Железнодорожные машины и механизмы
Классификация путевых машин, их комплекты и требования предъявляемые к ним
Классификация путевых машин,
их комплекты и требования предъявляемые к ним
К признакам, по которым классифицируют машины, относят: назначение, способ выполнения работ, тип приводов, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения. По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы, которые включают в себя машины для: ремонта земляного полотна (путевые струги, дренажные и уборочные машины), балластировки пути (балластеры, путе подъёмники, тракторные дозировщики); хоппер-дозаторы; очистки балластного слоя (щебнеочистительные машины); укладки пути (рельсоукладчики, путеукладчики); сварки рельсов; машины звеносборочных баз (звеносборочные и звено-разборочные линии); уплотнения балласта и выправки пути (шпалоподбивочные, выправочно-отделочные, рихтовочные и путерихтовочные машины); контрольно-измерительные (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, автомотрисы, и тележки); очистки и уборки снега (плуговые и роторные снегоочистители, снегоуборочные машины), а также транспортные и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (саморазгружающиеся вагоны, дрезины, мотовозы). По способу выполнения работ различают машины тяжёлого типа или несъёмные (струги, балластировочные машины, путеукладочные, щебнеочистительные, снегоуборочные и др.) и лёгкие типа или съёмные (передвижные электростанции, шпалоподбойки, рельсорезные и рельсосверлильные станки, другой электрический и гидравлический инструмент и т. д.) Машины тяжёлого типа занимают перегон, их нельзя снять с пути для пропуска поездов, а лёгкого типа снимаются с пути для пропуска поезда.
Для приведения в действие рабочих органов, а также для передвижения самоходных путевых машин используются следующие типы приводов: гидравлический, электрический, от двигателя внутреннего сгорания с механической передачей. По виду ходового оборудования машины бывают на железнодорожном ходу (струги, путеукладчики, электро-балластеры, выправочпо-подбивочные т. п.) и гусеничном (тракторные путеукладчики, дозировщики и т. п.). Большую часть машин выпускают на железнодорожном ходу. Они согласно правил технической эксплуатации железных дорог являются специальным подвижным составом. На транспортном строительстве внедряются машины на комбинированном ходу, на пневможелезнодорожном — пневмоколесные машины с роликами, установленными на специальных подвесках. Для движения по автомобильным дорогам ролики поднимают, а по железным дорогам опускают и машина опирается на них.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой, к которой подключают все двигатели. Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, вып-равочно-подбивочно-рихтовочная ВПР-1200, ВПР-02 и т. п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители роторные, снегоочистители и т. п.)
При создании путевых машин к ним предъявляются как общие, так и специфические требования. К общим относятся: показатели назначения, обеспечивающие возможные технологические показатели, унификация узлов и деталей, повышение надежности, снижение стоимости, металло — и энергоемкости, универсальность машин, легкость управления, простоту изготовления деталей, ремонтопригодность (возможность демонтажа и ремонта узлов и агрегатов), обеспечение безопасности при обслуживании машин и их работе, создание благоприятных условий для работы машинистов, автоматизация управления и т. п. Специфические требования обусловлены тем, что путевые машины работают на железных дорогах и большинство их на железнодорожном ходу. Они должны вписываться в габарит подвижного состава; не превышать допустимых нагрузок на ось; обладать плавностью хода; оснащаться ходовым, сцепным и тормозным оборудованием, совместным с подобным оборудованием на подвижном составе; быстротой перевода рабочих органов из транспортного положения в рабочее и наоборот, т. е. отвечать требованиям, предъявляемым к железнодорожному подвижному составу.
Перечень основных путевых машин
и механизмов и их сокращенные названия
Учитывая, что основной способ сношений на железнодорожном транспорте — телеграфно-телефонный, то все сообщения должны быть краткими. Поэтому широко используются сокращенные названия путевых машин.
Перечень основных путевых машин и механизмов и их сокращенные названия
Учитывая, что основной способ сношений на железнодорожном транспорте — телеграфно-телефонный, то все сообщения должны быть краткими. Поэтому широко используются сокращенные названия путевых машин.
Классификация путевых машин, их комплекты и требования предъявляемые к ним.
Основные направления и тенденции развития путевых машин
Большинство путевых машин сезонные, они используются или только летом (путеукладчики, щебнеочистельные и выправочно-подбивочные машины и т.п.) или только зимой (плуговые, роторные и другие снегоочистители). Таким образом, они используются несколько месяцев в году. Поэтому машины изготавливаются не автономными (без энергетической установки). Они представляют собой технологические единицы. Для работы они должны быть прицеплены к тягово-энергетической установке, которой может быть или специально переоборудованный тепловоз, перемещающий машину и снабжающий электроэнергией двигатели рабочих органов (например, ЩОМ-Д, ЩОМ-4, роторный и фрезерно-роторный снегоочистители). Если привод рабочих органов пневматический, то сжатый воздух берут от компрессора локомотива. Такая компоновка с отсутствием энергетической установки облегчает, упрощает, удешевляет машину. Однако локомотив и его бригада принадлежат локомотивному депо, для которого основная работа — поездная, поэтому при получении его возникают трудности. Поэтому в последнее время начинают выпускать отдельно технологические модули или тягово-энергетические установки, которые могут обслуживать различные технологические комплексы. Например, щебнеочистительная машина СЧУ-600 и тягово-энергетический модуль УТМ. Другое направление — автономные машины, имеющие свои энергетические установки. Например, выправочно-подбивочно-рихтовочные машины типа ВПР, рихтовочные — Р-2000, моторные гайковерты ПМГ, одновагонные снегоуборщики СМ-5. Имеется и промежуточное решение — машина имеет энергетическую установку для питания приводов рабочих органов, но нет механизма передвижения. Тогда нужна только тяговая единица. Если это локомотив, то его не нужно переоборудовать. Своя же установка позволяет регулировать, опробовать рабочие органы на стоянке. Например, снегоуборочная машина типа СМ-2, выправочно-подбивочно-отделочная машина типа ВПО-3000. Выбор направления должен быть индивидуальным, экономически обоснованным. Имеется и такое направление (прежде всего у путевых машин для нового строительства), как оснащение базовой машины, в том числе и трактора, сменным навесным оборудованием. Например, на тракторе Т-158 могут навешиваться механизмы: для разгонки стыковых зазоров, для выправки пути и подбивки шпал, для установки шпал по меткам и т.п. На современном этапе развития путевых машин важнейшими задачами являются: совершенствование конструкций путевых машин в целом, их рабочего оборудования и технологического процесса. Основные тенденции в совершенствовании путевых машин следующие:
Повышение скоростей (как рабочих, так и транспортных) машин и усилий рабочих органов.
Создание машин непрерывного действия, обеспечивающие повышенную производительность и снижение мощности по сравнению с машинами циклического действия.
Создание универсальных и многооперационных машин.
Оптимизация параметров рабочих органов в зависимости от условий работы и кинематики движений.
Автоматизация управления машиной и рабочими органами.
Увеличение надежности и долговечности машин и их элементов.
Максимальная унификация агрегатов, узлов и деталей машин.
Совершенствование обслуживания машин, а также повышение их ремонтопригодности.
Внедрение компьютеров для контроля качества выполненных работ, а также для регулирования режимов работы машины.
Классификация путевых машин, их комплекты и требования предъявляемые к ним.
К признакам, по которым классифицируют машины, относят: назначение, способ выполнения работ, тип приводов, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения. По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы, которые включают в себя машины для: ремонта земляного полотна (путевые струги, дренажные и уборочные машины), балластировки пути (балластеры, путе подъёмники, тракторные дозировщики); хоппер-дозаторы; очистки балластного слоя (щебнеочистительные машины); укладки пути (рельсоукладчики, путеукладчики); сварки рельсов; машины звеносборочных баз (звеносборочные и звено-разборочные линии); уплотнения балласта и выправки пути (шпалоподбивочные, выправочно-отделочные, рихтовочные и путерихтовочные машины); контрольно-измерительные (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, автомотрисы, и тележки); очистки и уборки снега (плуговые и роторные снегоочистители, снегоуборочные машины), а также транспортные и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (саморазгружающиеся вагоны, дрезины, мотовозы). По способу выполнения работ различают машины тяжёлого типа или несъёмные (струги, балластировочные машины, путеукладочные, щебнеочистительные, снегоуборочные и др.) и лёгкие типа или съёмные (передвижные электростанции, шпалоподбойки, рельсорезные и рельсосверлильные станки, другой электрический и гидравлический инструмент и т.д.) Машины тяжёлого типа занимают перегон, их нельзя снять с пути для пропуска поездов, а лёгкого типа снимаются с пути для пропуска поезда.
Для приведения в действие рабочих органов, а также для передвижения самоходных путевых машин используются следующие типы приводов: гидравлический, электрический, от двигателя внутреннего сгорания с механической передачей. По виду ходового оборудования машины бывают на железнодорожном ходу (струги, путеукладчики, электро-балластеры, выправочно-подбивочные т.п.) и гусеничном (тракторные путеукладчики, дозировщики и т.п.). Большую часть машин выпускают на железнодорожном ходу. Они согласно правил технической эксплуатации железных дорог являются специальным подвижным составом. На транспортном строительстве внедряются машины на комбинированном ходу, на пневможелезнодорожном — пневмоколесные машины с роликами, установленными на специальных подвесках. Для движения по автомобильным дорогам ролики поднимают, а по железным дорогам опускают и машина опирается на них.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой, к которой подключают все двигатели. Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, вып-равочно-подбивочно-рихтовочная ВПР-1200, ВПР-02 и т.п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители роторные, снегоочистители и т.п.)
При создании путевых машин к ним предъявляются как общие, так и специфические требования. К общим относятся: показатели назначения, обеспечивающие возможные технологические показатели, унификация узлов и деталей, повышение надежности, снижение стоимости, металло- и энергоемкости, универсальность машин, легкость управления, простоту изготовления деталей, ремонтопригодность (возможность демонтажа и ремонта узлов и агрегатов), обеспечение безопасности при обслуживании машин и их работе, создание благоприятных условий для работы машинистов, автоматизация управления и т.п. Специфические требования обусловлены тем, что путевые машины работают на железных дорогах и большинство их на железнодорожном ходу. Они должны вписываться в габарит подвижного состава; не превышать допустимых нагрузок на ось; обладать плавностью хода; оснащаться ходовым, сцепным и тормозным оборудованием, совместным с подобным оборудованием на подвижном составе; быстротой перевода рабочих органов из транспортного положения в рабочее и наоборот, т.е. отвечать требованиям, предъявляемым к железнодорожному подвижному составу.
Классификация путевых машин и предъявляемые
к ним требования
Путевые работы являются сложными, трудоемкими (мало привлекательными) и многооперационными. На ремонтных работах требуется выполнить до 80 технологических операций, а при текущем его содержании их насчитывается до 120. Для комплексной механизации и автоматизация путевых работ созданы одно- и многооперационные машины. В путевом комплексе уже насчитывается 40 типов путевых машин и 55 типов путевого механизированного инструмента. Для изучения применяемых методов и эффективных способов выполнения путевых работ, тенденций развития путевых машин и их анализа, используются приемы классификации. Классифицировать, означает разделение множества объектов по общим для них признакам (или различиям) на классы (группы). Основные признаки, по которым классифицируют путевые машины: назначение, способ выполнения работ, тип привода, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения, системы управления, вид и состав выполняемых работ, конструктивные отличия, универсальность и др. По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы для: ремонта земляного полотна (путевые струги, землеуборочные машины); балластировки и подъемки пути (электробалластеры, путеподъёмники, планировщики, дозировщики); хоппер-дозаторы; очистки путевого щебня (щебнеочистительные машины); укладки пути и стрелочных переводов (путеукладчики, рельсоукладчики); сварки и шлифовки рельсов (машины ПРСМ, РШП-48); звеносборочных баз (звеносборочные и звеноразборочные линии); выправки пути, уплотнения и стабилизации балластного слоя (выправочно-подбивочно-рихтовочные, путерихтовочные, отделочные); диагностики состояния пути (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, автомотрисы, тележки); очистки и уборки снега (плуговые и роторные снегоочистители, снегоуборочные машины), а также транспортные, тягово-энергетические и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (составы для засорителей, саморазгружающиеся вагоны, автомотрисы, дрезины, мотовозы); путевой механизированный инструмент.
По способу выполнения работ машины различают: циклического (путеукладчики, выправочно-подбивочно-рихтовочные и др.), непрерывно-циклического (Duomatic 09-32, ПМА-1) и непрерывного действия (струги, щебнеочистительные, снегоуборочные машины и др.). Машины тяжелого типа несъемные с пути; путеизмерительные тележки, путевой инструмент и др. относятся к легким и могут быть сняты с пути.
Для привода в действие рабочих органов и передвижения самоходных путевых машин используются механические, гидравлические, пневматические, комбинированные передачи. По виду ходового оборудования машины бывают: на железнодорожном ходу, гусеничном и комбинированном пневможелезнодорожном ходу. Гусеничный и комбинированный ход применяется на путевых машинах транспортного строительства. Путевые машины в путевом хозяйстве имеют железнодорожный ход.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой (дизельный агрегат), к которой подключают все двигатели. Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, автомотрисы, выправочно-подбивочно-рихтовочные и т.п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители, роторные снегоочистители и т.п.).
При создании путевых машин к ним предъявляются как общие, так и специфические требования: Общие требования: к показателям назначения (производительность и др.), унификация узлов и деталей, повышение надежности, снижение стоимости, метало- и энергоемкости, универсальность машин, легкость управления, ремонтопригодность (простота изготовления деталей, возможность демонтажа и ремонта узлов и агрегатов), обеспечение безопасности при обслуживании машин и их работе, создание благоприятных условий для работы машинистов, автоматизация управления и т.п.
Специфические требования обусловлены тем, что путевые машины имеют железнодорожный ход и относятся к специальному подвижному составу (СПС). Они должны вписываться в габарит подвижного состава по ГОСТ 9238-83; не превышать допустимых нагрузок 230 кН на ось; обладать плавностью хода; оснащаться ходовым, сцепным и тормозным оборудованием, совместимым с подобным оборудованием на подвижном составе; обеспечивать быстрый перевод рабочих органов из транспортного положения в рабочее и обратно, вписываться в кривые и обеспечивать требуемую устойчивость, иными словами, отвечать требованиям, предъявляемым к подвижному составу.
Историческая справка о путевых машинах. В начале Х1Х века транспорт в России стал самостоятельной отраслью хозяйства, в результате возникла необходимость в централизованном управлении его работой и техническим обеспечением. С этой целью в 1809 году в России были учреждены Ведомство Путей Сообщения и Корпус инженеров путей сообщения (впоследствии ЛИИЖТ, в настоящее время Петербургский государственный университет путей сообщения). Первая ж.-д. с паровой тягой была построена в 1834 г. отцом и сыном Е.А. и М.Е.Черепановыми – крепостными механиками горнозаводчиков Демидовых в Нижнем Тагиле на Урале. Первая ж.-д. общего пользования протяженностью 26 км от Петербурга до Царского Села открыта в ноябре 1837 года. В 1851 году открылась Николаевская, ныне Октябрьская железная дорога протяженностью 600 верст (650 км) между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 1865 году учреждено Министерство путей сообщения России. Первый министр МПС и строитель был – Павел Петрович Мельников (1804–1880). В 2003 г. МПС реорганизован в ОАО «РЖД» (Постановление правительства № 585 от 18.09.2003 г.). Первый президент «ОАО «РЖД» (он же последний министр МПС) – Фадеев Геннадий Матвеевич
С появлением железных дорог были начаты поиски механизации путевых работ. Инженеры, ученые и конструктора России и СССР внесли достойный вклад в развитие путевой машинной техники, многие образцы этой техники являются уникальными и сегодня.В 1879 г. С.С.Гендель создает первый плуговой снегоочиститель к паровозу. В 1885 г. создан роторный снегоочиститель Лобачевского. В 1897 г. И.Н.Левчак создает первый вагон-путеизмеритель, а в 1910 г. А.Н.Шумиловым создана первая снегоуборочная машина (прообраз современных снегоуборочных машин СМ-2).
В 1934 г. создается знаменитый путеукладчик (УК-12,5/4) В.И.Платова. В 1934 г. созданы балластеры Б-3, Б-5 (авторы: П.Г.Белогорцев, В.А.Алешин, Ф.Д.Барыкин, М.Г.Девьякович), с 1946 г. – электробалластеры. В 1946 г. создан хоппер-дозатор для перевозки и выгрузки балластных материалов типа ЦНИИ (авторы: М.А.Плохоцкий и др.).
В 1959 г. инженером А.М.Драгавцевым создана высокопроизводительная щебнеочистительная машина с центробежным способом очистки путевого щебня от засорителей – ЩОД-Д и др.
В 1963 г. создана впервые в мире (по авторскому свидетельству П.Л.Клауза и Л.П.Федорова от 1939 г.), уплотнительная выправочно-подбивочно-отделочная путевая машина ВПО-3000 непрерывного действия высокой производительности (авторы: М.А.Плохоцкий, А.Н.Горбачев, Е.Р.Иванов, Г.В.Солонов).
В 1982 г. отец Д.М. и сын М.Д.Матвиенко впервые создают путевой механизированный гайковерт ПМГ.
В 1994 году разработаны по предложению Ю.В.Гапеенко (ПТКБ ЦП) щебнеочистительная машина нового поколения ЩОМ-6 (Р, Б), оборудованные плоскими грохотами.
В 1989 г. создан отечественный динамический стабилизатор пути ДСП (авторы: М.В.Попович, Б.Г.Волковойнов, В.И.Стеблецов, А.А.Константинов).
В 2006 г. в НПЦ ИНФОТРАНС под руководством академика С.В.Архангельского создан отечественный путеизмерительный компьютеризированный вагон-лаборатория КВЛ-3П, а в 2002 г. ЗАО «ПИК Прогресс» под руководством П.Н.Кулешова создает скоростную путеобследовательскую станцию ЦНИИ-4МД (более 20 параметров), не уступающую зарубежным образцам.
В 2004 г. на заводе «Ремпутьмаш» г. Калуга создана под руководством В.А.Дубровина подбивочная машина автомат ПМА-1 непрерывно-циклического действия, а в 2007 г. – ПМА-С для уплотнения балластного слоя под стрелочными переводами.
Периоды развития путевых машин. В развитии путевой машинной техники можно выделить несколько периодов, связанных со сменой поколений машин.
К первому поколению можно отнести машины, созданные отдельными изобретателями и предприятиями железных дорог: снегоочистители, путеизмерители, простейшие средства механизации путевых работ.
Второй период начался в 1930 г., когда при МПС было создано специализированное конструкторское бюро по проектированию машин для путевого хозяйства под руководством Ф.Д.Барыкина. С 1930 по 1940 г. были созданы машины: плетевые и звеньевые путеукладчики, путевые струги, машины для балластировки и подъемки пути, саморазгружающиеся вагоны.
Третий период – от послевоенного времени до 1970 года. Были созданы (или модернизированы) все основные машины путевого комплекса (выправочно-подбивочные, щебнеочистительные, путеукладочные, путеизмерительные и др.), составляющие на долгие годы основу машинного парка путевого хозяйства. Эти машины позволили обеспечить достаточно высокий уровень механизации работ по ремонту пути, ввести индустриальный способ производства путевых работ, однако работы по текущему содержанию пути были механизированы слабо.
Четвертый период охватывает 1971–1988 гг., когда отечественной промышленностью был налажен выпуск лицензионных машин (ВПР, ВПРС, Р, ПБ, УБРМ), отечественных (ПМГ, ЩОМ, ВПО, ПРСМ, БУМ), ориентированных в первую очередь на механизацию текущего содержания пути и для ремонта пути.
Пятый период (текущий) характеризуется широким внедрением на путевых машинах средств микропроцессорного управления с использованием бортовых вычислительных систем для управления сложными технологическими процессами выправки пути, управления энергосистемами и др.
Отличительная особенность текущего периода – внедрение путевых машин с более высокими техническими показателями (СЧ-601, МОБ-1Г, ЩОМ-6У, ВПР-02М, ВПРС-02, ДСП-С, МДС, КОМ-300, МНК, РШП-48, МДС, Duomatic 09-32 CSM, Duomatic 09-3X, 08-275 Unimat 3S и др.). Выпуск части машин производится совместно с зарубежными фирмами «Plasser & Theurer» (Австрия), MTX PRAHA a.s. (Чехия), COMPEL (Словакия), «Speno» (Швейцария) и др. На Калужском заводе «Ремпутьмаш» ОАО «РЖД» выпускаются машины нового поколения – ЩОМ-1200, ПРСМ-6, на ЗАО «Тулажелдормаш» – ЩОМ-1200ПУ и др. Выпускаемые путевые машины формируются в машинные комплексы и эксплуатируются предприятиями (ПЧМ, ПМС, ПЧ) путевого хозяйства.
Нумерация путевых машин. Нумерация специального подвижного состава (СПС) путевого хозяйства ОАО «РЖД» № ЦПО-22/100 предусматривает нумерацию с кодовой защитой достоверности считывания номера СПС и 4-осных платформ, используемых в путевом хозяйстве, и имеющих право выхода на пути общего пользования [53].
Под системой кодирования информации понимают совокупность правил, определяющих систему знаков и порядок их использования для представления, передачи, обработки и хранения информации. В процессе кодирования объекту присваивается кодовое обозначение. В качестве алфавита кодирования используются десятичные цифры, что обеспечивает удобство для машинной обработки.
Номер путевой машины состоит из 8 цифр: — первая и вторая цифры определяют вид и тип СПС, они постоянны и равны 19; – третья и четвертая цифры определяют основную характеристику – тип машины и наименование СПС; – пятая, шестая и седьмая цифры определяют заводской номер машины (изменяется от 001 до 999); – восьмая цифра является контрольной, по которой определяется достоверность номера СПС.
Кодирование подвижного состава на железнодорожном транспорте введено с 1984 года и предусматривает обозначение для первой цифры кода: 0 – пассажирские вагоны, 1 – локомотивы, путевые машины и краны, 2 – крытые грузовые вагоны, 4 – платформы, 6 – полувагоны, 7 – цистерны, 8 – изотермические вагоны, 3, 5 и 9 – прочие вагоны. Для путевых машин присвоена цифра – 9.
Контрольный знак рассчитывается из первых семи цифр номера машины, полученного после сложения нижней границы диапазона (№ ЦПО-22/100) и заводского номера машины. Подсчитывается следующим образом. Каждая цифра номера машины, стоящая на нечетном, считая слева, месте, умножается на 2, а на четном – на 1. Находят поразрядное произведение. Затем выполняется поразрядное суммирование всех цифр полученного ряда. Контрольным знаком будет цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего целого числа, кратного 10.
Пример. Для номера 1952083, соответствующего машине ВПР-02, требуется определить контрольный знак:
Номер машины 1 9 5 2 0 8 3
Множитель 2 1 2 1 2 1 2
Поразрядное произведение 2 9 10 2 0 8 6
Поразрядная сумма 2 + 9 + 1 + 0 +2 + 0 + 8 + 6 = 28
Числом, дополняющим до 30, или контрольной восьмой цифрой номера будет 2 (30 – 28 = 2). Поэтому полное кодовое обозначение машины будет 19520832. Если полученная сумма кратна 10, то контрольный знак будет равен 0. Номер наносится на борт (слева, справа) машины белой краской на черном фоне прямоугольника 1300х300 мм.
Железнодорожная техника
Часто люди, едущие в поезде, не задумываются над тем, что пользуются весьма сложным видом транспорта. Для того чтобы железная дорога работала необходим постоянный уход, ремонт и обслуживание подвижного состава, пути, мостов, тоннелей и так далее. При нынешнем развитии техники, человеческий труд хоть и не стал не востребованным, но в значительной степени облегчен. Существует множество машин используемых для выполнения качественного ремонта или прокладки железнодорожных путей. Железная дорога это не просто рельсы со шпалами, уложенными на землю, под ними подготавливается земляное полотно, делается насыпь из щебня крупной фракции, да еще и формируется в определенном порядке. Если рельсошпальная решетка будет лежать на неправильно сформированном балласте, путь не будет пригоден к эксплуатации. Щебень хоть и крупной фракции имеет свойства рассыпаться, дробиться, засоряться и со временем требует замены или отчистки.
В зависимости от объема ремонтных работ эту процедуру могут делать, как с поднятием рельсов, так и без него. Процесс без поднятия весьма интересен и выполняется при помощи щебнеочистительных машин. Эта машина выбирает щебень, отчищает его и высыпает его, формируя балластную призму.
Еще одна интересная машина—это путеукладчик. Она представляет собой платформу, оборудованную двигателем (т.е. она самоходная) и краном, чем-то напоминающий козловой, который дает возможность опускать рельсошпальную решетку с платформы на землю или поднимать ее.
Положит путь это еще не вся работа. Его надо выровнять для чего используется подбивочная машина, у которой имеются специальные захваты, приподнимающие рельсы, и лопатки, погружающиеся в балласт и подбивающие его.
На электрифицированных участках дорог используется машина для установки опор контактной сети. Она представляет собой некую совокупность буровой установки и подъемного крана. Для повседневного обслуживания контактной сети используется дрезина. На ней имеется специальный подъемник с установленной площадкой, закрепленной на изоляторах, что дает возможность, производит работы без снятия напряжения в контактной сети.
Как и на других видах транспорта, на железной дороге случаются аварии и крушения, для борьбы с последствиями использую восстановительные поезда. Самая мощная его составляющая –подъемный кран, способный поднять до 120 т груза. Так же в его составе находятся бульдозеры, собранные на базе отслуживших свой срок танков.
Для оперативных работ или доставки обслуживающего персонала последнее время стали использоваться грузовые и легковые автомобили, оборудованные специальными выдвигающимися колесами, за счет которых машина может двигаться по рельсовому пути.
Вся эта техника помогает быстро и качественно произвести ремонт, что обеспечивает надежную и четкую работу такого незаменимого транспорта, как железная дорога.
Шпаргалки по путям и путевому хозяйству — Машины и механизмы , используемые при строительстве жд
Шпаргалки по путям и путевому хозяйству — Машины и механизмы , используемые при строительстве жд
Машины и механизмы , используемые при строительстве жд
Машины для укладки верхнего строения пути. Строительно-ремонтный поезд — состоит из энергосилового агрегата, путеукладчика и нескольких (трех-четырех) специально оборудованных платформ. Трехбарабанная лебедка предназначена для валки деревьев на дорожной полосе, перемещения пачки звеньев с платформ, находящихся вне досягаемости путеукладчика, на платформу последнего, уборки древесины с трассы дороги и выполнения по-грузочно-разгрузочных работ.
Путеукладчик стройпоезда смонтирован на четырехосной платформе и состоит из фермы, грузовой тележки, звеноза-хвата, грузоподъемного механизма, механизма передвижения тележки, натяжного приспособления концевых блоков, роликов, ограничителя, концевого выключателя, каната грузовой тележки.
Ферма путеукладчика имеет кран-балку с двумя неодинаковыми консолями. Более длинная предназначена для укладки восьмиметровых звеньев или рельсов, другой, короткий, конец консоли используется для погрузки на смежную платформу двух-трех рядов шпал без перемещения вручную. Грузовая тележка предназначена для передвижения груза по кран-балке.
Специально оборудованные платформы являются основной частью строительно-ремонтного поезда. Дополнительное оборудование этих платформ составляют ролики (6), установленные на настиле платформ по четыре пары на каждой, и винтовые зажимы. Ролики предназначены для передвижения по ним пачки звеньев на платформу путеукладчика, которая имеет такие же ролики. При погрузке звеньев нижнее из них укладываются вверх шпалами и рельсами ложится на ролики. В неподвижном состоянии это звено и вся пачка удерживаются винтовыми зажимами.
На каждой платформе и на путеукладчике размещается по шесть-девять звеньев, в зависимости от марки рельсов и типа шпал. Пакет звеньев перемещается с платформ на путеукладчик (при укладке пути) или с путеукладчика на платформы (при разборке пути) с помощью лебедки энергосилового агрегата. Строительно-ремонтный поезд кроме основного оборудования оснащается путерасшивателем, мотопилами, сучко-резками, электрифицированным путевым инструментом, кабелями, канатами, блоками, чокерами и другим рабочим оборудованием.
Путерасшиватель служит для отделения рельсов от шпал с выдергиванием костылей при разборке рельсового пути раздельным способом. Наличие на стройпоезде различных механизмов позволяет ему выполнять механизированным путем ряд основных и вспомогательных работ. Укладывает путь звеньевым способом бригада из четырех рабочих, выполняя следующие операции: перемещение поезда на одно звено, захват и подачу рельсового звена на место укладки, сбалчивание стыков, разгонку шпал, добавку недостающих шпал, рихтовку звена и перестановку тормозного башмака.
Трелевочные тракторы могут укладывать звенья «со щита», на который звенья грузятся и удерживаются индивидуальными чокерами. Укладка начинается с нижнего звена, который предварительно отцепляется от пачки и задним концом прибалчивается к звену, уже уложенному в путь. При этом трактор движется по оси пути, постепенно наращивая последний.
Для звеньевой укладки пути могут применяться и другие-средства, например портальные укладчики с тракторной тягой и т. д.
Машины для производства земляных работ:1. Экскаваторы одноковшовые 2. Многоковшовые экскаваторы 3. Бульдозеры-рыхлители 4. Скреперы 5. Автогрейдеры 6 Баровые машины 7. Машины для бурения скважин
Подготовительные работы при строительстве жд
К подготовительным работам при строительстве железных дорог относятся: восстановление и закрепление оси трассы; разбивка земляного полотна; расчистка полосы отвода от леса и кустарника; корчевка пней; устройство нагорных канав и водоотводных канав; строительство при трассовых и землевозных автомобильных дорог; удаление дерна по насыпям высотой:
До 0,5 м – на равнинных участках местности и косогорах крутизной до 1:10;
До 1,0 м – на косогорах крутизной от 1:10 до 1:1,5;
Рыхление поверхности основания насыпей высотой более 1 м в пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3, удаление дерна и нарезку уступов шириной от 1 до 4 м в пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 не зависимо от высоты насыпи.
Подготовительные работы на трассе.От качества подготовки основания под шпалы зависит не только их срок службы, но и интенсивность накопления осадок пути, а также работоспособность других элементов верхнего строения.
Подготовка подшпального основания определяется качеством укладываемого щебня, правильностью его планировки и степенью уплотнения балластной призмы под шпалами, в шпальных ящиках и на откосах призмы.
Слой балласта должен соответствовать утвержденным профилям балластной призмы с учетом запаса на осадку пути. При укладке пути с железобетонными шпалами вследствие его интенсивной осадки важное значение приобретает качество уплотнения балластной призмы.
Строительные базы
Для выполнения комплекса подготовительных работ, хранения материалов и сборки звеньев рельсо – шпальной решетки строятня производственные базы. Кроме сборки звеньев, на базе производится и разборка снятых с пути звеньев рельсо-шпальной решетки, ремонт шпал и другие работы.
Для нормальной работы каждая производственная база имеет путевое развитие с учетом стендов для сборки и разборки путевой решетки, перемещение кранового оборудования, выгрузки и погрузки звеньев рельсо-шпальной решетки, формирования и стоянки хозяйственных поездов и машин, размещения вагонов, ремонта машин и т. д.
На звеносборочной базе имеются четыре козловых крана, электромагнитная плита, два стенда для сборки решетки, локомотив, дрезина ДГКу , траверсы для раскладки шпал и рельсов, комплект электрогаечных ключей, электрические рельсошлифовальные и рельсосверлильные станки и т.п.
На производственных базах принимают различные меры к уменьшению потерь времени на подготовительные работы при сборке звеньев. Перед сборкой проверяют размеры отверстий в шпалах для закладных болтов и расстояния между отверстиями, а иногда организовывают проверку и восстановление дефектной нарезки болтов. Производится проверка рельсов, с целью выбраковывания таких дефектов, как седловины, сбитые концы, большой волнообразный износ, различная высота.