Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средовой подход в архитектуре

Глава 10. Средовой подход к городу

В 1970-1980-е гг. системный подход в градостроительстве Европы потерял актуальность вместе с приостановкой массового строительства новых городов, где он проявлялся в полной мере. Арена градостроительства переместилась в старые города, которые представляют собой сложные исторически многослойные и художественно разнообразные образования. В них городская среда заметно неоднородна, она состоит из объектов разных видов, разного времени, которые не вписываются в математическую систему идеального города эпохи функционализма, предназначенного для машин, которые должны передвигаться по прямым широким проспектам.

При сравнении старых и новых городов и возник средовой подход. Средовой подход это комплекс установок новой урбанистики. Главная из них состоит в том, что разные качества города (материальные и нематериальные) рассматриваются синтетически: пространственная структура поселения вместе с культурными навыками, представлениями и поведением людей. Средовой подход нацелен на внимание к человеку и его потребностям, на формирование сомасштабной ему окружающей среды с уникальными индивидуальными характеристиками. Предполагается, что человек активно включен в протекающую в городской среде жизнь. Он не только функционирует, но и чувствует свое окружение. Первым о необходимости создавать художественные образы городской среды и учитывать предпочтения жителей написал американский градостроитель Кевин Линч.

Постепенно сформировался некий идеал полноценной среды, который отождествляется со старыми городами. Оптимальной стали считать историческую среду, дающую уют, комфорт, разнообразие впечатлений, необходимые человеку. Как ценное качество исторической застройки воспринимается ее сложная организованность, появившаяся за счет напластований времени. В старой среде сохраняется информация о прошлом, которая обеспечивает преемственные формы поведения человека. Считается, что человеку нужна связь с историей и определенная устойчивость окружения, нужен человеческий, не индустриальный масштаб среды обитания, который обеспечивают старые города.

Средовой подход приветствует сложность городской структуры и многофункциональность территорий, то есть выдвигает установку альтернативную той, что господствовала прежде – о необходимости жесткого функционального разграничения территорий населенных мест.

Большое значение в понимании и формировании городской среды имеет городской дизайн[1], с помощью которого создается архитектурно-декоративная аранжировка пространства. К дизайну относятся очень разнообразные объекты. Это могут быть малые архитектурные формы, уличная мебель и оборудование, вывески и реклама, торговые витрины, суперграфика фасадов и дорожных покрытий, скульптурные формы, цветовое и световое оформление сооружений. С помощью информационной и рекламной составляющих город «ведет разговор» с людьми, направляя и организуя их передвижение в пространстве.

Дизайн становятся неотъемлемым компонентом предметно-пространственной среды современного города. Насыщая пространственную среду города, он во многом определяет ее комфортность, образно-художественные качества, оказывают существенное влияние на впечатление от восприятия архитектурного ансамбля. Дизайн – активный компонент городской среды – наиболее подвижная, часто заменяемая, а значит и наиболее современная ее часть.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое средовой подход к городу?

2. В чем состоит ценность исторической среды города для его жителя?

3. Расскажите о городском дизайне как способе формирования среды.

Средовый подход к проектированию различных объектов дизайна

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 2094 ; Нарушение авторских прав

Термин «среда» чаще всего он употребляется вместе с другими, определяющими терминами и понятиями в таких словосочетаниях, как «окружающая среда», «предметно-пространственная среда», «среда жизнедеятельности» или в типологически ограничивающих определениях: «жилая среда», «производственная среда», «городская среда» и т.п.

Широкое распространение термина среда и соответствующих ему смысловых установок началось сравнительно недавно, лет 30 тому назад. До этого времени слово «среда» употреблялось, но либо относилось к областям, далеким от художественной практики (к биологии, социологии, химии), либо, как это было, например, в живописи, имело смысл «световоздушной среды» изображения какого-либо объекта, примыкая к понятию «фон».

Существенный сдвиг, произошедший в употреблении понятия «среда» состоял в том, что его стали употреблять самостоятельно, в качестве понятия, не противопоставленного какому-то другому объекту. Так, говорят «городская среда», «среда жилища» и пр., подразумевая под этим внутреннее содержание городского образа жизни.

Различия в понимании категории «среда» во многом объясняются тем, что задачи проектирования сегодня соединяют художников, архитекторов, градостроителей, географов, психологов, биологов, социологов, инженеров, экономистов, философов, которые объединяют усилия, инициативы, средства разных областей профессиональной деятельности. Ясно, что механическая сумма профессиональных средств и методов недостаточна, поэтому в области средовой проблематики мы наблюдаем попытки согласовать различные взгляда и представления. В этих дискуссиях складываются контуры » средового подхода » или » средового движения».

Художественные вопросы средовой проблематики имеют как бы два уровня. С одной стороны, существует множество частных художественных задач, связанных с формированием отдельных предметов, комплексов или подсистем в предметном мире, которые должны быть вписаны в средовое целое, увязаны как, с художественным обликом других компонентов среды, так и с ее нехудожественными компонентами. С другой стороны, существуют проблемы целостности художественного и эстетического облика среды, то есть проблемы высшего, интегрального уровня

Суть средового подхода состоит в расширении объекта проектирования от отдельной вещи или здания к комплексу вещей или зданий. В архитектуре это приводит к изменению традиционных типов сооружений и формированию многофункциональных комплексов — «сверхзданий», объединяющих и должным образом организующих широкую совокупность жизненных процессов в масштабах крупных фрагментов урбанизированной среды. Эта прогрессивная архитектурная тенденция выводит профессиональное проектирование на уровень задач культурно осмысленного комплексного формирования среды — но только городской, но шире — вообще среды предметной. В дизайне эта же тенденция выражается в постепенном переходе от «штучного» проектирования изделий к проектированию системных объектов и предметных комплексов, а далее — к проектированию ассортимента.

Средовой подход в архитектуре

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ ТЕОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ

Настоящая статья является частью исследования теории средового подхода в архитектуре конца XX – начала XXI в. В данной работе предпринята попытка выявить приемы средового подхода для проектирования гуманной городской среды. Обозначены основные причины возникновения данного движения в архитектуре второй половины XX в. Приведено определение средового подхода, наиболее полно отражающее его суть. Исходя из причин возникновения данного движения в архитектуре прошлого столетия рассматриваются исследования, затрагивавшие все аспекты средового подхода: проблему исторического сохранения застройки при проектировании новых объектов, вовлечение «потребителя» в процесс проектирования, создание гуманной среды в современном городе, уменьшение негативного воздействия окружающей среды на человека, создание многообразной архитектуры, с целью улучшения эмоционального состояния людей. В статье приведен анализ основных методов средового подхода. Обозначены приемы, которые использовались в том или ином методе, и на основе обобщения рассмотренной информации автором выделяются четыре группы приемов (традиционно ансамблевые, «смысловые» или «семантические», «рациональные» и «социальные»). Приводятся три ситуации реализации идей средового движения в городской застройке, которые сопоставляются с соответствующими приемами.

Читать еще:  Принципы архитектуры эвм дж фон неймана

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,284

‘> Норм. цитируемость по направлению: 4,761

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 1

‘> Тематическое направление: Art

‘> Просмотров: 24 (12)

‘> Включено в подборки: 0

‘> Всего отзывов: 0

This article is part of the study of the theory of environmental approach in architecture of the late XX early XXI century. In this paper, an attempt is made to identify the methods of environmental approach for the design of humane urban environment. The main causes of this movement in the architecture of the second half of the XX century are indicated. The definition of the environmental approach is given, which most fully reflects its essence. Based on the reasons for the emergence of this movement in the architecture of the last century, studies are considered that have affected all aspects of the environmental approach: the problem of historical preservation of buildings in the design of new facilities, the involvement of the «consumer» in the design process, the creation of a humane environment in the modern city, reducing the negative impact of the environment on humans, the creation of a diverse architecture, in order to improve the emotional state of people. The article presents an analysis of the main methods of the environmental approach. The methods used in this or that method are indicated, and on the basis of generalization of the considered information, the author identifies four groups of methods (traditionally ensemble, «semantic» or «semantic», «rational» and «social»). Are three possible situations the implementation of the ideas of the environmental movement in urban areas, which are mapped to corresponding methods.

Средовой подход и программы участия в архитектуре 1960-1990 г. Гелла, Елена Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гелла, Елена Ивановна. Средовой подход и программы участия в архитектуре 1960-1990 г. : автореферат дис. . кандидата архитектура : 18.00.01.- Харьков, 1999.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Работа посвящена рассмотрению аязи между средовым подходом и профаммами участия (которые также назы-ают «партисипацей», «движением к потребителю» и пр.). Эти явления новей-іей архитектуры имели решающее значение в формировании современной рофессиональной идеологии и проектной практики.

В середине 60-х гг. в мире быстро распространяется осознание того, что іункциональньш ригоризм и формальный аскетизм современного движения ве-ут к обеднению городского окружения. В 70-е гг. все чаще как ключевое вы-вигается требование проектировать не отдельные здания или комплексы, а соз-авать их как часть среды.

К основным идеям «средового подхода» относятся: признание того фак-а, что развитие городской среды подлежит своим собственным законам, кото-ые не зависят от волн проектировщика и выступают для него как «естествен-іьіе» законы; признание априорной ценности существующей городской среды; юнимапие среды как единого морфологически-деятелыюспого явления и ключение в понятие среды не только морфологической и функциональной, но акже и субъективной составляющей.

Концептуальные основы средового подхода были заложены в рабо-ах К. Александера, Р. Вентури и Д. Скотт-Браун, Б. Дзеви, К. Линча, Дж. Сай-юндса, К. Танге, И. Фридмана. Наиболее ранние из отечественных псследова-ііії’і принадлежат Е. Ассу, А. Беляевой, Ю. Вооглайду, А. Высоковскому, В. «лазычеву, В. Голофасту, А. Зинченко, Р. Каганову, Г. Лебедевой, А. Махров-:кой. А. Рудницкому, В. Середкжу, Т. Товстенко, А. Урбаху, В. Хорошилову. В mix работах архитектурное среда рассматривается как антропогенный ланд-нафт, в контекстах екосистем ного подхода, процессов восприятия архитектур-юго окружения человеком и т.п.

Профессиональные средства современной архитектуры изучали Р. Бенем, >. Гидион, Ч. Дженкс, Н. Певзнер, К. Фремптон, а из отечественных авторов — А. Иконников, А. Пучков, А. Рябушин. В. Тасалов, В. Хаит, А. Шукурова (мировоз-ірение и эстетика), Г. Меерович, С. Хан-Магомедов (модернизм в советской архитектуре), А. Буряк, Д. Сладков (развитие способов проектирование) и др.

Различные формы т.н. партисипашюнных профамм («профамм участия», зт participation — участие, далее ПУ), также распространяются в 60-е годы. В рамках ПУ разработка и принятие проектных решений осуществляются при деятельном участки всех заинтересованных сторон. ПУ направляются на включение фа-ждан в процесс проектирования и охватывают фадостроительные и образовательные профаммы, защиту прав жителей, экспертизу инвестиционных проектов, профамм городского развития, размещение проблемных производств и мн. др.

Принципы привлечения потребителей к процессу проектирования разра батывалнсь уже упомянутыми К. Алексаидером, Й. Фридманом и Д. Скотт Браун. Опыт первых «программ соучастия» освещенный в публикациях, посвя щенных роботам Л. Кролля, Р. Хекнп, Р. ‘Эрскнна, в стаїьях Ч. Дженкса, Л Крие, М. Кюлло, А. Грюмбака п пр., іде рассматривались взаимоотношени: люден и среды, влияние архитектурной продукции на человеческое поведение примеры «обратной связи» между потребителем и архитектором.

Проблемы взаимодействия население и проектировщиков в Советско» Союзе рассматривались Е. Гольдзамтом, Л. Коганом, А. Лолою, В. Морозовым Н. Рыковым, В. Хаитом. Но монографические исследования по этому вопрос практически отсутствуют (исключение составляют диссертация А. Зинченко пособие «Городская среда. Технология развития» под ред. В. Глазычева).

Читать еще:  Бпм системы в микросервисной архитектуре

Хотя СП и ПУ были вызванные к жизни сходными обстоятельствами развивались параллельно, они рассматриваются в профессиональной литератур по отдельности. Практически не исследованы как причины их одновременног появления, так и природа взаимосвязи между ними. Мотивы недостаточног внимания к данному вопросу на Западе и в странах бывшего СССР различив Для западных архитекторов здесь нет проблемы, так как параллельность во: нпкновсиия и развития обоих явлений для западного архитектора является оч< видным фактом. В СССР не могло быть и речи о реальном самоуправлении самодеятельности населения. Поэтому и СП и ПУ рассматривались здесь кг «чужая» теория.

Сегодня, с возрождением в Украине института местного самоуправлени эта тема приобретает особую актуальность. Строительство и архитектура пері стали быть государственной монополией. Появились частный и мунпципальнь заказчики, ассоциации собственников жилья и другие новые субъекты проек ного процесса. Архитектурная среда начинает находить конкретных хозяев. Пі этому на повестку дня становятся задачи формирования практического ередові го проектирования и сопряженных с ним форм общественного участия.

В 70-е — 80-е гг. отечественная архитектурная практика накопила пок зательный перечень провалов и полуудач при осуществлении средовых пр грамм (напр., реконструкция ул. Арбат в Москве). Нет особых достижений и і внедрении средовых и партисипационных методов в подготовку архиіекіорс Продолжительный период спекулятивного теоретизирования и творческих и удач в попытках реализации СП сформировал у наших архитекторов компле недоверия к этому перспективному направлению развития профессии. Все э обьекшипые н субьекипшые причины нмімнлюї поіребпоси. в іеореіпческ( анализе природы и развития СП и ПУ, как единого явления, как в архміекту Запада, так н в новом осмыслении аналогичного опыта в нашей стране.

Целью данной работы является выявление причин, обусловивших одн

ременное появление в архитектуре XX ст. средового подхода и практики уча-гия потребителей в проектировании, раскрытие природы взаимосвязи между ими и, на этой основе, разработка предложений относительно активного ос-оения этих методов в отечественном архитектурном проектировании и образо-ании архитекторов.

Задачи исследования:

проанализировать происхождения и развитие в архитектурной идеоло-ии XX ст. средовых идей, а также представлений о роли потребителя в проектом процессе, и выявить системную общность в процессе генезиса профессио-іально-идеологических оснований СП и ПУ;

провести анализ и систематизацию прецедентов средового проектиро-ания и программ участия в мировой и отечественной архитектурной практике;

на основе анализа подходов к реализации принципов средового проек-ирования в отечественной архитектуре 70-х — 90-х гг. выявить основные про-ілемьі, которые препятствуют эффективному использованию средовых методов і широкому внедрению ПУ в отечественную практику архитектурного проекти-ювания и управления городским развитием;

проанализировать изменения в мировой практике средового и партиси-іашюнного подходов и наметить пути развития соответствующих направлений в :истеме архитектурной деятельности и в подготовке архитекторов в Украине.

Объектом исследования является средовой подход и программы участия <ак направления в архитектурной деятельности и идеологии XX ст.

Предмет исследования — продвижение фронта средовых и партисипа-LXiioiiHiix разработок во взаимосвязи со становлением профессиональных пред-:тавлений об архитектурной среде.

Границы исследования. Хронологически предмет исследования ограничен периодом 60-х — 90-х гг. нашего века, в меру необходимости привлекается также материал предыстории средовых представлений, который касается к. XIX — н. XX века. Географически работа охватывает развитие подходов, которые исследуются, в Западной Европе, США и Японии, а также в странах бывшего СССР, в первую очередь в Украине и России.

Методика исследования включает:

анализ процесса становление идей средового подхода в архитектурной идеологии сер. — 2-й пол. XX ст.;

сбор и систематизацию материалов о реализованных ПУ;

упорядочение исторично-типологической диаграммы развития школ и направлении архитектуры XX ст. в их отношении к идеологии СП и ПУ, с использованием оценок экспертов и контент-анализа литературных источников;

анализ, с помощью созданной историко-тинолої ическои диаіраммьі, основных тенденций развития СП и ПУ в архитектурной деятельности;

— проработка перспективных моделей организации проектирования архитектурного образования, которые включают использование ПУ и принт пов СП.

Предложены модели включения партисипационно-середовых методов практику архитектурного проектирования и муниципального управления и п строения процесса архитектурной подготовки с использованием средовой иде логин и приемов междисциплинарной (партисипационной) организации учебн го процесса.

Личный вклад соискателя. Соискателю принадлежат в работе [!] выявление системной общности средовых идей и представлений о роли потг. бителя в процессе проектирования и их профессионально-идеологических с нов.

Практическое значение полученных результатов может состоять в использовании для экспериментального внедрения программ участия в пракі ку архитектурно-градостроительного проектирования, а также в програми подготовки и переподготовки архитекторов. Важной областью применения f зультатов роботы является муниципальное обучение членов территориальні общин, направленное, главным образом, на выработку у жителей навыков взг модействия с архитектором и участия в принятии решений на муниципальн уровне.

Апробация результатов диссертации — основные положения рйбо докладывались автором в 1996 — 1999 гг. на научных семинарах кафедры ( нов архитектуры ХТУСА, а также на LI — LIV научно-технических и научі методических конференциях ХТУСА. Основное содержание диссертации on; ликовано в 6 статьях, одна из которых написана в соавторстве.

Автор принимал участие в подготовке и проведении Координационж совещания «Города Украины — выбор дороги» и семинара «Политика развит для г. Луганска» (Луганск, 13-14 ноября 1995 г.), 11-х и 111-х Общеукраина муниципальных слушаний (1996 — 1997 гг.), международного семинара « сурсы городского развития» (Львов, 26 — 28 марта 1996 г.), учебно-проекп игры «Концепция развития предметно-пространственной среды центра г. Лю тина» (Люботин Харьковской обл., 1996 г.).

Структура и объем работы — диссертационное исследование состоит і текстовой части объемом 202 стр., которая содержит вступление, три основах раздела, 33 листа иллюстраций и список литературы из 173 наименований з 13 страницах.

​Словарный запас: СРЕДОВОЙ ПОДХОД

На лавочке, недавно установленной перед вашим подъездом, никто не сидит? Видимо, управляющая компания не использовала средовой подход. О том, почему этот подход касается каждого и как его применять с умом, рассказали архитектор бюро Рема Колхаса ОМА и руководитель проектов в КБ «Стрелка».

Читать еще:  Логическая архитектура системы

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Первым профессиональным планировщиком, который отказался от отчуждённо-бюрократического подхода и поставил в центр человеческое восприятие городской среды, стал Кевин Линч. Он заложил основу так называемого средового подхода. Это направление, объединяющее психологические, социально-психологические, социологические разработки в изучении городов с городским планированием и проектированием.

Одними из первых работ, посвящённых вопросу формирования городской среды, стали монографии Кевина Линча: «Образ города» (1960) и «Совершенная форма в градостроительстве». Книги писались в годы, когда во всех индустриальных странах (включая и Россию) произошла индустриализация самого строительного комплекса, результатом которой стало массовое строительство типового жилья. Концепция Линча стала реакцией на полное отсутствие гуманитарных качеств у подобной застройки. ( «Кевин Линч: средовой подход в проектировании города» , Российский институт урбанистики)

Мария Ноговицына, архитектор, выпускница МАРХИ и Архитектурной школы Королевского технологического института в Стокгольме, руководитель проектов КБ «Стрелка»

«Среда — это то, что окружает человека, влияет на него, и наоборот. Для средового подхода характерно объединение знаний профессионалов из самых разных областей. То есть над улучшением качества жизни, к примеру, работают одновременно градостроители, архитекторы, культурологи, экологи, философы, инженеры. В официальных кругах чаще всего термин используется, когда речь идёт об устойчивом развитии. Применим средовой подход как в глобальном смысле, например при комплексном планировании региона, так и в локальном — проектировании отдельного здания. Во втором случае важными становятся не только функция и форма, но и то, каким образом они будут вписаны в повседневность пользователя, не будут ли нарушать культурный контекст или портить экологическую обстановку.

Я приведу пример. КБ «Стрелка» провело конкурс на концепцию «Умной школы» в Иркутске, где важным критерием был именно средовой подход. Здание школы встроено в окружающую среду, позволяя ученикам исследовать природные процессы. Например, обучающий ландшафт включает в себя систему сбора дождевой воды, уровень которой ученики могут измерять. Таким образом, знания получаются опытным путём, а не в замкнутых школьных кабинетах.

В последнее время в Москве появляются положительные примеры по улучшению общественных пространств, та же Крымская набережная, парк Горького, «Музеон». Но также есть примеры, когда благоустройство среды не достигает цели по улучшению качества. Можно привести простой пример — регулярная расстановка скамеек без предварительного анализа потребностей и поведения жителей приводит к тому, что скамейки эти становятся бесполезными и на них никто не сидит. В качестве положительного примера можно рассмотреть центральную площадь в Стокгольме Sergels torg.

Там установлены в огромном количестве скамейки, стоящие в ряд. Проходя утром, можно подумать, что это какое-то несуразное решение, но буквально в 12 часов дня солнце встаёт в такую позицию, что люди со всех ближайших офисных центров выходят на улицу и наслаждаются тёплым воздухом и солнечным светом. И сразу становится понятно, почему именно в том месте и именно в таком количестве были установлены скамейки. Когда люди вовлечены в процесс улучшения общественных пространств, они как минимум больше ценят место, в котором живут или работают».

Моника Конрад, урбанист, исследователь в КБ «Стрелка», бывший сотрудник бюро Рема Колхаса OMA в Нидерландах

«Я бы не стала говорить, что средовой подход — это всего лишь тренд, который подразумевает включение экологических аспектов в городское планирование на региональном или локальном уровнях. У средового подхода есть экзистенциальное значение, так как он затрагивает основные потребности человечества. И речь не только о Москве и даже о Европе — во всём мире меняется отношение к тому, как использовать природные ресурсы. Идея получила своё развитие ещё в 1970-е годы. Именно тогда был сделан первый шаг к пониманию проблем окружающей среды как неотъемлемой части городского планирования.

В 1972 году на конференции ООН в Стокгольме основные вопросы были посвящены ухудшению окружающей среды и «безграничному загрязнению». В течение последующих десятилетий Стокгольм расширял круг вопросов, которые так или иначе были связаны с экологией. На тот момент речь в основном шла обо всех видах загрязнений, о климатических изменениях, толщине озонового слоя, ограниченности источников пресной воды, чрезмерной вырубке лесов, об опустынивании и деградации земель, опасных отходах и истощении биологического разнообразия. Несколькими годами позже это также привело к пониманию того, что региональные или местные проблемы окружающей среды могут привести к проблемам международной безопасности.

Признание того факта, что охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов должны быть взаимосвязаны с социально-экономическими вопросами бедности, произошло в Рио на Саммите Земли в 1992 году. Эта идея была отражена в определении, которое сформулировала Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, также известная как Комиссия Брундтланд. Таким образом, понятие «устойчивое развитие городов» — это не какой-то случайный выбор отдельной страны, а необходимость. Городские центры должны быть социально справедливыми, экономически и экологически успешными, если мы всё ещё думаем, что города призваны удовлетворять потребности своих жителей и именно они станут домом будущего человечества.

Один из первых и самых заметных примеров того, как успешно может применяться средовой подход в 21 веке стал проект развития бывшего порта в Мальмо. Здесь впервые в крупном масштабе была спроектирована и реализована среда обитания с высокотехнологичными решениями использования природных ресурсов: водоем, который улучшает микроклимат, большое разнообразие растений, влияющих на богатую флору и фауну, солнечные батареи, генерирующие электричество, производство энергии из отходов.

Проект был реализован 15 лет назад, и пока еще рано говорить о его экономической успешности, но однозначно он задал новые стандарты качества среды для будущих поколений».

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«Кстати, и средовой подход, ориентированный на индивидуальные аспекты жизнедеятельности человека и до сих пор являющийся едва ли не самой убедительной отечественной градостроительной доктриной, тоже сформировался во времена застоя — в период замедления строительства». (Алексей Муратов в интервью Strelka Magazine о том, зачем Москве мастер-план)

Фотография обложки: Виталий Шептухин

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector