занимает этот тип 8 бит.

Символьный тип (Char) – это тип данных, элементами которого являются буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы. Каждому символу алфавита соответствует числовой код от 0 до 255, который занимает в памяти 1байт. Система кодирования символов в PASCAL– ASCII.

Перечисляемый тип. Этот тип не является стандартным и задаётся перечислением значений. Эти значения образуют упорядоченное множество.

Например, если в программе записан оператор:

Type day=(sat, sun, mon, tue, wed, thu, fri);

Тогда тип day будет включать в себя значения sat, sun, mon, tue, wed, thu, fri.

Как перечисляемые типы данных можно рассматривать и стандартные типы: integer, boolean, char. Имена значений, перечисленные в описании типа, являются константами этого типа.

Ограниченный тип. Ограниченный тип данных представляет интервал значений порядкового типа. В описании типа задают наибольшее и наименьшее значения, разделенные двумя точками, входящие в интервал.

Например, Type chislo=1..25; Ch=’a’..’z’;

Константы.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Для определения значений констант служит зарезервированное слово CONST:

Например, CONST а=-0.5; s=3; symbol= ’k’;

Стандартные функции.

Функция возвращает в программу значение (результат своей работы. Обращение к функции осуществляется по имени с указанием в скобках аргумента или списка аргументов через запятые.

Арифметические и тригонометрические функцииможно использовать только с аргументами целого и вещественного типа (см табл. 3).

Таблица 3. Стандартные функции.

Функции преобразования типов. Эти функции предназначены для преобразования типов величин, например, символа в целое число, вещественного числа в целое и т.д. Такими функциями являются, например, функции ord(х), которая возвращает порядковый номер аргумента и, таким образом, преобразует величину порядкового типа в величину целого типа, функция round(х), которая округляет вещественное число до ближайшего целого, trunc(х) — выдает целую часть вещественного числа, отбрасывая дробную.

Процедуры ввода-вывода.

Для выполнения операций ввода-вывода служат четыре процедуры: READ, READLN, WRITE, WRITELN. Очистка экрана осуществляется командой CLRSCR.

Процедура чтения READ обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой и имеет формат:

Здесь переменные – переменные допустимых типов данных, значения этих переменных набираются минимум через один пробел на клавиатуре и высвечиваются на экране. Набираемые значения должны соответствовать типам переменных. После набора данных для процедуры READ нажимается клавиша ENTER. Число переменных в списке может быть любым, разделяются переменные запятыми.

Процедура чтения READLN аналогична процедуре READ, имеет такой же формат, но после считывания последнего в списке значения для одной процедуры READLN данные для следующей процедуры будут считываться с начала новой строки.

Например, при выполнении приведенных ниже операторов, после набора на клавиатуре значений А и В курсор автоматически перейдет на новую строку, где набирают значение переменной NOMER.

Процедура записи WRITE производит вывод числовых данных, символов, строк и булевских значений и имеет формат:

Процедура записи WRITELN производит вывод данных, но после последнего в списке значения для текущей процедуры WRITELN происходит перевод курсора к началу следующей строки. Процедура имеет формат аналогичный формату процедуры WRITE. Процедура WRITELN, записанная без параметров, вызывает перевод строки.

В процедурах WRITE и WRITELN, как было показано в разделе 1.3, имеется возможность записи выражения, определяющего ширину поля вывода.

Знаки операций.

Все операции в Рascal можно разбить на три группы.

1) Арифметические операции.Эти операции (см табл. 4) применимы только к величинам целых и вещественных типов.

При использовании в качестве знака операции служебных слов div и mod, они должны быть отделены от операндов хотя бы одним пробелом. Например,13 div 3 (результат 4), 17 mod 2 (ответ 1).

Читать еще:  Тесты по си шарп
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector