Особенности применения тарифов на железнодорожном транспорте
Классификация тарифов на железнодорожном транспорте.
Железнодорожные грузовые тарифы – это система цен, включающая утвержденные в установленном порядке платы, взимаемые за перевозки грузов и услуги инфраструктуры.
Тарифы могут устанавливаться на договорной основе. В этом случае они контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В целях реализации этого положения в части тарифного регулирования грузовых перевозок Правительство РФ приняло Постановление об утверждении Положения об основах Государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Данным документом устанавливаются принципы государственного Тарифного регулирования, определяется компетенция федеральных органов исполнительной власти, принимающих решения по установлению (изменению) уровня тарифов, а также вводятся единые принципы формирования и применения тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Принципами государственного регулирования тарифов являются:
1) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов на перевозки, регулируемых государством, к договорным);
2) применение на всей территории РФ единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
3) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
4) обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
5) установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации особых условий железнодорожных перевозок;
6) обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления их уровня, изменения этих тарифов и правил применения;
7) ведение раздельного учета затрат в естественно-монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
8) ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других.
Сведения об изменениях тарифов и сборов на перевозки грузов железнодорожного транспорта общего пользования публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений.
Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, определяются по Прейскуранту № 10-01 (Тарифное руководство № 1).
Плата за перевозки грузов по Российским железным дорогам (РЖД) исчисляется в прямом железнодорожном сообщении за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
· за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью;
· действительное пройденное расстояние при перевозке грузов негабаритных и на транспортерах;
· суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозке грузов с участием Калининградской железной дороги;
· расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных и скоростных линий.
· от вида отправки (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная);
· типа и принадлежности вагона, контейнера, локомотива;
· скорости перевозки (грузовая, большая, пассажирская);
· свойств груза (наливные, опасные, скоропортящиеся, негабаритные, автомобили, домашние вещи и др.);
Тарифы подразделяются на следующие виды:
1) В зависимости от сферы распространения:
Ø общие – применяются к перевозкам грузов в прямом железнодорожном сообщении по территории РФ;
Ø исключительные – установленные на перевозки отдельных грузов, связанные с особыми условиями их перевозок, на определенных направлениях или расстояниях, а также в некоторые периоды времени;
Ø договорные – устанавливаются на договорной основе по соглашению сторон;
Ø для международных перевозок – устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ;
Ø местные – устанавливаются в пределах одной инфраструктуры.
2) По виду отправок:
Ø повагонные – взыскиваются с вагона в зависимости от массы груза при перевозке грузов в универсальных и специализированных вагонах.
Ø потонные – установленные в виде платы за 1 тонну груза, перевозимого наливом в цистернах (нефть и нефтепродукты, кислоты, углеводороды, спирт и др.);
Ø для мелких отправок – за перевозку грузов мелкими отправками в сборных вагонах в зависимости от массы отправки;
Ø для контейнеров – за перевозку грузов в контейнерах в зависимости от их длины и массы брутто, а также принадлежности контейнера;
Ø на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях;
3) В зависимости от скорости доставки:
Ø большой – плата в 1,5 раза больше, чем грузовой скоростью;
Ø пассажирской – плата исчисляется за перевозку грузов в грузовых, багажных и почтово-багажных вагонах, прицепляемых к пассажирским или почтово-багажным поездом.
4) По форме построения:
Ø табличные, выраженные в виде готовых плат с вагона, контейнера или тонны за все расстояние перевозки;
Ø схемные – плата определяется путем умножения ставки за 1 т-км, 1 ваг-км, 1 осе-км на расстояние перевозки.
Величина ставки за движенческие операции устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона.
Виды тарифов на грузовом железнодорожном транспорте
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.
Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге. К ним относятся:
Вид отправки.По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
1. сдельные тарифы на перевозку грузов;
2. тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
3. тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
4. тарифы из покилометрового расчета;
5. тарифы за перегон подвижного состава;
6.договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
· объемный вес груза, характеризующий возможность автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;
· время использования автомобиля;
· район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки.
Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке, Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка’ и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Лекция 9 Пассажирские железнодорожные тарифы и сборы
На железных дорогах России применяются тарифы:
• общий пассажирский при проезде в поездах прямого дальнего и местного сообщения, который утверждается для общих линий железных дорог, на линиях, не примыкающих к общей сети (Сахалинская дорога), на линиях с водными переправами;
• пригородный для проезда в поездах пригородного сообщения, который подразделяется на зонный, покилометровый, общий без страхового сбора и абонементный (общий и льготный);
• общий багажный тариф для всех железнодорожных линий общего пользования по правилам тарифных расстояний таким же, как и для общего пассажирского тарифа;
• прочие тарифы и сборы с пассажиров за различные услуги.
Общий пассажирский тариф построен с учетом снижения стоимости проезда одного пассажира на 1 км при увеличении расстояния поездки. Для поездов дальнего следования за основу взят тариф на проезд в жестком вагоне с местами для сидения в зависимости от расстояния поездки.
Плата за проезд исчисляется по маршруту следования пассажирского поезда в соответствии с Указателем железнодорожных пассажирских сообщений и Тарифным руководством № 4 по кратчайшему направлению с наименьшим числом пересадок. Для общего пассажирского тарифа установлено 110 тарифных поясов. С увеличением расстояния протяженность тарифных поясов увеличивается с 5 до 550 км.
Стоимость проезда в вагонах различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу, повышается на 22. 27 % за проезд в жестком некупированном (открытом) вагоне с местами для лежания; 59. 62 % в жестком купированном вагоне с четырехместными купе; 80. 90% в мягком вагоне с четырехместными купе; 113. 130 % в мягком вагоне с двухместными купе. Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку, но и степень комфорта, предоставленного пассажиру. Так, для сокращения времени поездки пассажир может доплатить за скорость.
Тариф за проезд детей от 5 до 10 лет взимается в размере 25 % стоимости взрослого билета, но доплата за спальное место взимается в размере полной стоимости взрослого билета.
В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного страхования.
В отличие от общего пассажирского тарифа в пригородных тарифах стоимость проезда 1 км повышается при увеличении дальности поездки, однако пригородный тариф в два раза ниже общего пассажирского.
Некоторым категориям пассажиров при проезде по железным дорогам предоставляются льготы в виде бесплатного проезда или скидки с установленного тарифа.
Для улучшения обслуживания пассажиров введены различные дополнительные услуги: предварительная продажа проездных билетов (с одного билета взимается определенная сумма), доставка билета в пределах территории города или населенного пункта. По утвержденному прейскуранту оплачиваются пребывание в комнатах матери и ребенка на вокзале, пребывание в комнатах отдыха на вокзалах в ночное время, хранение багажа и ручной клади в камерах хранения и доставка ее к поезду или остановкам городского транспорта. К дополнительным сборам относятся оплата услуг по оформлению и перевозке багажа и грузобагажа, уведомление о прибытии и хранении его в течение определенного срока.
При построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы:
1. Расстояние перевозки. Протяженность сети железных дорог от 1 до 12 420 км разделена на пояса дальности. Расстояние внутри пояса дальности возрастает с увеличением дальности следования.
2. Тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными и с 2-местными (мягкий или СВ-вагон) купе.
3. Скорость перевозки. Здесь учитывается категория поезда – пассажирские, скорые и фирменные поезда.
Особенностью формирования тарифов на дальние пассажирские перевозки является то, что сначала устанавливается базовый тариф –на перевозку в общем вагоне пассажирского поезда. За дополнительные условия перевозки, дающие повышенную комфортность и скорость движения, взимается доплата.
Дифференциация пассажирских тарифов от расстояния перевозки вызвана влиянием дальности следования на себестоимость перевозки (п. 10.2). Поэтому так же, как и в грузовом движении, для пассажирских перевозок используется двухставочная методика построения тарифа. Зависимость пассажирского тарифа от дальности следования при сохранении тенденции его снижения от увеличения расстояния перевозки имеет свою специфику. Здесь оказывает влияние тот факт, что в состав пассажирских тарифов включена ставка обязательного страхования пассажиров. Ее абсолютная величина не существенна, но в структуре тарифной платы в зависимости от расстояния перевозки имеет различное значение – от 0,3 до 7 %.
В новых условиях формирования структуры РЖД предполагается выделение пассажирских компаний на сети железных дорог в самостоятельные акционерные подразделения. Это должно отразиться и на формировании пассажирских тарифов, которые так же, как и грузовые тарифы, должны иметь тарифную составляющую за использование инфраструктуры и тяговых средств РЖД и вагонную составляющую за обслуживание и содержание пассажирских вагонов и пассажиров в пути следования.
Лекция 15. Железнодорожные тарифы;
1. Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.
2. Грузовые тарифы
3. Пассажирские тарифы
- Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.
Железнодорожные тарифы являются ценами реализации транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожного транспорта и сопутствующих им услуг.
С экономической точки зрения транспортный (железнодорожный) тариф – это денежное выражение стоимости транспортной услуги.
Поскольку грузовые тарифы осуществляются для производственных и торговых организаций, а пассажирские перевозки для личного потребления , то грузовые тарифы являются оптовыми ценами, а пассажирские тарифы – розничными ценами.
Факторами, влияющими на ценообразование на железнодорожном транспорте являются:
· осуществление перевозки большого количества наименований грузов, не являющихся взаимозаменяемыми;
· осуществление перевозок в различных условиях;
· осуществление нескольких видов пассажирских перевозок;
· уровень железнодорожных тарифов определяется эффективность размещения производства в разных регионах страны, от уровня тарифов зависят объем, области сбыта и цена продукции.
На железнодорожном транспорте России железнодорожные перевозки регулируются Федеральным законом «О естественных монополиях» (n № 147-ФЗ от 17.08.95), Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» ( № 17-ФЗ от 10.01.2003), Правительством РФ в Постановлении «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (№ 332 от 30.06.04), Постановлении « Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте (№ 787 от 15.12.2004) и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте( № 917 от 23.12.02)
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Постановление Правительства РФ от 20.11.03 №703)
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (от 25.11.03 № 710).
Регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта.
Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях :
· достижения баланса интересов субъектов естественных монополии на железнодорожном транспорте потребителей их услуг;
· защиты экономических интересов;
· развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
· обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
· создание для естественной монополии экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышения качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг – стимулов к оптимизации транспортных связей.
Государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения. С 2004 года введена практика повышения тарифов 1 раз в год.
Решение об определении (установлении) тарифов или их предельного уровня принимается с учетом анализа основных ценообразующих факторов:
· объемов перевозок и их особенностей;
· расходов субъектов естественных монополий, в т.ч. расходов на выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и топлива, накладных расходов;
· конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;
· развития производства и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов.
- Грузовые тарифы
Тарифы на перевозку грузов являются главным инструментом регулирования экономических взаимоотношений внутри отрасли. Уровень грузовых тарифов самым непосредственным образом определяет эффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективность производства уже действующих предприятий. От уровня грузовых тарифов зависят объем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Все это предъявляет повышенные требования к обоснованию величины тарифа.
Система тарифов на всех внутренних и международных линиях зафиксирована в Прейскуранте 10-01 « Тарифы за перевозку и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» утв. Постановлением ФЭК России от 17.06.03 № 47-т/5.
В 2009-2010 годах утверждены следующие документы:
- Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (постановление Правительства РФ от 05.08.09 № 643)
- Методика расчета размера обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки ( приказ ФСТ России от 31.08.2010 № 198-т/1)
30.06.11 – заседание ФСТ – рассмотрена модель тарификации платы за услуги:
- По занятию инфораструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании;
- По организации продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного соства в составе грузовых поездов;
- По организации продвиженя по инфраструкре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов или в одиночном следовании.
Основное – тарифное регулирование заключается в следующем – определение экономически обоснованного параметра индексации тарифов, который должен учитывать потребности в финансовых средствах, необходимых для обеспечения стабильной и эффективной работы организаций железнодорожного транспорта общего пользования, направленной на удовлетворение потребностей российской экономики в железнодорожных перевозках; принимается предельный уровень тарифов (учитывающий необходимость минимизации негативного влияния роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на пользователей услуг железнодорожного транспорта исходя из сложившихся экономических условиях). Образующийся при этом дефицит денежных средств возмещается хозяйствующему субъекту путем государственного субсидирования.
Данные тарифы могут индексироваться по представлению перевозчика органами государственного управления в лице Федеральной службы по тарифам.
Тарифы на транзитные железнодорожные перевозки устанавливаются на основе международных транзитных тарифов (ITT) и унифицированных транзитных тарифов (UTT) Они исчисляются в швейцарских франках для всех видов грузов, кроме транзитных контейнеров, для которых тарифы рассчитываются в американских долларах.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте России направлена на обеспечение равного доступа грузоперевозчиков к услугам железных дорог.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на затратной основе, с тем чтобы они покрывали эксплуатационные затраты дорог, выплаты по кредитам, существенную часть инвестированного капитала, а также затраты на неприбыльные пассажирские перевозки.
Определяют размер тарифа следующие 3 основные составляющие:
- инфраструктура — 55% ( услуги инфраструктуры);
- затраты на локомотивы – 30% ( услуги локомотивной тяги) ;
- затраты на вагоны – 15% ( вагонная составляющая).
Таким образом, с 2003 года тариф для грузоотправителя, отправляющего грузы в собственных вагонах составляет 85% тарифа для грузоотправителей, использующего вагонный парк «РЖД» или других грузовых операторов.
В основе грузовых тарифов лежит среднесетевая себестоимость перевозок. При этом современные тарифы дифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различия в себестоимости их перевозок. В число таких факторов входят:
· типы вагонов, используемых для перевозки грузов;
· степень использования их вместимости и грузоподъемности;
· расстояние перевозки и скорость доставки грузов;
· масса и объем партии единовременно перевозимого груза;
· собственность на используемые вагоны и локомотивы.
Общий порядок установления платы за перевозку грузов определен в первой части Тарифного руководства №1, согласно которому на первом этапе с помощью Тарифного руководства №4 рассчитывается тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до станции назначения. При этом тарифные расстояния исчисляются по кратчайшему пути следования грузов.
Затем устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза, тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива. Определяется позиция по единой тарифно-статистической номенклатуре для данного груза, а при повышенной групповой, маршрутной отправке – тарифный класс груза.
Для ряда грузов применяются индивидуальные поправочные коэффициенты.
С 01.08.95 года установлено деление перевозимых грузов на три класса. В Прейскуранте 10-01 (от 2003 года) сохранена трехклассная система тарифов, учитывающая платежеспособность и происхождение груза (продуктов сырьевых, промежуточного и конечного потребления)
Первый класс – грузы с транспортной составляющей 15-70%,
Второй класс – грузы с транспортной составляющей 8-15%
Третий класс – грузы с транспортной составляющей менее 8%.
Базовые ставки тарифа установлены на основе второго класса тарифа.
Для грузов 1 класса – в основном сырьевых ( каменный уголь, кокс, руда железная и марганцевая, круглый лес, дров, цемент, шлаки, апатиты и др), имеющих низкую платежеспособность и составляющих более половины объема перевозок, тарифы по сравнению со ставками тарифов 2 класса установлены на более выгодных условиях, чем это было принято в 1995 году. Увеличение размеров скидки с тарифов за перевозки сырьевых грузов создает условия для снижения доли транспортной составляющей в конечной цене полуфабрикатов и готовых изделий. Тарифы снижены на 30-35%.
Для грузов 3 класса тарифы установлены на 74% выше базовых ставок 2 класса. Тем самым компенсируются потери доходов на перевозку грузов 1 класса.
В Прейскуранте расширена практика установления индивидуальных коэффициентов на перевозку отдельных грузов. Диапазон колебаний по классам грузов составляет:
Первый класс : 1 — 3,067
Второй класс : 1 — 1,64
Третий класс : 1 — 2,14.
Кроме этого в зависимости от расстояния перевозки по всем видам грузов тарифы дифференцируются:
На расстояниях до 1199 км : 1 – 4,95
На расстояниях 5000 км и больше : 1-6,75
Индивидуальные коэффициенты применяются только к ставкам «за инфраструктуру».
Ставки «за вагон» установлены одинаковые на всей сети железных дорог России.
Для учета зависимости платы за перевозку от расстояния применяют двухставочные тарифы.
Расчет тарифной платы за перевозку 1 т груза выполняется по формуле:
Т= ( а + в х L ) : 10: 100
где а – ставка по начально-конечной операции (НКО), коп./10 тонн;
в – ставка по движенческой операции (ДО), коп.10 тонн
L – расстояние перевозки 1 т груза, км.
При перевозки груза на 1 вагон
Т= ( а + в х L ) х Р т : 10: 100
где Р т — расчетная весовая норма при перевозке данного груза в данном типе вагона.
В данные формулы вводится специальный коэффициент КL , который учитывает изменение относительной величины пробега груза в более «дорогих» категорий поездов (сборных и передаточно-вывозных) по сравнению с перевозкой грузов в прямых поездах, а также количество переработанных вагонах на технических станциях в расчете на 1 км пробега.
Величина КL в классификаторе тарифных схем принята в следующих размерах:
Транспортные тарифы
Тарифное регулирование на транспорте связано с функциональной деятельностью организаций (предприятий) внутри логистической производственно-транспортной системы или логистической транспортно-сбытовой системы. Основная цель тарифного регулирования — воздействие на систему отношений между участниками товарного и транспортного рынков в процессе производства, транспортировки и сбыта товаров.
Тарифная система представляет собой систему транспортных ставок (тарифов) на грузовые и пассажирские перевозки. Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя: 1) платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
2) сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
3) правила исчисления плат и сборов.
Система тарифов для различных видов транспорта имеет свои особенности. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы:
1) общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов;
исключительные тарифы — тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности;
3) льготные тарифы, — они применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;
4) местные тарифы, — их устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги. Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
1) сдельные тарифы на перевозку грузов;
2) тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
3) тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
4) тарифы из покилометрового расчета;
5) тарифы за перегон подвижного состава;
6) договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
1) расстояние перевозки;
3) объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автотранспортом грузы подразделяются на четыре класса:
а) грузоподъемность автомобиля;
в) время использования автомобиля;
г) тип автомобиля.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Корректировки в тарифную стоимость вносятся с помощью поправочных коэффициентов.