Пассажирские тарифы на железнодорожном транспорте
Лекция 9 Пассажирские железнодорожные тарифы и сборы
На железных дорогах России применяются тарифы:
• общий пассажирский при проезде в поездах прямого дальнего и местного сообщения, который утверждается для общих линий железных дорог, на линиях, не примыкающих к общей сети (Сахалинская дорога), на линиях с водными переправами;
• пригородный для проезда в поездах пригородного сообщения, который подразделяется на зонный, покилометровый, общий без страхового сбора и абонементный (общий и льготный);
• общий багажный тариф для всех железнодорожных линий общего пользования по правилам тарифных расстояний таким же, как и для общего пассажирского тарифа;
• прочие тарифы и сборы с пассажиров за различные услуги.
Общий пассажирский тариф построен с учетом снижения стоимости проезда одного пассажира на 1 км при увеличении расстояния поездки. Для поездов дальнего следования за основу взят тариф на проезд в жестком вагоне с местами для сидения в зависимости от расстояния поездки.
Плата за проезд исчисляется по маршруту следования пассажирского поезда в соответствии с Указателем железнодорожных пассажирских сообщений и Тарифным руководством № 4 по кратчайшему направлению с наименьшим числом пересадок. Для общего пассажирского тарифа установлено 110 тарифных поясов. С увеличением расстояния протяженность тарифных поясов увеличивается с 5 до 550 км.
Стоимость проезда в вагонах различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу, повышается на 22. 27 % за проезд в жестком некупированном (открытом) вагоне с местами для лежания; 59. 62 % в жестком купированном вагоне с четырехместными купе; 80. 90% в мягком вагоне с четырехместными купе; 113. 130 % в мягком вагоне с двухместными купе. Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку, но и степень комфорта, предоставленного пассажиру. Так, для сокращения времени поездки пассажир может доплатить за скорость.
Тариф за проезд детей от 5 до 10 лет взимается в размере 25 % стоимости взрослого билета, но доплата за спальное место взимается в размере полной стоимости взрослого билета.
В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного страхования.
В отличие от общего пассажирского тарифа в пригородных тарифах стоимость проезда 1 км повышается при увеличении дальности поездки, однако пригородный тариф в два раза ниже общего пассажирского.
Некоторым категориям пассажиров при проезде по железным дорогам предоставляются льготы в виде бесплатного проезда или скидки с установленного тарифа.
Для улучшения обслуживания пассажиров введены различные дополнительные услуги: предварительная продажа проездных билетов (с одного билета взимается определенная сумма), доставка билета в пределах территории города или населенного пункта. По утвержденному прейскуранту оплачиваются пребывание в комнатах матери и ребенка на вокзале, пребывание в комнатах отдыха на вокзалах в ночное время, хранение багажа и ручной клади в камерах хранения и доставка ее к поезду или остановкам городского транспорта. К дополнительным сборам относятся оплата услуг по оформлению и перевозке багажа и грузобагажа, уведомление о прибытии и хранении его в течение определенного срока.
При построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы:
1. Расстояние перевозки. Протяженность сети железных дорог от 1 до 12 420 км разделена на пояса дальности. Расстояние внутри пояса дальности возрастает с увеличением дальности следования.
2. Тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными и с 2-местными (мягкий или СВ-вагон) купе.
3. Скорость перевозки. Здесь учитывается категория поезда – пассажирские, скорые и фирменные поезда.
Особенностью формирования тарифов на дальние пассажирские перевозки является то, что сначала устанавливается базовый тариф –на перевозку в общем вагоне пассажирского поезда. За дополнительные условия перевозки, дающие повышенную комфортность и скорость движения, взимается доплата.
Дифференциация пассажирских тарифов от расстояния перевозки вызвана влиянием дальности следования на себестоимость перевозки (п. 10.2). Поэтому так же, как и в грузовом движении, для пассажирских перевозок используется двухставочная методика построения тарифа. Зависимость пассажирского тарифа от дальности следования при сохранении тенденции его снижения от увеличения расстояния перевозки имеет свою специфику. Здесь оказывает влияние тот факт, что в состав пассажирских тарифов включена ставка обязательного страхования пассажиров. Ее абсолютная величина не существенна, но в структуре тарифной платы в зависимости от расстояния перевозки имеет различное значение – от 0,3 до 7 %.
В новых условиях формирования структуры РЖД предполагается выделение пассажирских компаний на сети железных дорог в самостоятельные акционерные подразделения. Это должно отразиться и на формировании пассажирских тарифов, которые так же, как и грузовые тарифы, должны иметь тарифную составляющую за использование инфраструктуры и тяговых средств РЖД и вагонную составляющую за обслуживание и содержание пассажирских вагонов и пассажиров в пути следования.
Лекция 15. Железнодорожные тарифы;
1. Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.
2. Грузовые тарифы
3. Пассажирские тарифы
- Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.
Железнодорожные тарифы являются ценами реализации транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожного транспорта и сопутствующих им услуг.
С экономической точки зрения транспортный (железнодорожный) тариф – это денежное выражение стоимости транспортной услуги.
Поскольку грузовые тарифы осуществляются для производственных и торговых организаций, а пассажирские перевозки для личного потребления , то грузовые тарифы являются оптовыми ценами, а пассажирские тарифы – розничными ценами.
Факторами, влияющими на ценообразование на железнодорожном транспорте являются:
· осуществление перевозки большого количества наименований грузов, не являющихся взаимозаменяемыми;
· осуществление перевозок в различных условиях;
· осуществление нескольких видов пассажирских перевозок;
· уровень железнодорожных тарифов определяется эффективность размещения производства в разных регионах страны, от уровня тарифов зависят объем, области сбыта и цена продукции.
На железнодорожном транспорте России железнодорожные перевозки регулируются Федеральным законом «О естественных монополиях» (n № 147-ФЗ от 17.08.95), Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» ( № 17-ФЗ от 10.01.2003), Правительством РФ в Постановлении «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (№ 332 от 30.06.04), Постановлении « Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте (№ 787 от 15.12.2004) и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте( № 917 от 23.12.02)
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Постановление Правительства РФ от 20.11.03 №703)
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (от 25.11.03 № 710).
Регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта.
Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях :
· достижения баланса интересов субъектов естественных монополии на железнодорожном транспорте потребителей их услуг;
· защиты экономических интересов;
· развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
· обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
· создание для естественной монополии экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышения качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг – стимулов к оптимизации транспортных связей.
Государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения. С 2004 года введена практика повышения тарифов 1 раз в год.
Решение об определении (установлении) тарифов или их предельного уровня принимается с учетом анализа основных ценообразующих факторов:
· объемов перевозок и их особенностей;
· расходов субъектов естественных монополий, в т.ч. расходов на выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и топлива, накладных расходов;
· конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;
· развития производства и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов.
- Грузовые тарифы
Тарифы на перевозку грузов являются главным инструментом регулирования экономических взаимоотношений внутри отрасли. Уровень грузовых тарифов самым непосредственным образом определяет эффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективность производства уже действующих предприятий. От уровня грузовых тарифов зависят объем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Все это предъявляет повышенные требования к обоснованию величины тарифа.
Система тарифов на всех внутренних и международных линиях зафиксирована в Прейскуранте 10-01 « Тарифы за перевозку и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» утв. Постановлением ФЭК России от 17.06.03 № 47-т/5.
В 2009-2010 годах утверждены следующие документы:
- Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (постановление Правительства РФ от 05.08.09 № 643)
- Методика расчета размера обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки ( приказ ФСТ России от 31.08.2010 № 198-т/1)
30.06.11 – заседание ФСТ – рассмотрена модель тарификации платы за услуги:
- По занятию инфораструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании;
- По организации продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного соства в составе грузовых поездов;
- По организации продвиженя по инфраструкре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов или в одиночном следовании.
Основное – тарифное регулирование заключается в следующем – определение экономически обоснованного параметра индексации тарифов, который должен учитывать потребности в финансовых средствах, необходимых для обеспечения стабильной и эффективной работы организаций железнодорожного транспорта общего пользования, направленной на удовлетворение потребностей российской экономики в железнодорожных перевозках; принимается предельный уровень тарифов (учитывающий необходимость минимизации негативного влияния роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на пользователей услуг железнодорожного транспорта исходя из сложившихся экономических условиях). Образующийся при этом дефицит денежных средств возмещается хозяйствующему субъекту путем государственного субсидирования.
Данные тарифы могут индексироваться по представлению перевозчика органами государственного управления в лице Федеральной службы по тарифам.
Тарифы на транзитные железнодорожные перевозки устанавливаются на основе международных транзитных тарифов (ITT) и унифицированных транзитных тарифов (UTT) Они исчисляются в швейцарских франках для всех видов грузов, кроме транзитных контейнеров, для которых тарифы рассчитываются в американских долларах.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте России направлена на обеспечение равного доступа грузоперевозчиков к услугам железных дорог.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на затратной основе, с тем чтобы они покрывали эксплуатационные затраты дорог, выплаты по кредитам, существенную часть инвестированного капитала, а также затраты на неприбыльные пассажирские перевозки.
Определяют размер тарифа следующие 3 основные составляющие:
- инфраструктура — 55% ( услуги инфраструктуры);
- затраты на локомотивы – 30% ( услуги локомотивной тяги) ;
- затраты на вагоны – 15% ( вагонная составляющая).
Таким образом, с 2003 года тариф для грузоотправителя, отправляющего грузы в собственных вагонах составляет 85% тарифа для грузоотправителей, использующего вагонный парк «РЖД» или других грузовых операторов.
В основе грузовых тарифов лежит среднесетевая себестоимость перевозок. При этом современные тарифы дифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различия в себестоимости их перевозок. В число таких факторов входят:
· типы вагонов, используемых для перевозки грузов;
· степень использования их вместимости и грузоподъемности;
· расстояние перевозки и скорость доставки грузов;
· масса и объем партии единовременно перевозимого груза;
· собственность на используемые вагоны и локомотивы.
Общий порядок установления платы за перевозку грузов определен в первой части Тарифного руководства №1, согласно которому на первом этапе с помощью Тарифного руководства №4 рассчитывается тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до станции назначения. При этом тарифные расстояния исчисляются по кратчайшему пути следования грузов.
Затем устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза, тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива. Определяется позиция по единой тарифно-статистической номенклатуре для данного груза, а при повышенной групповой, маршрутной отправке – тарифный класс груза.
Для ряда грузов применяются индивидуальные поправочные коэффициенты.
С 01.08.95 года установлено деление перевозимых грузов на три класса. В Прейскуранте 10-01 (от 2003 года) сохранена трехклассная система тарифов, учитывающая платежеспособность и происхождение груза (продуктов сырьевых, промежуточного и конечного потребления)
Первый класс – грузы с транспортной составляющей 15-70%,
Второй класс – грузы с транспортной составляющей 8-15%
Третий класс – грузы с транспортной составляющей менее 8%.
Базовые ставки тарифа установлены на основе второго класса тарифа.
Для грузов 1 класса – в основном сырьевых ( каменный уголь, кокс, руда железная и марганцевая, круглый лес, дров, цемент, шлаки, апатиты и др), имеющих низкую платежеспособность и составляющих более половины объема перевозок, тарифы по сравнению со ставками тарифов 2 класса установлены на более выгодных условиях, чем это было принято в 1995 году. Увеличение размеров скидки с тарифов за перевозки сырьевых грузов создает условия для снижения доли транспортной составляющей в конечной цене полуфабрикатов и готовых изделий. Тарифы снижены на 30-35%.
Для грузов 3 класса тарифы установлены на 74% выше базовых ставок 2 класса. Тем самым компенсируются потери доходов на перевозку грузов 1 класса.
В Прейскуранте расширена практика установления индивидуальных коэффициентов на перевозку отдельных грузов. Диапазон колебаний по классам грузов составляет:
Первый класс : 1 — 3,067
Второй класс : 1 — 1,64
Третий класс : 1 — 2,14.
Кроме этого в зависимости от расстояния перевозки по всем видам грузов тарифы дифференцируются:
На расстояниях до 1199 км : 1 – 4,95
На расстояниях 5000 км и больше : 1-6,75
Индивидуальные коэффициенты применяются только к ставкам «за инфраструктуру».
Ставки «за вагон» установлены одинаковые на всей сети железных дорог России.
Для учета зависимости платы за перевозку от расстояния применяют двухставочные тарифы.
Расчет тарифной платы за перевозку 1 т груза выполняется по формуле:
Т= ( а + в х L ) : 10: 100
где а – ставка по начально-конечной операции (НКО), коп./10 тонн;
в – ставка по движенческой операции (ДО), коп.10 тонн
L – расстояние перевозки 1 т груза, км.
При перевозки груза на 1 вагон
Т= ( а + в х L ) х Р т : 10: 100
где Р т — расчетная весовая норма при перевозке данного груза в данном типе вагона.
В данные формулы вводится специальный коэффициент КL , который учитывает изменение относительной величины пробега груза в более «дорогих» категорий поездов (сборных и передаточно-вывозных) по сравнению с перевозкой грузов в прямых поездах, а также количество переработанных вагонах на технических станциях в расчете на 1 км пробега.
Величина КL в классификаторе тарифных схем принята в следующих размерах:
Тарифы. Льготы. Сборы
Под железнодорожными тарифами понимается установленная система плат, включающая цены за перевозку пассажиров, багажа, Грузобагажа и груза и правила их начисления.
В зависимости от вида сообщений в Российской Федерации установлены два вида пассажирских тарифов: общий пассажирский тариф – при проезде в поездах дальнего следования и пригородный – при проезде в поездах пригородного сообщения.
Общий пассажирский тариф зависит от расстояния поездки, типа вагона и категории поезда.
Расстояние берется с округлением по тарифным поясам, предусмотренным в соответствующих таблицах стоимости проезда. При этом стоимостная ставка за расстояние рассчитывается таким образом, что при увеличении общего расстояния оплата возрастает, а плата за перевозку одного пассажира на один километр снижается.
За основу общего пассажирского тарифа принят тариф на перевозку пассажира в общем вагоне пассажирского поезда. Поездка в более комфортных условиях оплачивается дороже. Так, за проезд пассажиров в вагонах с местами для лежания в общий пассажирский тариф включается доплата за спальное место – плацкарту (нем. platzkarte, от platz – место и karte – карточка, билет), величина которой зависит от типа вагона (плацкартный, купейный или СВ) и расстояния, на которое едет пассажир. Если пассажир путешествует в скором поезде, то за скорость также взимается доплата, размер которой зависит от расстояния. Таким образом, общий пассажирский тариф включает две составляющие: 1) стоимость билета и 2) стоимость плацкарты, которые определяются по специальным таблицам соответствующего прейскуранта в зависимости от расстояния тарифных поясов, типа вагона и категории поезда.
При перевозке пассажиров в фирменных поездах действуют тарифы выше обычных в 1,2-1,5 раза, так как в этом случае используются коэффициенты увеличения, относящиеся ко всей стоимости – и к стоимости билета, и к стоимости плацкарты. Эти тарифы также определяются по специальным таблицам (приложению к соответствующему прейскуранту).
Если поездка пассажира происходит в вагоне повышенной комфортности, в стоимость проездного документа включается оплата за дополнительные услуги. При этом она добавляется к цене плацкарты. Если же в экстремальных ситуациях по специальному приказу МПС продаются билеты на третью полку (как это было, пример, при выезде из Сочи в конце лета 2000 г.), цена за такие билеты устанавливается как за места в общем вагоне.
Кроме того, в стоимость билета на поезда дальнего следования включается обязательный страховой сбор. Страховой тариф право пассажиру при возникновении в пути несчастного случая требовать с перевозчика выплаты материального возмещения. Согласно Указу Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями от 6 апреля 1998 г.) страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) железнодорожное го транспорта, совершающих во внутреннем сообщении междугородные поездки (за исключением перевозок в пригородном сообщении), составляет 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа МРОТ.
Страховой тариф имеет фиксированный размер и не зависит от стоимости проезда (с 1 января 1998 г. страховой тариф по обязательному личному страхованию составляет 2 руб. 30 коп.). Пассажир считается застрахованным с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала станции назначения. При этом, если пассажир, следующий в пересадочном сообщении, прервал поездку или если транзитный пассажир покинул территорию станции пересадки, правоотношения страхования прерываются. Как только он сел в поезд или вернулся на станцию – договор о страховании возобновляется.
Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, также подлежат обязательному страхованию, но без уплаты ими страхового тарифа.
При наступлении страхового случая сотрудник инфраструктуры (начальник станции и т.д.) или сотрудник перевозчика (начальник поезда и т.д.) обязан составить акт о случившемся и вручить его пассажиру или его родственникам. Этот акт является документом, на основании которого пострадавшему выплачивается денежная компенсация. Порядок составления акта о несчастном случае и его вид приведены в приложении 3.
При возврате денег по неиспользованным билетам страховой тариф выплачивается полностью, а по частично использованным тариф не выплачивается.
Согласно «Закону о железнодорожном транспорте» пассажир наряду с обязательным личным страхованием может провести добровольное дополнительное страхование, а также страхование грузов, багажа.
Часть всех этих страховых взносов идет на выплату обязательств в результате несчастных случаев, часть направляется на финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев и на повышение безопасности перевозок.
Пригородные пассажирские тарифы устанавливаются местными органами власти по предложению перевозчиков. Пригородные тарифы бывают нескольких видов: зонные, общие, покилометровые и абонементные.
Зонные тарифы действуют в пригородном сообщении крупных городов, где участки железных дорог разбиты на тарифные зоны определенной протяженности. При этом устанавливается фиксированная цена за проезд от любой станции, находящейся в одной зоне, до любой станции, находящейся в другой зоне.
Пригородный общий и покилометровый тарифы без взимания страхового тарифа применяются на малодеятельных участках железных дорог, пригородные зоны которых характеризуются небольшим пассажиропотоком. Они рассчитываются в зависимости от действительного или фактического расстояния перевозки.
Абонементные тарифы в пригородном сообщении дают право любому пассажиру приобретать билеты на длительный срок (месяц, сезон, полгода, год) на проезд между определенными станциями. В основе их расчета лежит покилометровый или общий тариф и количество поездок. Так, стоимость льготного абонементного билета рассчитывается исходя из количества поездок: месячного – 50 поездок, сезонного – 200 поездок, полугодового – 300 поездок, годового – 600 поездок. Стоимость месячного абонементного билета «Выходного дня» взимается из расчета 12 поездок в месяц.
Среди пассажирских тарифов выделяются детские тарифы, распространяющиеся на детей в возрасте от 5 до 10 лет, а также на детей моложе 5 лет, если ребенку предоставляется отдельное место в поезде дальнего следования. Детский тариф в дальних поездах прямого сообщения составляет приблизительно 35 % взрослого и рассчитывается по таблицам соответствующего прейскуранта. В пригородном сообщении он составляет, как правило, 25 % стоимости взрослого тарифа.
Отдельным категориям граждан РФ для проезда по железным Дорогам предоставляются определенные льготы, зависящие от категории пассажиров, вида сообщения, сезона перевозки и категории поезда. Эти льготы могут быть в виде бесплатного проезда или скидок от полного тарифа. Среди граждан, пользующихся льготами, выделяются следующие группы:
— лица, занимающие определенные должности в государственных органах (Депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, судьи);
* заслуженные граждане страны (Герои Советского Союза и Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные военными и трудовыми орденами, ветераны труда); инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
* лица, сопровождающие определенные категории инвалидов;
* студенты дневных высших и учащиеся средних специальных заведений и др.
Следует иметь в виду, что льготы распространяются только на оплату стоимости проезда граждан, но не распространяются на провоз багажа и ручной клади.
В международном сообщении при перевозках пассажиров между РФ и странами – бывшими союзными республиками СССР (Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Эстонией) действует межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ). Для расчета этого тарифа используется две таблицы – таблица стоимости тарифа и таблица стоимости плацкарты.
В таблицах стоимости билета приводятся базовые ставки в швейцарских франках в зависимости от расстояния, категории поезда (пассажирский или скорый) и типа вагона (общий, плацкартный, купейный, СВ). При этом в основе расчета МГПТ лежит так называемый принцип «перелома тарифа», когда после пересечения границы расстояние отсчитывается с нуля, т.е. стоимость билета определяется по расстоянию проезда по железной дороге каждой страны отдельно, а затем суммируется.
Кроме того, на стоимость билета влияет коэффициент индексации, устанавливаемый каждой страной самостоятельно и колеблющийся от 0,8 до 4. Для Российской Федерации он составляет 2,15.
Для определения стоимости проезда к стоимости билета прибавляется стоимость плацкарты. Она устанавливается по другой таблице в зависимости от общего расстояния с учетом того же коэффициента индексации. В связи с тем, что коэффициенты индексации в разных государствах отличаются друг от друга, на одних и тех же участках стоимость проезда в различных поездах может существенно различаться.
В межгосударственном сообщении аналогичным образом рассчитывается стоимость проезда по железным дорогам детей в возрасте от 5 до 10 лет. Для этой цели составлены таблицы стоимости детского билета и детской плацкарты.
В международном сообщении со странами дальнего зарубежья существуют два типа пассажирских тарифов: «Восток – Запад» и «Восток». Тариф «Восток – Запад» действует при перевозках между Россией, Западной Европой и Скандинавией. По тарифу «Восток» осуществляются перевозки между Россией, Китаем, Монголией и Кореей. Принцип расчетов тарифов аналогичен вышеизложенному – тариф состоит из двух слагаемых, которые определяются по таблицам. В одной таблице указывается стоимость билета в зависимости от расстояния между пунктами и класса вагона (1-й и 2-й классы), в другой – стоимость плацкарты, также зависящая от расстояния и класса вагона. Характеристика классов вагонов приведена в таблице.
Тариф «Восток – Запад» рассчитывается в денежных единицах Евро, а тариф «Восток» – в швейцарских франках. В обоих случаях провозная плата переводится в валюту той страны, где производится платеж.
Детские тарифы в международном сообщении со странами дальнего зарубежья устанавливаются как 50%-ная скидка от стоимости взрослого тарифа и распространяются на детей от 4 до 12 лет и младше 4 лет с предоставлением ребенку отдельного места.
Для перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа применяются багажные и грузобагажные тарифы, величина которых зависит от массы перевозимых вещей и расстояния перевозки. Правила расчета и применения таких тарифов в различных странах различны. В России, например, существует минимальная масса отправки багажа и грузобагажа, составляющая10 кг. Грузобагажные тарифные ставки превышают багажные почти в 2 раза. Для определения багажных игрузобагажных тарифов также используются таблицы соответствующего прейскуранта, причем в таблицы может включаться сбор за объявленную ценность вещей.
Грузовые тарифы устанавливаются на перевозку грузов и зависят от их себестоимости, расстояния перевозки и вида отправки груза – повагонным, контейнерным способами или мелкой грузовой отправкой.
Новые тарифы РЖД на 2020 год
Каждый знает, что дальние поездки лучше планировать заранее и покупать билеты, кстати тоже. Тогда можно попасть на сезонные скидки или акции, которые проводят Российские железные дороги. К сожалению, в современной реальности сложно спланировать даже месяц отпуска, не говоря уже о точной дате. Но все гораздо проще. РЖД каждый год представляет для общего внимания информацию об индексации своих тарифов, в соответствии с которой можно точно знать стоимость билетов на целый год.
Сезонные изменения тарифов
РЖД предлагают для общего удобства сезонные коэффициенты, в соответствии с которыми цены на билеты могут быть дороже или дешевле в определенный период.
Например, нам нужна цена билета Санкт-Петербург – Москва в плацкартном вагоне на 1 сентября 2019 года (в период с 27.04 по 09.05 цена билета примерно равна 2000 руб.).
- В таблице коэффициентов найти искомый для текущего периода и типа вагона.
В период (27.04 – 09.05) коэффициент равен 1,1.
- Разделите цену в данном периоде на коэффициент.
2000/1,1 = 1818 руб.
- Находим в таблице коэффициент для нужного периода.
Коэффициент для периода 01.09 – 17.09 равен 1,1.
- Умножьте цену, полученную в пункте 2 на коэффициент нужного периода.
1818*1,1 = 1999,8 руб.
То есть получается сумма, равная сумме текущего периода, т.к. коэффициенты равны.
Если учесть, что для большинства популярных направлений применяется ценообразование в динамике, то стоимость билетов по факту может немного отличаться от расчетов. Но в общей картине, вывод можно сделать следующим: чем больше спрос, тем больше предложение, то есть цена.
График гибкого регулирования тарифов на железнодорожные билеты в 2019 году
В 2019 году стоимость железнодорожных билетов будет меняться в соответствии с таблицей сезонных коэффициентов.
Ниже представлен график регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в поездах, следующих во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах *
Из таблицы видно, что пик увеличения стоимости приходиться на летний период с 9 июня по 31 августа. В эти 84 дня стоимость билетов увеличиться на 20%. Также довольно высокое повышение цены билетов приходиться на начало ноября (с 3 по 6) и конец декабря (с 29 по 30) +15%.
Из таблицы видно, что практически круглый год есть достаточно продолжительные периоды со скидками 10%. Также особо отмечены стандартные цены в период с 17 по 28 декабря и 31 декабря.
* Данные коэффициенты используются только для стоимости самого проезда и не распространяются на цены сервисных услуг (питание, постельное белье, пресса, санитарно-гигиенические наборы).
Ниже представлен график регулирования тарифов на перевозки пассажиров дальних направлений в поездах, следующих во внутригосударственном сообщении в вагонах СВ и купейных вагонах всех категорий поездов.
Из таблицы ярко видно, что основное повышение цены за проезд приходиться на лето. Периоды с 9 по 12 июня и с 13 июня по 12 сентября отмечены повышением цен на 15% и 20% соответственно. Конечно, еще одним пиком является предновогодний период с 28 по 30 декабря (+15%).
Как видно, цены на СВ и купейные вагоны отмечаются стабильностью и придерживаются стандартных цен. Но все же в течение года присутствуют некоторые скидки. А также можно с комфортом и экономно путешествовать почти целый месяц (с 06.11 по 16.12) с довольно серьезным снижением цены на 15%.
Стоимость пользования постельным бельем в поездах дальнего следования с 1 января 2019 года устанавливается следующая:
- 707 рублей на одного пассажира в вагонах класса «Люкс»;
- 354 рубля в вагонах с двухместными купе (СВ) фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности;
- 283 рубля в вагонах с двухместными купе (СВ);
- 218 рублей в вагонах с четырехместными купе фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности;
- 148 рублей в вагонах с четырехместными купе;
- 138,2 рубля в плацкартных вагонах.
Льготные категории пассажиров на железнодорожном транспорте
В России существуют категории граждан, которые при покупке железнодорожных билетов пользуются льготами.
В их числе: дети, студенты, заслуженные люди и другие.
Детские скидки
При поездках на железнодорожном транспорте внутри страны, по СНГ и Балтии, родители могут брать с собой детей без отдельного места, то есть держать ребенка на руках. Это правило распространяется на детей до 5 лет. Дети до десяти лет тоже могут путешествовать бесплатно, но уже с определенными неудобствами для родителей. Поэтому родители чаще всего покупают для ребенка отдельное место, но со скидкой 65%.
Для проезда детям выдают отдельный бесплатный билет. Один родитель может провозить с собой на одном месте только одного ребенка. Между городами на ближние расстояния бесплатно могут ездить только дети до 5 лет.
Студенческие и ученические льготы
Молодые люди, которые получают образование далеко от дома, имеют право на определенные скидки. Такие льготы действительны только во время учебного процесса, в период с 1 сентября по 31 мая каждого года.
Это касается только студентов очной формы обучения высших и средних учебных заведений.
К ним относятся:
- учащиеся суворовских военных, нахимовских морских училищ (от 10 лет);
- высшие учебные заведения;
- профессиональные технические училища;
- школы.
В таком случае молодые люди имеют право на снижение стоимости проезда на 50%.
Это касается и железнодорожных билетов, но только в плацкартных и общих вагонах.
Другие льготники
В бюджете любого региона предусмотрена статья расходов на проезд особым группам людей.
- инвалиды и ветераны военных действий;
- участники Великой Отечественной войны (1941 — 1945);
- лица, которым присвоен знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
- работники тыла;
- узники концлагерей;
- инвалиды, в том числе дети с инвалидностью;
- лица, сопровождающие инвалидов I гр. и детей-инвалидов;
- лица, которые пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данная группа людей может использовать возможность один раз в год съездить на лечение в оздоровительное учреждение на территории России.
Пассажирские тарифы на железнодорожном транспорте
§ 161. Пассажирскими железнодорожными тарифами считаются установленные платы и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа.
§ 162. На железных дорогах применяются следующие виды пассажирских тарифов: общий пассажирский — при проезде в поездах прямого и местного сообщения; пригородные — при проезде в поездах пригородного сообщения (в пределах пригородной зоны, на расстояние до 150 км включительно).
Пригородные тарифы подразделяются на зонный, абонементный, покилометровый и общий без страхового сбора. Пассажирские тарифы применяются на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях широкой и узкой колеи, включенных в постоянную эксплуатацию.
Тарифы на перевозку пассажиров в поездах прямого и местного сообщения устанавливаются и регулируются Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представляемые Министерством путей сообщения Российской Федерации. Тарифы на проезд пассажиров в пригородном сообщении, включая льготный абонементный, устанавливаются местными органами власти по предложениям железных дорог. Железные дороги утверждают также тарифы на перевозку пассажиров на всех железнодорожных ветках, не включенных в общую сеть железных дорог СССР .
§ 163. Плата за проезд пассажиров взимается в соответствии с прейскурантом N 10-02-16 за действительные тарифные расстояния, которые исчисляются по ходу следования пассажирских поездов, с которыми едут пассажиры.
§ 164. Признан не действующим в системе МПС России — указание МПС России от 04.03.93 N С-176у.
§ 165. Признан не действующим в системе МПС России — указание МПС России от 04.03.93 N С-176у.
§ 166. В случае временного (по техническим причинам не более 15 дней) отклонения пассажирских поездов от установленного действующим расписанием пути следования расстояние кружности пассажир не оплачивает.
§ 167. При применении тарифных ставок для определения платы за проезд действительное тарифное расстояние берется с округлением по тарифным поясам, предусмотренным в соответствующих таблицах стоимости проезда.
§ 168. Стоимость проезда пассажиров в поездах устанавливается в зависимости от рода вагона: жесткий общий (с местами для сидения), жесткий плацкартный (с местами для лежания), жесткий купейный и мягкий с двухместными купе, а также от категории поезда: скорый, пассажирский, фирменный и расстояния поездки.
Стоимость проезда полного или детского в зависимости от рода вагона и категории поезда, стоимость билета, стоимость плацкарты и размеры доплат к полному или детскому билету (жесткого общего вагона пассажирского поезда) при проезде в вагонах или поездах высшей категории определяются по расчетным таблицам прейскуранта 10-02-16.
Стоимость проезда в фирменных поездах определяется по приложению к Прейскуранту 10-02-16 «Тарифы на проезд пассажиров в фирменных поездах».
Стоимость проезда во всех типах вагонов и поездов разделена на стоимость билета и стоимость плацкарты по расчетным таблицам Прейскуранта 10-02-16 .
При курсировании во внутреннем сообщении мягких вагонов габарита «РИЦ» с 3-местными купе стоимость проезда в них взимается по тарифу купейного вагона. В случае переоборудования этих вагонов в категорию «СВ» оформление проездных документов в эти вагоны производится по тарифу мягкого вагона с 2-местными купе. Стоимость проезда в мягком вагоне с 4-местными купе исчисляется по тарифу купейного вагона.
§ 169. Скидка со стоимости проезда по железным дорогам в размере 50 процентов в период с 1 октября по 15 мая в поездах и вагонах всех категорий, в том числе в мягких вагонах с 2-местными купе (СВ) без ограничения количества поездок предоставляется:
инвалидам всех категорий и групп, в том числе и инвалидам Великой Отечественной войны;
сопровождающим инвалидов I группы и ребенка — инвалида (не более одного сопровождающего на каждого инвалида);
лицам, проживающим в домах — интернатах для престарелых и инвалидов (или в других подобных учреждениях) и находящимся на полном государственном обеспечении.
Один раз в любое время года в обмен на талоны и по предъявлении удостоверения 50-процентная скидка со стоимости проезда предоставляется:
инвалидам Великой Отечественной войны III группы;
участникам Великой Отечественной войны;
родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте
лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
работникам специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно — подъемного состава авиации Народного комиссариата рыбной промышленности Главсевморпути
бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
инвалидам боевых действий на территориях других государств III группы, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, ставшими инвалидами III группы вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в районах боевых действий
ветеранам боевых действий на территориях других государств, имеющим ранение, контузию или увечье .
Инвалидам, детям — инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы и ребенка — инвалида (не более одного на каждого инвалида) предоставляется один раз в год (туда и обратно) в период с 16 мая по 30 сентября 50-процентная скидка со стоимости проезда в обмен на талоны .
50-процентная скидка со стоимости проезда в поездах пригородного сообщения предоставляется:
в период с 16 мая по 30 сентября (ежегодно) организованным группам (не менее 10 чел.) школьников старше 10 лет и сопровождающим эти группы (один сопровождающий на 10 школьников) в рабочие дни, кроме субботы и воскресенья;
учащимся высших и средних специальных учебных заведений в период с 1 октября по 15 мая;
военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно — учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденным медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», в течение года
лицам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в течение года
лицам, привлекавшимся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, в течение года
лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшим менее шести месяцев и награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, в течение года
ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов в период с 1 октября по 15 мая .
По желанию участника Великой Отечественной войны вместо полагающегося проезда с 50-процентной скидкой в двух направлениях (туда и обратно) ему может быть предоставлен бесплатный проезд по железной дороге в одном направлении (туда или обратно) в обмен на два талона.
Кроме того, участникам Великой Отечественной войны разрешается по их желанию оформление бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) в обмен на талоны двух лет (текущего и предыдущего или текущего года и последующего). При этом в прямом направлении оформление такой поездки производится в обмен на два талона «туда», а в обратном — на два талона «обратно» .
Этот порядок распространяется также на инвалидов Великой Отечественной войны III группы и на лиц, приравненных к участникам Великой Отечественной войны.
Лицам, сопровождающим инвалидов Великой Отечественной войны I группы (не более одного сопровождающего), кроме сезонных льгот, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) в обмен на талоны.
Для получения льготного проездного документа (билета) в кассу должны быть предъявлены соответствующие документы, дающие право на получение скидки: «Удостоверение инвалида Великой Отечественной войны», «Удостоверение участника Великой Отечественной войны» или «Удостоверение о праве на льготы», удостоверение «Житель блокадного Ленинграда», пенсионное удостоверение с соответствующими отметками, студенческий билет (очной формы обучения), билет или книжка учащегося (ПТУ), справка дома интерната и др. Детям — инвалидам в возрасте до 16 лет 50-процентная скидка со стоимости проезда предоставляется на основании справки установленной формы или справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой учреждениями государственной службы медико — социальной экспертизы (справки серии МСЭ).
Для получения в период с 1 октября по 15 мая льготного проездного документа для школьников предъявлять в кассы какие-либо документы не требуется.
При предъявлении учащимися в кассу студенческих билетов, удостоверений или других документов, имеющих подчистки, исправления, без указания номера, срок действия (учебный год) и др. льготные проездные документы не выдают, а удостоверения или студенческие билеты отбирают и направляют в учебные заведения, их выдавшие.
На проезд в поездах дальнего и пригородного сообщений организованных групп учащихся (10 чел. и более) учебные заведения подают заявки с указанием цели поездки (одну — на проезд «туда» и вторую — на проезд «обратно») согласно форме: