С точки зрения архитектуры - IT Новости из мира ПК
Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С точки зрения архитектуры

Что такое архитектура. Ее сущность . Факторы, влияющие на развитие архитектуры.

Слово «архитектор» означает – начальник по строительству и произошло от древнегреческих слов «арх» — главный, и «тектон» — строитель.

Архитектура – явление сложное и многогранное. Это одна из важнейших областей творческой и созидательной деятельности человека. Результатом являются – жилые, общественные сооружения, производственные здания, инженерные сооружения, города и другие населенные пункты, ландшафт, интерьер.

Архитектура (или Зодчество) – это искусство проектировать и создавать постройки или даже целые комплексы зданий. При этом неразрывно сочетается практика, техника и идея художественных задачах.

Архитектура – это целая наука, с использованием техники и искусства. Как отрасль архитектурной работы, она отражает уровень развития науки и техники, которые в свою очередь определяют реальные возможности строительства. Как искусство, архитектура специфическими художественными средствами выражает идеологию и устремления общества.

Архитектура входит в триаду главных искусств (живопись, скульптура, архитектура). Архитектура — очень древний вид человеческой деятельности. Она существует примерно столько, сколько и человеческое общество. Начала складываться при первобытно общинном строе и большего развития достигла уже при рабовладельческом строе.

Архитектуры и другие искусства не развиваются сами по себе, а только вместе с историческим процессом. Она более чем другие искусство связана с жизнью. Она зависит от: 1. Климата 2. Социально – классового устройства общества 3. От уровня развития науки и техники 4. От уровня развития производственных сил 5. От идеологии общества 6. От быта и культуры.

Эти факторы обуславливают различие архитектурных стилей и форм. При изучении архитектурных форм можно многое узнать об уровне развития техники, обустройстве общества, о его практических потребностях и идеях.

Существует 3 важных вопроса, которые архитектор обязан решить: Польза, Прочность, Красота.

Польза – основа архитектурного сооружения составляющая его функция, то есть практическое назначение.

Прочность – техническое совершенство. Прочность и устойчивость являются очень главными условиями. Это обуславливается расчётами, строительным материалом, конструкцией, технологией, персоналом.

Красота – именно художественное достоинство превращает удобное и прочное здание в произведение искусства.

Архитектура – это такой вид искусства, который известен всем. Она постоянно окружает человека, он всю жизнь живет в архитектуре, то есть это привычная материальная среда обитания, которая приспособлена под различные социальные процессы. Современный архитектор совмещает в себе ученого, изобретателя, технолога, художника, инженера, экономиста, юриста.

— архитектура жилых и общественных зданий

— ландшафтная архитектура – это искусство сочетать естественный ландшафт с архитектурными сооружениями, их комплексами и создание новых ландшафтов.

Садово-парковая архитектура – ветвь ландшафтной архитектуры, где используются особые строительные материалы: земля, вода, а так же используются особенности топографии местности.

У архитектуры всегда есть заказчик. Бывает региональный, федеральный частный.

Все строительство начинается с идем, после чего превращается в проект, затем переходит в реальность — в создание здания.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура — наука и искусство

Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

Происхождение термина » архитектура».

Слово » архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова » architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского » architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова » architectus» — архитектор .

А термин » архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древне -греческих слов: » архи» — » старший», » главный», » начальник» и » тектон» — » строитель», » плотник» или » мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого » старшего плотника».

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

Стилистика архитектуры.

Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.

Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:

  • первобытная архитектура ( мегалитические постройки);
  • архитектура античного периода;
  • романская архитектура;
  • готический стиль;
  • архитектура Возрождения;
  • барокко в архитектуре;
  • стиль рококо в архитектуре;
  • классическая архитектура;
  • эклектика в строительстве;
  • модерн;
  • модернизм;
  • конструктивизм;
  • постмодернизм;
  • хай — тек в архитектуре;
  • деконструктивизм;
  • динамическая архитектура.

Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.

Роль философии в архитектуре и профессиональной деятельности архитектора

философские науки

  • Калашникова Анна Сергеевна , студент
  • Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
  • Похожие материалы

    Возможно, на первый взгляд, проблема синтеза архитектуры и философии может показаться не актуальной и не достаточно интересной в условиях современности, однако рассмотрение данного вопроса помогло мне, студенту архитектурного факультета, осознать значение архитектуры, её законы и закономерности. Исследование проблемы позволило мне более глубоко погрузиться в профессию, с которой я решила связать свою дальнейшую жизнь, и понять свое истинное предназначение. Я думаю, что данная работа будет также интересна для прочтения, поскольку позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны.

    Рассматривая профессиональную деятельность архитектора, необходимо, в первую очередь, проанализировать такое понятие, как архитектура.

    С эстетической точки зрения архитектура представляет собой совокупность интеллектуальных и материальных ценностей, осуществленных в инженерных конструкциях и художественном образе, которая является пространственно-временным искусством. Вместе с прикладным искусством и дизайном архитектура выполняет утилитарную и духовную функции.

    Научно архитектура также обосновывается как зодчество, искусство проектировать и строить объекты, которые оформляют пространственную среду для жизни и деятельности человека. Различают архитектуру жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.

    Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, формирует эстетическую доминанту окружающей среды, выражая общественные идеи в художественных образах, также играя немаловажную идеологическую роль, являясь образным воплощением религиозных, социальных, философских и художественных представлений людей на протяжении многих веков. Говоря об этом, следует подчеркнуть монументальное своеобразие архитектуры, её значение как сохраняющую века и тысячелетия каменную летопись.

    С исторической точки зрения архитектура способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творческих сил. Современная архитектура есть искусство, которое реализуется в огромных масштабах на густонаселенном пространстве. Однако, по моему мнению, архитектура — это не просто искусство, а в большей степени философия, образ мышления человека, поскольку создается им же.

    Архитектор — это специалист в области архитектуры и строительства, деятельность которого включает всевозможные задачи, основной из них, несомненно, является художественное переосмысление конструкций, в результате которого складываются определенные архитектурные формы и пространственные композиции, которые важно правильно вписать в городскую и природную окружающую среду. Также существенное значение имеет применение отделочных материалов, декоративных элементов, синтез архитектурных форм со скульптурой, живописью, декоративно -прикладным искусством. В связи с данными рассуждениями можно упомянуть, что главной задачей архитектора является соблюдать триаду Витрувия, римского архитектора, о «Пользе, прочности и красоте», затрагивающей органически взаимосвязанные, функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры.

    Итак, можно подойти к рассмотрению главного вопроса – как же связана философия и деятельность архитектора? Повторюсь, проектирование – это творческий процесс, который требует не только трудоемких физических усилий, но, в большей степени, и умственных. Поскольку невозможно создать что-то ценное и достойное, не думая. Человек всегда стремится к осмысленности своих решений, имея в основе своих размышлений некую философскую парадигму. Я считаю, что архитектор обязан думать о людях, которые будут жить и пользоваться его творениями, ведь необходимо учесть их жизненные потребности. Хороший специалист в архитектуре — это по своей натуре альтруист, который не задумывается о своих намерениях, богатстве и известном имени, он не находится в погоне за славой, жертвуя многим ради других людей и стараясь привнести в этот мир частичку себя, частичку красоты. Несомненно, хороший архитектор любит свою работу и людей, для которых проектирует.

    Я думаю, что основа архитектуры — это философия. Поскольку данные сферы весьма похожи тем, что являются поистине безграничными, захватывающими почти все области человеческого бытия. В происхождении данных сфер также можно выделить много общего. Во-первых, корни их основания уходят в древнейшие исторические рамки, так как зарождение архитектуры в общем связано с появлением человека, а возникновение философии началось примерно в 7-6 веках до н.э. Во-вторых, расцвет приходится в античный период, классику, когда архитектура и философия достигли наибольшего творческого и мыслительного подъемов. В-третьих, необходимо отметить то, что архитектура и философия неразрывно связаны друг с другом, так как затрагивают, по моему мнению, самое главное понятие в изучении общества, которое касается непосредственно всех нас, бытие.

    Бытие научно трактуется как основная категория философского мышления, является предметом изучения онтологии, в самом своем широком значении определяется как существование. С древнейших времен, с расцвета философских учений, фундаментальным вопросом являлось именно бытие. Одновременно с этим и понятие архитектуры греческими мыслителями воспринималось как проявление творчества. Именно поэтому в античный период искусство начинает подразумеваться под определением зодчества.

    В связи с данными рассуждениями, можно отметить, что онтология отвечает на вопросы « Каков наш мир и как он устроен ?», а архитектура создает, «строит» и организовывает его. Поэтому в функциях философии и архитектуры также можно выделить общую особенность — описание мира. Однако, если рассматривать с философской точки зрения, архитектура отображает окружающую среду, проектно воссоздавая ее, а философия также описывает человека, его мировосприятие, изучает законы развития общества и т.д. Следовательно, можно сделать вывод, что архитектура есть философия города, философия жизни людей.

    В подтверждение данных рассуждений можно привести статью А.Г. Раппопорта, российского архитектора и теоретика архитектуры, «Архитектура и онтология», в которой он затрагивает проблемы современной теории архитектуры и которая полностью дополняет мою точку зрения.

    «Иногда приходится читать, что архитектура «моделирует»образ мира или онтологическую действительность. Что это значит? Это значит, что отношение архитектуры к миру не исчерпывается тем, что архитектура составляет часть этого мира, что архитектура входит в мир или включается в него. Это значит еще и то, что, не будучи равной всему миру по объему и составляя лишь часть мира, архитектура символически отражает его структуру в целом.» [1] Следовательно, как уже было упомянуто выше, архитектура – это часть культуры, в формах которой выражается общественное сознание общества, мира, в котором мы живем.

    Если архитектура — это форма, возникает вопрос, как она влияет на пространство и человека? Начиная с древнего времени, люди знали, что форма предмета оказывает сильное воздействие на его восприятие человеком. Данный факт относили к проявлению одной из разновидностей искусства, придавая ему эстетически — субъективный смысл видения реальности. Однако было установлено, что любой предмет создает вокруг себя «торсионный портрет», представляющий торсионное поле.

    Первые предположения о торсионных полях связаны с публикацией в 1913 году статьи французского математика Эли Жозефа Картана, согласно физической теории которой вокруг любого вращающегося тела возникает торсионное поле. Научно доказано и общеизвестно, что электромагнитные поля вызываются зарядом, а гравитационные — массой. В соответствии с предположениями Картана, торсионные поля вызываются спином, подобно тому, как любой объект, имеющий массу, создает гравитационное поле, так и любой вращающийся объект создает торсионное.[2] Также необходимо отметить, что данные торсионные поля распространяются в среде «физического вакуума», теорию которого в 1987 году разработали российские физики Г. И. Шипов и А. Е. Акимов. Для человека данная среда ненаблюдаема и нейтральна. Также как электромагнитные и гравитационные, торсионные поля невозможно измерить, возможно лишь установить их влияние на какие-либо объекты. Тем не менее опытным путем было установлено, что торсионные поля могут появляться не только от какого-нибудь источника, обладающим вращением или спином, но и при искажении структуры физического вакуума. Другими словами, любое сооружение, построенное на Земле, любой объект и его действие нарушают однородность физического вакуума, который вследствие реагирует «эффектом формы», то есть созданием торсионного поля. [3]

    «Эффект форм» был известен в далекой древности и использовался при строительстве различных культовых сооружений. Данные знания считались тайными, «эзотерическими». Возможно, первыми торсионными генераторами являлись египетские пирамиды, шпили и купола храмов. Академик А. Е. Акимов и группа ученых в конце XX века рассматривали данную теорию и пришли к выводу, что интенсивность поля растет пропорционально увеличению высоты объекта. Также было установлено, что человек не может жить под действием левого торсионного поля, которое замедляет протекание биологических процессов [4]. Рассматривая данную закономерность на примере такого архитектурного сооружения, как церковь, можно предположить, что крест, находящийся наверху, преобразовывает поле из негативного левого в правое. Вот почему архитектура храмов усиливает процессы исцеления и эффективность молитвы, приводит в гармонию психическое состояние верующих людей, посещающих храмы. Также можно предположить, что именно поэтому древние египтяне использовали торсионное поле для сохранения мумий, путем помещения их в точку сильного действия «эффекта формы», а воздействие оригинальных потолков вызывает у человека чувство свободы и легкости. Вследствие данных рассуждений, можно сделать вывод, что свойства торсионных полей уникальны, можно даже сказать, они являются основой мироздания.

    В заключение хочется отметить, что в нашем материальном и духовном мире все взаимосвязано. Он представляется своеобразной школой, и цель ее состоит в постоянном самосовершенствовании и эволюции.

    Список литературы

    1. А.Г. Раппопорт «Архитектура и онтология» 1985 г.- 1с.
    2. А.Е. Акимов, К.Г. Шипов «Торсионные поля и их экспериментальные проявления» 1995 г.- 1с.
    3. А.Е. Акимов, К.Г. Шипов «Торсионные поля и их экспериментальные проявления» 1995 г.- 9 с.
    4. Акимов А.Е. «Что нас ждет в торсионном поле?» Журнал «Человек», №5, 1994 г., стр. 39-46

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Основные понятия

    АКРОПОЛЬ — укрепленная часть города в Древней Греции; располагалась, как правило, на возвышении, над нижним городом.

    АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя несомая часть ордера, делится по вертикали на нижнюю часть — архитрав, лежащей на капителях колонн или на стене, среднюю — фриз и верхнюю — выступающий вперед карниз.

    АНФИЛАДА — ряд помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу в интерьере дворца, особняка, общественного здания.

    АПСИДА (абсида) — полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в плане здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, часто перекрытая конхой; в христианских храмах — алтарный выступ, ориентированный на восток.

    АРКА — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны, образует аркаду.

    АРКБУТАН — открытая полуарка, передающая распор свода на контрфорс

    АРХИТЕКТУРА — одно из основных пространственных искусств; художественно организованное пространство для жизнедеятельности человека, совокупность составляющих его объектов, совокупность творческих Процессов, направленных на создание такого процесса.

    АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ — небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию; павильоны, ротонды, беседки, гроты и др.

    БАЗА — нижняя часть колонны, располагается под фуетом и на верхней поверхности стереобата.

    БАЗ ИЛИ КА — прямоугольное в плане здание, разделенное Продольными рядами опор на несколько проходов.

    БАРАБАН — венчающая часть здания, несущая купол в форме цилиндра или многогранника.

    БАШНЯ — сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров. Первоначально строились как сторожевые вышки, укрепленные жилища; в средние века были основными сооружениями в замках (дон жон, на Востоке — кёшк), обязательной частью укреплений по периметру стен; высотные акцепты в культовом зодчестве (зиккураты III—I тыс. до н. э., колокольни, минареты, пагоды); с эпохи Возрождения воздвигаются над зданиями городских ратуш; с ХIХ в. строятся многочисленные водонапорные башни, с XX в. — радио- и телебашни.

    ВЕНЕЦ — бревна и брусья, составляющие горизонтальный ряд сруба, число венцов определяет его высоту.

    ВИЛЛА — загородный усадебный дом с садом или парком.

    ВОСЬМЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре восьмиугольный в плане ярус здания.

    ГАЛЕРЕЯ — длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в продольной стене; верхний ярус зрительного зала; помещение для выставок, а также название многих художественных музеев.

    ГЛАВА — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы, зонтика и т. д.

    ГОСТИНЫЙ ДВОР — в русской архитектуре XVI-X1X вв. торговое сооружение в один-два этажа, слагающееся из одинаковых по размеру и конфигурации помещений, предназначенных для купеческих лавок и складов.

    ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО — теория и практика планирования и застройки городов.

    ГРОБНИЦА — архитектурное сооружение, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память; их разновидности — египетские пирамиды, античные и позднейшие мавзолеи.

    ГУЛЬБИЩЕ — в средневековой русской архитектуре галерея, наружная терраса, окружающая храм или палату.

    ДВОРЕЦ — монументальное парадное здание, предназначенное для торжественных ритуалов, жилите властителей и знати, быт которых соединен с общественным ритуалом; с XX в. название важнейших общественных зданий (дворцы спорта и др.).

    ДЕКОР — система украшающих сооружение орнаментальных или изобразительных элементов.

    ДИЗАЙН — метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

    ДОХОДНЫЙ ДОМ — предназначенный для жилья многоквартирный дом, построенный с целью сдачи квартир внаем.

    ЗАМОК — укрепленное жилище феодала.

    ИЗБА — русский срубной жилой дом, в первоначальном значении — отапливаемое помещение. Как правило, крестьянский дом состоял из избы, сеней, неотапливаемой клети, иногда имел нижний этаж — подклет. Изба с печью без трубы называлась черной, или курной. Окна были волоковыми (прорубленными в бревнах), позже косящатыми (с боковыми бревнами). Кровля прижималась сверху охлупнем (бревном с продольным желобом), концы которого коньки вырезались в виде коня или птицы. Причелины (доски на фасаде) и наличники окон украшались резьбой. Стены, потолок, печи, двери нередко расписывались.

    ИНТЕРЬЕР — внутреннее убранство помещения.

    КАПИТЕЛЬ — верхняя часть колонны, пилястры, столба.

    КАТАКОМБА — система подземных помещений искусственного или естественного происхождения, служившая для религиозных обрядов, захоронений и убежищ.

    КЛАДКА — искусство возведения стен, сводов, арок и других частей сооружений из естественного или искусственного камня.

    КОЛОННА — 1) вертикальная опора любого вида; 2) круглая в поперечном сечении вертикальная опора, делящаяся на базу, фует и капитель. Одна из основных частей ордера.

    КОЛОННАДА — ряд или ряды колонн, несущих на себе антаблемент или арки; снаружи здания они образуют портики и галереи.

    КОНТРФОРС — вертикальный выступ стены, усиливающий ее устойчивость, противодействующий распору сводов.

    КРЕМЛЬ (до XIV в. — детинец, город, град) — ядро, центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных дворцовых и церковных сооружений; определял планировку и силуэт города.

    КРЕПОСТЬ — система укреплений (ров, земляной вал, стены с башнями и т. д.) для круговой обороны населенного пункта или стратегически важной местности. Для русского зодчества характерны кремль, острог. Мощная крепость — цитадель.

    КУПОЛ — пространственное покрытие здания в форме сегмента шара, параболоида и т. п.

    ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с освоенными территориями, населенными пунктами, архитектурными сооружениями и комплексами.

    ЛЕПНИНА — рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий, отлитые в специальных формах из гипса или бетона.

    ЛОДЖИЯ — помещение, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену заменяет колоннада, аркада или парапет; может быть отдельным сооружением или частью здания.

    ЛОПАТКА (лизена) — узкая, плоская, слабо выступающая из стены вертикальная полоса, делящая стену по всей ее высоте.

    МАНСАРДА — чердачное помещение под двускатной с изломом крышей, дающее дополнительную жилую площадь.

    МИКРОРАЙОН — первичная единица современной жилой застройки города: комплекс жилых домов и учреждений социального и культурно-бытового обслуживания жителей.

    МОДУЛЬ — исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей, придает архитектурным сооружениям гармоническую соизмеримость.

    НЕБОСКРЁБ — высотное здание, их строительство началось с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта.

    НЕФ — часть интерьера, базилики, отделенная от других рядами колонн или столбов.

    НИША — углубление в стене зданий и сооружений для установки статуй и ваз, размещения встроенных шкафов, пластической обработки стены.

    ОБМЕРЫ — измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией размеров на чертеже, служат для изучения архитектурных памятников и для анализа закономерностей архитектурной формы и композиции.

    ОРДЕР — важная тектоническая система, применявшаяся в классической архитектуре, художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции, делящейся по вертикали на опору, несущую и несомую части. Известны две системы ордеров — греческая и римская.

    ПАЛАТА — в средневековой русской архитектуре зал, бесстолпный или с одним столпом, поддерживающим своды; помещение для специальной цели (оружейная, столовая и др.). Палаты — богатое жилое каменное здание с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей.

    ПАЛАЦЦО — дворец-особняк с внутренним двориком, окруженным поэтажными аркадами; как тип постройки сформировался в XV в. во Флоренции.

    ПАНДУС — прямоугольная или криволинейная в плане наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу, служит также для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания.

    ПЛАН — графическое изображение горизонтальной проекции здания либо его части, комплекса зданий, населенного пункта или его района.

    ПЛОЩАДЬ — открытое городское пространство, архитектурно организованное зданиями и другими сооружениями, зелеными насаждениями.

    ПОРТАЛ — архитектурно оформленный вход в здание.

    ПОРТИК — крытый проход, образованный колоннами и расположенной Параллельно им стеной.

    ПРОПИЛЕИ — в Древней Греции парадные ворота, оформлявшие въезд на территорию акрополя, агоры, гимнасия и др.; влияние построек этого типа сказалось на форме триумфальных ворот (арок).

    ПРОФИЛИ — элементы формы в классической архитектуре, рассмотренные с точки зрения контура, который они имеют при виде сбоку в вертикальном разрезе.

    РАЗРЕЗ — графическое изображение вертикальной проекции (продольной или поперечной) здания, условно расчлененного плоскостью.

    РАСКРЕПОВКА — небольшой прямоугольный в плане выступ участка фасада, антаблемента, карниза, подножия колонн или пилястр, служащий для членения стены и пластического обогащения фасада.

    РИЗАЛИТ — часть здания, выступающая за линию фасада и идущая во всю его высоту.

    СВОД — образующее вогнутую криволинейную поверхность перекрытие помещений, опорные точки которого находятся ниже всех остальных точек его поверхности; наиболее характерны для классической архитектуры цилиндрический свод и купол.

    СТЕРЕОБАТ — опорная часть храмовой постройки; возвышение, со всех сторон окруженное ступенями лестницы; характерен для зодчества Древней Греции (в Древнем Риме — подий).

    СТИЛОБАТ — верхняя поверхность стереобата, принимающая на себя тяжесть помещения (целлы) и колоннады храма.

    ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — системы архитектурных форм, способов художественного осмысления строительной конструкции, зримого выявления ее работы. В классической архитектуре самая важная из них — ордер, существует также аркада. Раму представляет рамочная система, каменную кладку — руст.

    ФАСАД — внешняя сторона здания; различают главный, боковые и задний, уличные, дворовые, садовые фасады.

    ФРОНТОН — торец двускатной крыши или свода, а также его имитация, в отличие от щипка отделен от расположенной под ним стены горизонтальной полосой карниза. Обрамленное карнизами поле фронтона называется тимпан.

    ФУСТ — часть колонны, вертикально расположенный стержень, увенчанный капителью и опирающийся на базу.

    ХОРОМЫ — в средневековой русской архитектуре комплекс жилых деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.

    ХРАМ — архитектурное сооружение, используемое для богослужений. Их строительству предшествовали алтари (на открытом воздухе) для жертвоприношений. Древнейшие культовые постройки — мегалиты, дольмены, кромлехи, египетские храмовые комплексы, шумерские зиккураты, чайтья — индийские храмы-молельни, шиши при гробницах — китайские каменные залы. Позже появились античные храмы, иудоистские синагоги, христианские базилики, соборы, церкви и часовни, мусульманские мечети.

    ЦОКОЛЬ — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте.

    ЧЕТВЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре квадратный в плане ярус здания.

    ШПИЛЬ — вертикальная остроконечная верхушка здания в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.

    ЭРКЕР — полукруглый, треугольный, многогранный в плане выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами; охватывает один или несколько этажей, обычно не опускаясь до земли.

    ЯРУС — уровень, этаж, горизонтальный ряд. Ярусный характер архитектурной композиции характерен для эллинистических и древнеримских сооружений, для русского зодчества рубежа XVII-XVIII вв.

    1. Архитектура и теория архитектуры с точки зрения различных теоретических концепций социологии

    Прежде всего рассмотрим уже проведенные им-

    плицитные анализы, имеющие значение для социо-

    логии архитектуры. Вальтер Беньямин анализирует

    в традициях марксистской социологии образ мечты

    капиталистического общества на основе парижских

    улочек (пассажей) XIX века.

    Fischer Joachim, Makropoulos Michael: Potsdamer Platz. Soziologische Theorien zu

    einem Ort der Moderne. — M?nchen 2004.

    О программировании подобного подхода к социологии архитектуры —

    Delitz Heike. Architektur als Medium des Sozialen. Ein Vorschlag zur Neu egr?ndung der

    Architektursoziologie, in: Sociologia Internationalis, Heft 1/2006.

    В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

    ляется «важнейшим свидетельством скрытой мифоло-

    гии» данного общества — в пассажах сохраняется совре-

    менное прошлое с возможностями будущего 11. Так как

    исследователь посещает пассажи в то время, когда они

    уже пережили свою эпоху, он определяет их как архео-

    логическую находку современности — как место, сохра-

    нившее историю более раннего общества. Здесь возни-

    кают новые социальные типы, которые так или иначе

    до сих пор влияют на современное общество благодаря

    своей «умиротворенной атмосфере»: прогуливающий-

    ся по продуманным пассажам медленно пробирается

    сквозь джунгли товаров. Потребности, мировосприя-

    тие и образ движения потребительского общества ме-

    няются под действием этой особой архитектуры пасса-

    жей между улицей и домом. Зигфрид Кракауер увидел

    в берлинских пассажах «мраморную братскую могилу»

    буржуазного общества 12. А Эрнст Блох, с одной сторо-

    ны, увидел в тенденции строить здания в форме корабля

    конец архитектуры буржуазного общества, а с другой

    стороны, определил архитектурные фантазии как соци-

    ально эффективные реальные утопии 13. Все эти авторы

    придерживались традиции марксистской критики идео-

    логии и исторического материализма, присущих «Кри-

    тической теории франкфуртской школы», которая рас-

    сматривала архитектуру как проявление буржуазного,

    в инструменталистическом смысле только зарождаю-

    щегося общества позднего капитализма. Соответствен-

    но, взгляды на функции господства в архитектуре и тео-

    Benjamin Walter: Das Passagen-Werk. Gesammelte Schriften. Bd. V, — Frankfurt/

    Kracauer Siegfried: Stra?en in Berlin und anderswo. — Berlin 1987; Volk Andreas

    (Hg.): Siegfried Kracauer: Frankfurter Turmh?user. Ausgew?hlte Feuilletons 1906-30. —

    Bloch Ernst: Das Prinzip Hoffnung, 2. Bd. — Frankfurt/M., 1959.

    рию архитектуры были идеологически-критическими,

    историческими — на эпоху заката «дизайна» и материа-

    листическими — на скрытый экономический смысл бы-

    тия в архитектуре анализируемого общества. Мишель

    Фуко изучал социльно-психологическое влияние архи-

    тектуры тюрем, исправительных учреждений, фабрик

    и казарм 14, применяя французскую «постструктурали-

    стическую» традицию анализа продуктов «власти», ко-

    торая сформировалась под влиянием учений Ницше.

    Он описал модель перехода от «карательного обще-

    ства» к «обществу дисциплинарному». В особенности

    идея Бентама о паноптикуме, архитектуре, основанной

    на принципе «увидеть, не будучи увиденным», стала для

    него отправным пунктом в описании индивидуализа-

    ции субъектов, их самоконтроля и осознания неизбеж-

    ности как характерных черт современного общества,

    поддерживаемых архитектурой. При данном подходе

    речь идет о власти общества, которая, в первую оче-

    редь, содержится в архитектуре, а также о влиянии ар-

    хитектуры, воздействующей на психику, и, при помощи

    Норберт Элиас исследовал придворные «структу-

    ры жилых зданий как показатель общественных струк-

    тур» в рамках своей фигурационной социологии, целью

    которой было изучение процессов становления циви-

    лизации 15. Здесь речь идет о процессах становления ци-

    вилизации и о совершенствовании традиций реакции

    на свои собственные и внешние побуждения. В этой

    работе он, прежде всего, анализирует процессы, кото-

    рые происходят в дворянских придворных кругах са-

    Foucault Michel: ? erwachen und Strafen. Die Ge urt des Gef?ngnisses. —

    Elias Norbert: Die h?fische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des

    K?nigtums und der h?fischen Aristokratie. — Frankfurt/M., 1969.

    В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

    модержавной Франции. Архитектура здесь играет роль

    роскошной сцены, воспроизводящей отношения вла-

    сти; соответственно, анализу подвергаются не тюрьмы,

    школы, богадельни, а дворцы и замки французской ари-

    стократии, которые воспринимаются в их обществен-

    ной функции с учетом разницы в поколениях и полах.

    Вслед за этим Петер Глейхманн создал «Жилье с учетом

    телесных потребностей», — работу, описывавшую соци-

    альное совершенствование традиций в области гигиены

    и сексуальной жизни сквозь призму архитектуры 16. Ци-

    вилизационная и фигурационная социология переняли

    многое из учений Элиаса и исследовали архитектурную

    планировку с точки зрения выражения ею особенностей

    общества, проходящего этапы становления цивилиза-

    ции и основывающего взаимозависимые обязательства,

    начиная с придворной жизни, затем во времена буржу-

    азного общества и организованного модернизма начала

    XX века, включая современность.

    Говоря о теории архитектуры, нужно упомянуть,

    что Дирк Беккер под влиянием учений Никласа Лумана

    и в сотрудничестве с ним предложил дифференциально-

    теоретический анализ семантики, который обязан

    своим появлением системно-теоретическому направ-

    лению 17. В системной теории рассматривается (при пер-

    воначальном изучении той или иной дисциплины игно-

    рируется пространственность современного общества)

    не сама архитектура, а архитектура как коммуникация.

    Этот подход соответствует методическому подходу в со-

    циологии науки, которая занимается анализом текстов,

    Gleichmann Peter: Die Verh?uslichung k?rperlicher Verrichtungen, in:

    Materialien zu Nor ert Elias’ Zivilisationstheorie, hg. von Peter Gleichmann u. a. —

    Baecker Dirk: Die Dekonstruktion der Schachtel. Innen und au?en in der

    Architektur, in: Un eo acht are Welt. ? er Kunst und Architektur, hg. von Dirk Baecker,

    Friedrich Bunsen und Niklas Luhmann. — Bielefeld, 1990.

    созданных обществом, и воспринимает их как самонаб-

    людение (например — самоописание), а социология,

    в свою очередь, рассматривает такое самоописание как

    «наблюдение за наблюдением». Порожденное системно-

    теоретическим подходом, семантическое учение сво-

    ей целью ставит исторический анализ общества, ис-

    ходя из гипотезы о корреляции социальной структуры

    и ее семантики. Теория архитектуры, с точки зрения

    ее дифференциальных функций, рассматривается в све-

    те признаков автономизации, связанной с результатами

    процесса познания, что соответствует особенностям

    сложного общества. И ничего другого об обществе че-

    рез архитектуру постичь невозможно, кроме как его

    комплексность (сложность). Согласно этому воззрению,

    архитектуре не присущи функции, эстетика и значи-

    мость. Дифференциально-теоретический подход раз-

    рабатывает понятие «архитектура», принимая за осно-

    ву принцип «ограждения (защиты) в пространстве».

    В рамках достигнутого таким образом уровня абстрак-

    ции предпринимаются попытки изучения архитектуры

    новыми средствами, стараясь получить ответы на во-

    просы, остающиеся белыми пятнами в теории архитек-

    туры. Итак, системно-теоретический подход изучает

    теорию архитектуры, с одной стороны, как самоопи-

    сание общества ввиду ее общественной (повышающей

    уровень сложности) функции, ее независимой от других

    логических систем (экономика, политика) программы,

    обеспечивающей, однако, возможность связей с ними,

    а с другой стороны, наблюдает за автономизацией обще-

    ственной субсистемы архитектуры (в рамках теории ар-

    Институциональная теория социологии рассмат-

    ривает архитектуру как «институциональный меха-

    низм», прочно устанавливающий социальный порядок

    над индивидуумами и при этом позволяющий вопло-

    В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

    щать архитектурные идеи 18. В градостроительстве и ар-

    хитектуре, в частности, в различии мест пребывания

    женщин и мужчин в центре и на периферии, исследо-

    ватели гендерного направления социологии нашли

    подтверждения изложенным в их теории принципам

    разделения труда и иерархии по половому признаку 19.

    Культурологические исследования подчеркивали, что

    помимо процессов, связанных с отношениями власти,

    определенными Фуко, существует вероятность попытки

    переворота, направленного против культуры, против

    притязаний на власть, отражаемых в архитектуре 20.

    Помимо вышеуказанных подходов к теории архи-

    тектуры, которые были развиты учеными, существуют

    и иные подразделы социологии, интересные для рас-

    смотрения применительно к архитектуре. Так, напри-

    мер, с точки зрения структурализма, архитектуру можно

    было бы рассмотреть как систему знаков, аналогичную

    языку (с учетом теории архитектуры), значение кото-

    рой возникает в ней самой, в системе синтагматических

    и парадигматических смещений. Постструктурализм

    в традиции Пьера Бурдье, наряду с дискурсионным ана-

    лизом, мог бы указать на культурологический продукт со-

    циального различия, на культурный, социологический

    капитал, который создается архитектурным вкусом, ар-

    хитектурными знаниями, «правильным» архитектором,

    «правильной» средой и «правильным» архитектурным

    Rehberg Karl-Siegbert: Weltrepr?sentanz und Verk?rperung. Institutionelle Ana-

    lyse und Sym oltheorien — Eine Einf?hrung in systematischer A sicht, in: Institutionali-

    sierung und Sym olisierung: Verstetigungen kultureller Ordnungsmuster in Vergangen-

    heit und Gegenwart, hg. von Gert Melville. — K?ln u. a., 2001.

    Например, здесь — D?rh?fer Kerstin: Sym olische Geschlechterzuordnungen

    in Architektur und St?dte au, in: Differenzierungen des St?dtischen, hg. v. Martina L?w,

    De Certeau Michel: Die Kunst des Handelns. Gehen in der Stadt, in:

    Widerspenstige Kulturen. Cultural Studies als Herausforderung, hg. von Karin H?rning

    u. Rainer Winter& — Frankfurt/M., 1999.

    образованием, а также на облик, присущий определен-

    ным архитектурным направлениям и воспроизводимый

    ими. А теория рационального выбора исходила бы из ис-

    числений и смет, скрывающихся в любых инвестициях,

    из расчетов прибыли, которые, в конечном счете, со-

    ставляют основу торговли и объясняют ее суть.

    Читать еще:  Виды архитектуры клиент сервер
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×