Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Турбо паскаль решение задач

Циклы в Turbo Pascal
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Циклы в TurboPascal. Решение задач на циклы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Селятинская средняя общеобразовательная школа №2

Наро — Фоминский район Московской области

«Циклы в Turbo Pascal. Решение задач на циклы.»

Проверил: Кащей Владимир Васильевич

Выполнил: слушатель курсов «Методика преподавания

алгоритмизации и программирования в

средней школе» учитель информатики

В программах, связанных с обработкой данных или вычислениями, часто выполняются циклически повторяющиеся действия.

Цикл представляет собой последовательность операторов, которая выполняется неоднократно. В языке Turbo Pascal различают три вида операторов цикла: цикл с предусловием (while), цикл с постусловием (repeat) и цикл с параметром (for).

  1. подавляющее большинство задач с циклами можно решить разными способами, используя при этом любой из трех операторов цикла;
  2. часто решения, использующие разные операторы цикла, оказываются равноценными;
  3. в некоторых случаях все же предпочтительнее использовать какой-то один из операторов;
  4. самым универсальным из всех операторов цикла считается while, поэтому в случае затруднений с выбором можно отдать предпочтение ему;
  5. цикл repeat имеет очень простой и понятный синтаксис, поэтому с него удобно начинать изучение циклов;
  6. цикл for обеспечивает удобную запись циклов с заранее известным числом повторений;
  7. при неумелом использовании циклов любого типа возможна ситуация, когда компьютер не сможет нормально закончить цикл. При работе в среде Turbo Pascal для выхода из подобной ситуации используется комбинация клавиш +
    .
  8. если это не помогает, есть и крайнее средство – ++ . Одновременное нажатие этих трех клавиш или кнопки Reset, расположенной на системном блоке, позволяет перезагрузить компьютер, при этом данные, относящиеся к работающей программе, будут утеряны.
  9. процедура continue позволяет прервать выполнение тела любого цикла и передает управление на его заголовок, заставляя цикл немедленно перейти

к следующему выполнению.

Циклы с параметром

Если число требуемых повторений заранее известно, то используется оператор, называемый оператором цикла с параметром или циклом со счетчиком.

Оператор цикла с параметром имеет два варианта записи:

1) вариант с увеличением счетчика

2) вариант с уменьшением счетчика

Счетчик – параметр цикла, простая переменная целого типа; — операторы или оператор. Цикл повторяется до тех пор пока значение параметра лежит в интервале между начальным и конечным значениями. В первом варианте при каждом повторении цикла значение параметра увеличивается на 1, во втором — уменьшается на 1.

При первом обращении к оператору for вначале определяются начальное и конечное значения, и присваивается параметру цикла начальное значение. После этого циклически повторяются следующие действия.

1. Проверяется условие: параметр цикла

Общий вид: While do

Тело цикла – простой или составной оператор или операторы. Если операторов в теле цикла несколько, то тело цикла заключается в операторные скобки begin…end. Ключевые слова While и do означают соответственно «пока» и «выполнять». Когда программа в процессе выполнения впервые достигает оператора while, осуществляется проверка истинности условия. Если условие истинно, то выполняется тело цикла (оператор). После этого происходит возврат к началу фрагмента while do, где проверка условия осуществляется вновь. Цикл будет выполняться до тех пор, пока логическое выражение будет истинным. Как только логическое выражение станет ложным, управление передается следующему за циклом оператору. Если при первом выполнении цикла значение логического оператора будет «ложь», то цикл не станет выполняться, а управление сразу же передается следующему за while оператору.

  1. число повторений операторов цикла while определяется в ходе работы программы и, как правило неизвестно;
  2. после слова while записывается условие продолжения выполнения инструкций цикла;
  3. условие – это выражение логического типа: простое выражение отношения или сложное выражение отношения, которое может принимать одно из двух значений: true или false;
  4. для успешного завершения цикла while в его теле обязательно должны присутствовать инструкции, оказывающие влияние на условие выпонения инструкций цикла.

Задача 1. Найти сумму 10 произвольных чисел.

Var k, x, s: integer;

Вычислить наибольший общий делитель двух натуральных чисел А и В.

program z3;
var a, b: integer;
begin
write (‘введите два натуральных числа’);
readln (a, b);
while a<>b do
if a>b then a: = a — b
else b: = b — a;
write (‘НОД = ‘, a);
readln;
end.

Составление таблицы значений функции у = sin х отрезке [0;3.14] с шагом 0,1.

Циклы с потусловием

Оператор цикла repeat аналогичен оператору while, но отличается от него, во-первых, тем, что условие проверяется после очередного выполнения операторов тела цикла и таким образом гарантируется хотя бы однократное выполнение цикла. Во-вторых, тем, что критерием прекращения цикла является равенство выражения константе true . За это данный оператор часто называют циклом с постусловием, так как он прекращает выполняться, как только условие, записанное после слова until, выполнится. Оператор цикла repeat состоит из заголовка, тела и условия окончания.

*цикл с постусловием

* конец цикла, если

Общий вид: Repeat

Вначале выполняется тело цикла, затем проверяется условие выхода из цикла. В любом случае этот цикл выполняется хотя бы один раз. Если условие не выполняется, т.е. результатом выражения является False, то цикл активизируется еще раз. Если условие выполнено, то происходит выход из цикла. Использования операторных скобок, в случае, если тело цикла состоит из нескольких операторов, не требуется.

  1. число повторений операторов цикла repeat определяется в ходе работы программы и, как правило неизвестно;
  2. инструкции цикла repeat будут выполняться, пока условие, стоящее после until, будет оставаться ложным;
  3. после слова until записывается условие завершения цикла;
  4. условие – это выражение логического типа: простое выражение отношения или сложное выражение отношения, которое может принимать одно из двух значений: true или false;
  5. для успешного завершения цикла repeat в его теле обязательно должны быть инструкции, выполнение которых влияет на условие завершения цикла, иначе цикл будет выполняться бесконечно – программа зациклится. Другими словами, переменная, которая участвует в условии выхода из цикла, обязательно должна изменяться в теле цикла.

Задача 1. Составить программу, которая вводит и суммирует целые числа. Если введено значение 999, то на экран выводится результат суммирования.

If x<>999 then s:=s+x;

Writeln(‘Сумма введенных чисел’, s); End.

Использование цикла repeat для подсчета суммы вводимых чисел до первого отрицательного числа

Написать программу нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел.

В теле любого оператора цикла могут находиться другие операторы цикла. При этом цикл, содержащий в себе другой, называют внешним, а цикл, находящийся в теле первого – внутренним (вложенным). Правила организации внешнего и внутреннего циклов такие же, как и для простого цикла.

При программировании вложенных циклов необходимо соблюдать дополнительное условие: все операторы внутреннего цикла должны полностью располагаться в теле внешнего цикла.

Читать еще:  Код ошибки e invalidarg 0x80070057

Даны натуральные числа n и k. Составить программу вычисления выражения l k +2 k +. +n k .

Вычислить сумму 1 1 +2 2 +. +n n .

Написать программу, которая находит и выводит на печать все четырехзначные abcd, числа а, b, с, d — различные цифры, для которых выполняется: ab-cd=a+b+c+d.

Если мы сложим все цифры какого-либо числа, затем все цифры найденной суммы и будем повторять много раз, мы, наконец, получим однозначное число (цифру), называемое цифровым корнем данного числа. Например, цифровой корень числа 34697 равен 2 (3+4+6+9+7=29; 2+9=11; 1 + 1=2). Составим программу для нахождения цифрового корня натурального числа.

program z4;
uses crt;
var n, k, s: longint;
begin
clrscr;
writeln(‘ число=’); readln(n);
s:=n;
< Пока сумма является двузначным числом. >
while s>9 do
begin
k:=s;s:=0;
< Вычисляем сумму цифр числа. >
repeat
S:=s+k mod 10; k:=k div 10;
until k=0;
end;
writeln(‘ цифр. корень числа ‘,n, ‘ равен ‘,s);
readln;
end.

Список используемой литературы

  1. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая “Turbo Pascal для студентов и школьников“, Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2011г.
  2. А.И. Гусева “ Учимся программировать: Pascal 7.0”, Москва, «Диалог-МИФИ», 2011г.
  3. С.В. Вольский, П.А. Дмитриев “Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников“, Санкт-Петербург, «Наука и Техника», 2007г.
  4. Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова “Паскаль для школьников”, Москва-Санкт-Петербург, «ПИТЕР», 2008г.
  5. Е.Р. Алексеев “Турбо Паскаль 7.0”, Москва, NT Press, 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 11 класса по теме «Графика на языке программирования ТР». Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится.

Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои п.

Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса Данный материал представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с парам.

Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ.

Приводятся тестовые задания с одним правильным вариантом ответа, эталоны ответов.

Приведены 20 вопросов для актуализации опорных знаний при изучении языка программирования Turbo Pascal и эталоны ответов.

Учащимся предлагается сканворд, в котором необходимо найти как изученные операторы языка программирования Turbo Pascal, так и еще неизвестные, и ответить на дополнительные вопросы. Слова в скан.

Oh, MSBRO !

Сетевые заметки системного администратора

Pascal: Примеры задач с решением

Задача 1.

Вычислить: y = sin1 + sin1.1 + sin1.2 + … + sin2.

Первый вариант решения данной задачи.

Анализируя данную формулу, видим, что аргумент функции sin очередного слагаемого отличается от предыдущего на 0.1. Поэтому для решения данной задачи можно составить следующий алгоритм:

с – очередное слагаемое;

i – аргумент функции;

  1. Обнуляем начальное значение переменной y (строка 5), в которой будем накапливать сумму.
  2. Начальное значение аргумента функции i равно 1 (строка 6).
  3. Проверяем, значение i меньше или равно 2, т.к. по заданию аргумент функции изменяется от 1 до 2 (строка 7)?
  4. Если «да», то определяем очередное значение функции (строка 9). Сохраняем его в переменной с. Если «нет», то расчет суммы закончен – переходим на шаг 78.
  5. Добавляем это слагаемое в сумму (строка 10).
  6. Увеличиваем значение аргумента i на 0.1 (строка 11).
  7. Переходим на шаг 3.
  8. Выводим результат на экран (строка 13).

Второй вариант решения данной задачи.

Анализируя данную формулу, видим, что каждое слагаемое данной суммы можно рассчитать по формуле sin(1 + 0.1 * i), где i изменяется от 0 до 10. Поэтому для решения данной задачи можно составить следующий алгоритм.

i – параметр цикла;
y – сумма.

  1. Обнуляем начальное значение переменной y (строка 6), в которой будем накапливать сумму.
  2. Организуем цикл для определения суммы (параметр дан-ного цикла должен измениться от 0 до 10) .
  3. В данном цикле определяем очередное слагаемое по фор-муле и добавляем это слагаемое в сумму (строка 7).
  4. Выводим результат на экран (строка 8).

Задача 2.

Вычислить: y = 1*3*5* … *(2n–1), n>0;

Задача 3.

Дано натуральное число N. Разложить его на простые множители.

n – исследуемое число;

i, j – переменные циклов;

f – вспомогательный флаг.

Алгоритм решения задачи:

  1. Вводим значение переменной n. Т.к. пользователь может случайно ввести отрицательное число, то необходимо дать ему возможность для повторного ввода значения переменной n. По-этому организуем цикл (строки 3–6 текста программы). Лучше использовать цикл с пост проверкой условия (Repeat…Until). Тело цикла составляют два оператора: вывода на экран приглашения для ввода значения переменной n (строка 4) и оператор чтения с клавиатуры – для непосредственного ввода значения переменной n (строка 5). Данный цикл будет выполняться до тех пор, пока пользователь не введет любое положительное число (срока 6).
  2. Выводим на экран значение переменной n и начинаем формировать ответ. Ответ будет представлен в следующем виде (например, в качестве значения переменной n ввели 8): 8 = 1*2*2*2. Т.к. единица является простым множителем для любого числа, то выводим ее на экран (строка 7). В результате выполнения данной строки на экране появится: 8=1.
  3. Вспомогательной переменной f присваиваем значение false. Данная переменная нам будет необходима для определения, а были ли вообще найдены простые множители у заданного числа n. Запоминаем исходное значение переменной n в переменной j (строка 8).
  4. В цикле по переменной i начинаем порождение натуральных чисел, не превосходящих середины заданного числа n, для определения делителей данного числа n (строка 9). Данный цикл начали с 2, т.к. единицу мы уже учли (шаг 2 данного алгоритма). Т.к. в цикле For можно использовать только целые переменные, то воспользовались оператором целочисленного деления на 2 (n div 2). В данном цикле выполняем следующее. Определяем, является ли очередное i делителем числа n (в качестве n в данном цикле используем j). Для этого определяем остаток от деления j на i. Если остаток равен 0 (строка 10), т.е. число i является делителем j, то определяем, сколько таких делителей, уменьшая число n (строки 11–18). Переменной f присваиваем значение true (строка 12) – это означает, что у заданного числа n есть делители. Организуем цикл, пока остаток от деления j на i равен 0 (строка 13). В данном цикле выводим делитель на экран (строка 15) и уменьшаем заданное число, деля его целочисленно на делитель (строка 16). Повторяем цикл. После завершения этого цикла возвращаемся на цикл For (строка 9), изменяем i и повторяем те же действия для нового делителя.
  5. Если у числа нет делителей (оно является простым), то данное число можно разложить только на 1 и само себя. Вспомогательная переменная f и определяет, были ли делители у числа n. Если значение переменной f осталось false, то делителей не было, поэтому выводим само это число (строка 19).
Читать еще:  Ошибка при обновлении видеодрайвера

Решение задач. День первый. Задачи Begin1-10

Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем вести новую рубрику: «Решение задач», в которой будем рассматривать задачи, взятые из сборника М.Э.Абрамяна «1000 ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ».

Открыв задачник и прочитав аннотацию, Вы, скорее всего, озадачитесь тем, что данное пособие предназначено для студентов механико-математического, физического и экономического факультетов, но смею Вас заверить, что это весьма универсальная книга, которая подходит как студентам, так и школьникам. Возможно, задачи из первых разделов книги покажутся Вам простыми — в этом случае используйте наш разбор только для проверки своих решений; но если же по каким-либо причинам решить задачи Вы не в состоянии, то тогда присоединяйтесь к нам.

Begin1. Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a.

Прежде всего напомню, что для ввода и вывода информации, в Паскале используют следующие операторы:

  • Read (Readln) — ввод значений с клавиатуры;
  • Write (Writeln) — вывод результата (и вообще чего-либо) на экран.

Блок-схема

Таким образом, решение задачи становится очевидным.

Begin2. Дана сторона квадрата a. Найти его площадь S = a 2 .
При решении данной задачи воспользуемся функцией sqr . Можно, конечно, вычислять квадрат, умножая число само на себя (S=a*a), но при вводе действительно больших чисел наша программа будет выполняться гораздо дольше, нежели при использовании sqr .

Блок-схема

Begin3°. Даны стороны прямоугольника a и b. Найти его площадь S = a·b и периметр P = 2·(a + b).

Да, задача по сути своей проста и подобна предыдущим, поэтому поскорее составим к ней решение и перейдем к следующей.

Блок-схема

Begin4. Дан диаметр окружности d. Найти ее длину L = π·d. В качестве значения π использовать 3.14.

У вас, наверняка, возникает вопрос π — это константа или переменая? Так как π не изменяется в течение программы, π — константа. Вообще в Паскале уже встроена такая константа, но ее значение:

А так как в условии задачи указано, что в качестве значения π нужно использовать 3.14, то следует объявить π в разделе описания констант.

Блок-схема

Begin5. Дана длина ребра куба a. Найти объем куба V = a 3 и площадь его поверхности S = 6·a 2 .

Для решения задачи используем функцию power(x, a), где a — степень, x — число возводимое в степень (разумеется, использовать ее мы будем только для возведения числа в третью степень, квадрат числа по-прежнему находим с помощью sqr(x) ).

Блок-схема

Begin6. Даны длины ребер a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = a·b·c и площадь поверхности S = 2·(a·b + b·c + a·c).

Блок-схема

Begin7°. Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R:
L = 2·π·R, S = π·R 2 .
В качестве значения π использовать 3.14.

Блок-схема

Begin8. Даны два числа a и b. Найти их среднее арифметическое: (a + b)/2.

Блок-схема

Begin9. Даны два неотрицательных числа a и b. Найти их среднее геометрическое, то есть квадратный корень из их произведения: √(a*b).

Напомню, что для нахождения квадратного корня мы используем функцию sqrt .

Блок-схема

Begin10. Даны два ненулевых числа. Найти сумму, разность, произведение и частное их квадратов.

Блок-схема

Ну вот и все. Следующая публикация с решением задач выйдет в ближайшие дни.

Раздел «Решение задач в среде Turbo-Pascal »

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К лабораторным занятиям

по дисциплине

«Алгоритмизация и программирование»

Раздел «Решение задач в среде Turbo-Pascal »

направления 6.050202 «Автоматизация и

дневной формы обучения

Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине “ Алгоритмизация и программирование ” Раздел «Решение задач в среде Turbo-Pascal » для студентов направления 6.050202 «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии» дневной формы обучения.

/ Л.А. Литвинова. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011 – 36 с.

Целью методических указаний является оказание помощи студентам в изучении алгоритмического языка Turbo-Pascal и выполнении лабораторных работ по дисциплине «Алгоритмизация и программирование»

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Кибернетики и вычислительной техники, протокол №8 от 31 марта 2011 г.

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методичес-

Рецензент: Мащенко Е.Н., к.т.н., доцент кафедры кибернетики и вычислительной техники.

Ответственный за выпуск:

Скатков А.В., доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой кибернетики и вычислительной техники.

Содержание

Лабораторная работа №1. Вычисление арифметических выра- жений

Цель работы

— получение навыков в построении алгоритмов линейной структуры;

— изучение правил записи арифметических выражений на алгоритмическом языке Turbo-Pascal;

— получение навыков в использовании встроенных математических функций.

Краткие теоретические сведения

Программа — это некий набор инструкций, адресованный компьютеру и точно предписывающий ему, как следует решать задачу. Более строгим определением программы является следующее. Программа на Pascal— это последовательность лексических единиц, называемых лексемами, и которые условно можно разделить на несколько классов, а именно: идентификаторы, числа без знака, специальные знаки, символьные константы, директивы, метки[1,2,3].

Идентификатор — это произвольная последовательность букв или цифр, начинающаяся с буквы.

Идентификаторы служат для обозначения констант, переменных, типов, полей, процедур, функций и программ.

Константа — это идентификатор константы, целое или действительное число, строка.

Число без знака является вещественным, если в его состав входит точка или символ Е. Все остальные числа считаются целыми. Например, числа 23, 5, -16 — целые константы, 18.04, 0.02, 0.11Е+01, 3.5Е-03 — вещественные константы.

Именованная константа — это фиксированное значение, которому при объявлении константы в разделе описания дается имя. Например, в разделе описания объявляются следующие константы:

Const

Согласно объявлению, константы и имеют тип integer(целочисленный), а — тип real(вещественный).

Переменная — это имя ячейки памяти, в которой в каждый момент времени может храниться только одно значение.

Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания программы. Посредством объявления имен переменных устанавливается не только факт их существования, но и задается их тип. Например,

Var

n: integer;

a,b,x: real;

Арифметическое выражение — одна или несколько констант, переменных или функций, объединенных знаками операций и скобками при необходимости.

Все значения переменных должны быть определены в разделе описаний программы до их появления в арифметическом выражении. Операнды в арифметическом выражении могут быть типа integer, real, byte.

В табл. 1.1 приведены знаки арифметических операций и указаны типы операндов и результата.

Все знаки арифметических операций являются бинарными, кроме знаков “+” и “-”. Знаки “+” и “-” могут быть унарными и располагаться перед операндами.

Операции в арифметическом выражении выполняются слева направо в соответствии с их приоритетом. Наивысший приоритет, например, имеют операции умножения и деления, а операции сложения и вычитания низший приоритет.

Выполнить в первую очередь операцию с более низким приоритетом можно, если использовать скобки. Например, в выражении , выполнится умножение операндов “ ” и “ ”, а далее вместо операции деления сначала будет выполнена операция сложения операндов “ ” и “ ”, а только потом будет выполнена операция деления произведения .

Читать еще:  813 ошибка pppoe

При написании арифметических выражений следует помнить некоторые правила, основными из которых являются следующие.

Запрещено последовательное размещение знаков двух арифметических операций.

Операции с более высоким приоритетом выполняются раньше, чем операции с более низким приоритетом.

Если все операции имеют одинаковый приоритет, то они выполняются последовательно слева направо в Pascal 7.0.

Выражение в круглых скобках выполняются в первую очередь.

Операция “ — ” имеет самый низкий приоритет. Поэтому в выражении, сначала вычисляется произведение операндов “ ” и “ ”, а затем изменяется знак результата на противоположный.

Для выполнения часто встречающихся вычислительных операций в языке Pascal имеется ряд заранее разработанных стандартных программ, которые можно использовать в выражениях как готовые элементы. Такие стандартные программы называют стандартными функциями. При обращении к функции следует указать ее имя, после которого в круглых скобках записать аргумент или аргументы этой функции, разделяя их запятыми.

При записи арифметических выражений в качестве операндов могут использоваться имена стандартных арифметических функций. Перечень основных арифметических функций представлен в табл. 1.2.

Язык паскаль онлайн

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК индивидуальных практических заданий Turbo Pascal

    Browse: Home / Методичка Паскаль / МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК индивидуальных практических заданий Turbo Pascal

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК индивидуальных практических заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Алгоритмизации и программирования»

В методическом сборнике представлены практические задания по программированию и рассмотрение типовых программ на языке Паскаль, а также задачи повышенной сложности для продолжения освоения современных информационных технологий. Предлагаемые задания охватывают традиционные разделы программирования: начало алгоритмизации, вычислительные задачи (линейные, диалоговые, с условием, циклические), обработку одномерных и многомерных массивов, работу со строками, записями, файлами, множествами. Задача ориентированы на соискателей образования 3-4 курса колледжа по специальности 171 «Электроника», а также для студентов родственных специальностей.

Методическая разработка рекомендована для дальнейшего использования в образовательном процессе в учебных заведениях.

Предисловие

Самостоятельная работа соискателя образования является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении, в процессе которой запланированные задачи выполняются под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.

С каждым годом учебными планами предусматривается сокращение аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин, поскольку в период перестройки высшей школы выбрано направление на повышение роли и увеличение самостоятельной работы студентов в различных ее формах. В процессе подготовки современных специалистов необходимо передавать не только готовые знания, но также формировать потребность, навыки и умения к самостоятельной работе. Это обусловлено тем, что в наше время объем информации настолько велик, что первое место отводится умению выделить из этого потока необходимо.

Индивидуальные учебные задания по отдельным дисциплинам представляют собой внеаудиторную самостоятельную работу учебного, учебно-исследовательского или проектно-конструкторского характера. Они предусматривают создание условий для наиболее полной реализации творческих возможностей соискателей образования и имеют целью углубления, обобщения и закрепления знаний, получаемых в процессе обучения, а также применение этих знаний на практике.

Индивидуальные задания выдаются в сроки, предусмотренные рабочим планом дисциплины, и выполняются каждым студентом самостоятельно при консультировании преподавателем.

Составление автором данного методического сборника продиктовано необходимостью обобщить накопленный им за пять лет преподавания дисциплины «Алгоритмизация и программирование» опыт по повышению эффективности самостоятельной работы соискателей образования, обучающихся по специальности 171 «Электроника».

По учебному плану указанной специальности изучения дисциплины

«Алгоритмизация и программирование» начинается в VI учебном семестре, общее количество часов на изучение учебной дисциплины составляет 135 часов, из которых 55 часа (следует заметить, что это довольно значительное количество) отводится на самостоятельную проработку студентами учебного материала.

Данный сборник направлен на формирование у соискателей образования практических навыков программирования на языке Паскаль, готовности использовать различные приемы, методы и средства, необходимые в процессе разработки программного обеспечения. Реализованные и подробно описаны программные коды, которые составляют основу решения большинства задач программирования.

С целью более эффективного усвоения учебного материала сборник построено по принципу индивидуального обучения, разбито по базовым типам алгоритмов и типам обрабатываемых данных.

Сборник разбит по темам. Последовательность тем соответствует порядку представления теоретического материала на лекциях. Каждая тема включает: теоретические вопросы для самостоятельной работы, варианты индивидуальных заданий для самостоятельного решения, которым предшествует детальная проработка типовых задач и этапов их решения, ссылки на список литературных источников. Основной теоретический материал учебной дисциплины изучается во время лекционных занятий.

Предполагается, что на вопросы, касающиеся выполнения индивидуального задания, и которые недостаточно подробно освещены в сборнике, можно получить ответ от преподавателя.

Для эффективного выполнения индивидуальных заданий студентам рекомендуется ознакомиться со справочной литературой. Это позволит определить те части материала, которые вызывают трудности в понимании, и сформулировать для себя вопрос. Кроме того, при подготовке можно повторить справочный материал предыдущих лекционных занятий.

Выполнение самостоятельно индивидуальных заданий студентами позволит им закрепить знания и умения, полученные в области программирования, а также сформировать готовность осмысленно применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.

содержание

Тема 1: Понятие об алгоритмах. Основные свойства и способы описание

Тема 2: Основные понятия языка Turbo Pascal. Алфавит. величины и их типы

Тема 3: Turbo Pascal. Выражения. Структура программы. Операторы присвоения, ввода и вывода данных. диалоговые программы

Тема 4: Turbo Pascal. линейные программы

тема 5: Turbo Pascal. простой и составной операторы разветвления и выбора … 28 Тема 6: Turbo Pascal.циклические операторы

Тема 7: Turbo Pascal. понятие одномерного массива (вектора)

Тема 8: Turbo Pascal. понятие многомерного массива (матрицы)

Тема 9: Turbo Pascal. Срочные величины

Тема 10: Turbo Pascal. Подпрограммы. Процедуры и функции. графический модуль

Тема 11: Turbo Pascal. множества и записи

Тема 12: Turbo Pascal. файлы

Тема 1: ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМЫ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ОПИСАНИЕ

литература:

1. Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. пособие / Е.Л. Голицына, И.И. Попов. — М .: ФОРУМ, 2008. — с. 3-8.

2. Минакова Н.И. Методы программирования: Учебное пособие / Н.И. Минакова, Е.С. Невская, А. Угольницкий. — М .: Вузовская книга, 2000. — с. 8-19.

3. Белов М.П. Основы алгоритмизации в информационных системах: Учебное пособие. — СПб .: СЗТУ, 2003. — с. 5-47.

Темы для самостоятельной работы:

1. Основные этапы решения прикладных задач с использованием ПЭВМ.

2. составление схем алгоритмов.

3. Входные данные и результаты алгоритмов.

Примеры решения индивидуальных задач:

Пример 1: Линейный алгоритмсоставить алгоритм вычисления площади и периметра треугольника, если известны длины трех его сторон.

Входные данные: a, b, c (длины сторон треугольника). Выходные данные: S, P (площадь и периметр треугольника).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector