Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы классической архитектуры

Курс лекций по истории архитектуры

Основные принципы архитектуры

Архитектура как вид искусства

Понятие архитектуры. Слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «мастер-строитель». История развития человеческого общества на всех этапах своего развития отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее доступными для обозрения памятниками эпохи. Они формируют облик многих городов. Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий писал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. Эта формулировка обладает достаточной полнотой и охватывает все основные стороны архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание).

Функциональная сторона архитектуры, ее польза, надобность является неотъемлемым элементом всякого сооружения. Любое здание строится для того, чтобы удовлетворить известному назначению, определенным функциям. От функционального назначения, будь то жилое, общественное или промышленное здание, зависят тип архитектурного сооружения, количество и состав помещений в нем, их расположение, группировка и размеры.

Типы зданий складывались не сразу, они определялись исторической ситуацией в стране, политическим устройством, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, народными традициями, климатическими и прочими факторами. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, соответствовавшие новым условиям. Например, в средние века основными видами монументальных зданий были городские соборы, монастыри, феодальные замки. В эпоху Возрождения большое значение приобрели общественные здания и городские дворцы-палаццо. В XIX веке появляются такие новые типы сооружений как вокзалы, магазины-пассажи, музейные и выставочные здания и многие другие.

В ходе исторического развития видоизменялись и традиционные типы зданий, например, жилые дома, административные сооружения, театры, больницы и другие. Современные жилые дома отличаются от жилых домов XVII, XIX веков, от домов средневековья, а ратуши эпохи Возрождения – от современных административных зданий.

Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Разные авторы предлагают свои варианты классификации архитектуры согласно ее назначению. Т.Л.Кильпе подразделяет основные типы зданий на гражданские (жилые и общественные), промышленные (производственные, обслуживающие, вспомогательные) и сельскохозяйственные. Как промышленные здания (химические, металлургические, машиностроительные, транспортные и др.), так и сельскохозяйственные (животноводческие фермы, теплицы, птицефермы и др.), по ее мнению, подразделяют по характеру выполняемых в них производственных процессов. Кроме этого, автор справедливо отмечает специфику зданий и инженерных сооружений. Зданиями она называет наземные сооружения, имеющие внутреннее пространство, которое предназначено для удовлетворения различных потребностей общества. А наземные сооружения, не имеющие внутреннего пространства, а также подземные сооружения, называются инженерными сооружениями (мосты, радиомачты, плотины, набережные, метро и т.д.), поскольку их строительные конструкции требуют специальных инженерных расчетов.

В учебном пособии «Основы теории художественной культуры» под общей редакцией Л.М.Мосоловой отмечают три разновидности архитектуры: собственно зодчество, «архитектуру крупных форм» и «архитектуру малых форм». В первую группу входят жилые постройки и общественные сооружения (культовое зодчество, спортивно-зрелищные сооружения – театры, стадионы, клубы и др., а также библиотеки, учебные, административные здания, и т.д.).

К крупным архитектурным сооружениям авторы относят ограды, решетки, киоски, будки, остановки, фонари и т.д. Все они стали специализированной областью благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, мосты, виадуки, радиомачты, телебашни, метро, набережные, триумфальные арки и т.п.. Их отличает масштаб, сложность конструкции и значительная роль в градостроении.

Существует еще один подход к классификации архитектуры согласно ее функциональным особенностям. Он предполагает все многообразие архитектурных форм разделять на две группы: культовые сооружения (церкви, соборы, монастыри, часовни и т.д.) и гражданские. Последние, в свою очередь, делятся на три подгруппы: общественные (торговые, учебные, административные, здравоохранения, культурно-зрелищные и т.д.), жилые и промышленные, в числе последних рассматриваются отмеченные ранее инженерные сооружения.

Конструктивная сторона архитектуры должна обеспечивать ей прочность, стабильность, экономичность. Эти задачи решались по-разному в различные эпохи, у разных народов. Важно помнить, что вопрос о прочности зданий включает два элемента – строительные материалы и создаваемые из них конструкции. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. То, что легко выполнить из дерева, порой невозможно построить из камня или кирпича, а некоторые кирпичные конструкции (например, своды) нельзя «перевести» в дерево или металл.

Исторически сложились три конструктивные системы:

стоечно-балочная (или каркасная), в которой горизонтальный элемент (балка) работает на изгиб;

сводчатая и арочная, в которой материал работает на сжатие, передавая с верхних элементов на нижние нагрузку и собственный вес;

подвесная, в которой горизонтальные элементы работают на растяжение.

В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие конструкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков, перекрытия у них были исключительно балочными. Впоследствии развития этой конструкции, четкое распределение несущих и несомых частей, выделение основных вариантов их соотношения привели к сложению ордера. В древнем Риме монументальные сооружения воздвигали из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, а для перекрытий предпочитали различные формы сводов. В средние века достигла совершенства техника обработки камня, из него выкладывались и опорные конструкции и своды. В эпоху Возрождения снова вернулись к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта техника сохранялась в строительстве вплоть до XIX века. В XIX – ХХ веках в строительстве активно применяют металл, с тех пор стали применять третью систему – подвесную. Вантовые покрытия, растягиваемые или поддерживаемые системой тросов, могут быть разнообразными по форме.

Используя технику монолитных и сборных железобетонных конструкций, значительно расширились технические возможности строителей. Постройка сооружений заменяется индустриальным процессом монтажа их из крупных элементов заводского изготовления. Изменяясь во времени, строительные материалы и конструкции существенно влияли на характер архитектурных форм зданий.

Художественная сторона архитектуры всегда соотносится с его назначением, функцией, с выразительными качествами материалов, логикой конструкций. Эстетическая ценность здания определяется выразительным решением его внешнего и внутреннего облика. Соотношение этих сторон в теории архитектуры определяется как проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет множество вариантов решения: соответствие, контраст, доминанта, гармоничность и др.

Анализ художественной стороны архитектуры предполагает, по мнению И.А.Бартенева, выделить два смежных условных понятия – «общих» и «частных» архитектурных форм. Под «общими» архитектурными формами он понимает общую композицию здания, основную его объемно-пространственную структуру, сочетание основных объемных форм сооружения. Под «частными» архитектурными формами понимаются архитектурные и декоративные элементы, которые имеют частный характер по отношению ко всей композиции здания, например: карнизы, фронтоны, балконы, наличники окон и дверей, скульптурные детали снаружи и внутри сооружения. Безусловно, важны гармоничные взаимоотношения «общих» и «частных» архитектурных форм. Но, как справедливо отмечал И.А.Бартенев, главным средством выразительности являются «общие» архитектурные формы. Никакие детали не смогут компенсировать недостатки в объемно-пространственной композиции здания.

Художественная сторона архитектуры, так же как функциональная и конструктивная ее сторона, изменяется в процессе исторического развития. В разные времена и у разных народов были свои представления о красоте зданий, менялись эстетические предпочтения, да и сама оценка художественных достоинств архитектуры разных исторических периодов. Например, как известно, мастера эпохи Возрождения отвергали готику, архитектура эклектики XIX века долгие годы подвергалась жесткой и не всегда справедливой критике.

Все три стороны архитектуры, как видим, изменяются в процессе исторического развития и тесно связаны между собой. Совокупность основных черт и признаков зданий, которые проявляются в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон, составляет архитектурный стиль данного времени и данного народа. Стиль архитектуры определяется общим композиционным строем здания, особенностями плана, группировки внутренних помещений, применяемыми строительными материалами и конструкциями, декором.

Художественно-композиционные средства архитектуры.

Главным средством архитектуры является объем. Количество объемов, их расположение, пропорции отдельных частей и всего здания в целом дают возможность создавать самые разнообразные сооружения. Существует множество вариантов объемов и их значений: кубический объем создает впечатление устойчивости и незыблемости, вертикально суженный – стройности и легкости, распластанный – приземистости. Многообразие объемов и их комбинация формируют самые разнообразные образные характеристики зданий. Сооружение может быть симметричным и асимметричным. Симметричными считают тождественные элементы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Такие здания кажутся уравновешенными и устойчивыми. В асимметричных постройках единство композиции достигается благодаря зрительному равновесию частей по массе, фактуре, цвету и т.д. Асимметричные здания воспринимаются как более динамичные, активные и острые по композиции.

Важное значение имеет силуэт зданий, особенно тех, которые доминируют над другими по высоте. Выразительность силуэта зданий формирует особенности застройки городской или сельской среды, придает ей своеобразие. Большую роль в восприятии здания имеет его композиционный центр. Он подчеркивает ясность и четкость всей композиции, выявляет главный объем, которому подчиняются все остальные. Обычно композиционный центр связан с главным фасадом и совпадает с самой выгодной точкой восприятия здания.

Одно из важных композиционных средств – это пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Известный пример отношений целых чисел – «египетский треугольник» (3:4:5), примененный в пирамидах Древнего Египта. Примером иррациональных пропорций является «золотое сечение» — деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.). Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Композиционная целостность здания, его органичное восприятие во многом зависит от масштабности – особенности построения, связанной с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, а также соотношение здания с окружающей пространственной средой и соразмерность его человеку. Сооружение и его части могут быть масштабны или немасштабны как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.

В создании произведения архитектуры не менее важен и ритм – закономерное чередование, повторяемость форм и интервалов здания. Ритм создается расположением проемов, колонн, аркад, скульптурной отделки, расположением зданий в архитектурном ансамбле. Другими средствами художественной выразительности в создании единства архитектурной композиции являются тождественные, контрастные и нюансные отношения элементов формы, которые могут быть сопоставлены по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам.

К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится синтез искусств – взаимосочетание, взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Их главная цель – изобразительными средствами раскрывать идейное содержание здания, а также, разумеется, украшать данное сооружение. Синтез искусств возникает там, где между архитектурой и произведениями изобразительных искусств возникает органичное и неразрывное взаимодействие.

Читать еще:  Проектирование памятников архитектуры

1. Назовите характерные особенности архитектуры как вида искусства.

2. Каковы типы зданий по назначению?

3. Назовите основные конструктивные системы, какие из них применяют в современном массовом строительстве?

4. Назовите художественно-композиционные средства архитектуры.

Лекция по теме «Архитектура фон Неймана. Простейшие типы архитектур»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРЕ ЭВМ

Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.

Архитектурой компьютера считается его представление на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т. д.

Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного запоминающего устройства (ОЗУ, ОП), внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.

Принципы фон Неймана

В основу архитектуры большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом в отчете по ЭВМ EDVAC:

принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд (СчАК). Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды. Если после выполнения команды следует перейти не к следующей, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного переходов, которые заносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду;

принцип однородности памяти . Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Например, программа в процессе своего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать в самой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуется выполнение циклов и подпрограмм);

принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся к типу фон-неймановских. Существуют и другие классы компьютеров, принципиально отличающиеся от них, — нефон-неймановские. Например, в ассоциативных компьютерах может не выполняться принцип программного управления, поскольку каждая команда здесь содержит адрес следующей (т. е. они могут работать без счетчика команд, указывающего на выполняемую команду программы). По прошествии более 60 лет большинство компьютеров так и имеют «фон-неймановскую архитектуру», причем принципы фон Неймана реализованы в следующем виде:

оперативная память (ОП) организована как совокупность машинных слов (МС) фиксированной длины или разрядности (имеется в виду количество двоичных единиц или бит, содержащихся в каждом МС). Например, ранние ПЭВМ имели разрядность 8, затем появились -разрядные, затем — 32- и 64-разрядные машины. В свое время существовали также 45-разрядные (М-20, М-220), 35-разрядные (Минск-22, Минск-32) и др. машины;

ОП образует единое адресное пространство, адреса МС возрастают от младших к старшим;

в ОП размещаются как данные, так и программы, причем в области данных одно слово, как правило, соответствует одному числу, а в области программы — одной команде (машинной инструкции — минимальному и неделимому элементу программы);

команды выполняются в естественной последовательности (по возрастанию адресов в ОП), пока не встретится команда управления (условного/безусловного перехода, или ветвления — branch), в результате которой естественная последовательность нарушится;

ЦП может произвольно обращаться к любым адресам в ОП для выборки и/или записи в МС чисел или команд.

Архитектура «звезда» . Здесь процессор (ЦУ), а соединен непосредственно с ВУ и управляет их работой (ранние модели машин). Этот тип также именуется классическая архитектура (фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд — программа. Это однопроцессорный компьютер.

Принстонская и гарвардская архитектуры. Архитектура фон Неймана часто ассоциируется с принстонской архитектурой, которая характеризуется использованием общей оперативной памяти для хранения программ и данных. Альтернативная — гарвардская архитектура (название связано с компьютером «Марк-1» (1950 г.), в котором использовалась отдельная память для команд) характеризуется физическим разделением памяти команд (программ) и памяти данных. Каждая память соединяется с процессором отдельной шиной, что позволяет одновременно с чтением-записью данных при выполнении текущей команды производить выборку и декодирование следующей команды. Гарвардская архитектура появляется в современных процессорах, когда в кэш-памяти ЦП выделяется память команд (I-Cache) и память данных (D-Cache).

Иерархическая архитектура. ЦУ соединено с периферийными процессорами (вспомогательными процессорами, каналами, канальными процессорами), управляющими в свою очередь контроллерами, к которым подключены группы ВУ (системы IBM 360-375, ЕС ЭВМ).

Магистральная структура (общая шина). Процессор (процессоры) и блоки памяти (ОП) взаимодействуют между собой и с ВУ (контроллерами ВУ) через внутренний канал, общий для всех устройств (машины DEC, IBM PC-совместимые ПЭВМ). Физически магистраль представляет собой многопроводную линию с гнездами для подключения электронных схем. Совокупность линий магистрали разделяется на отдельные группы — шину адреса, шину данных и шину управления.

К этому типу архитектуры относится также архитектура персонального компьютера (ПК). Конечно, реальная структура ПК отличается от теоретических схем — в ней используется несколько разновидностей шинных интерфейсов, которые соединяются между собой мостами — контроллерами памяти (Northbridge) и периферийных устройств (Southbridge).

5 принципов архитектуры, которая делает людей счастливее

И это не очередная уловка или эффектный ход: вот уже больше 10 лет рядом с амстердамским аэропортом Схипхол, в соответствии с непрерывными исследованиями и экспериментами строится «дивный новый мир», в котором люди будут по-настоящему счастливы.

Этот проект не называется модным словом «инноград», не поддерживается на государственном уровне — о месте под названием Park 20/20 вообще мало кто слышал. Задавшись амбициозной целью, архитектор Уильям Макдонах и девелопер Курт Захария не спешат трубить о своих успехах всем и вся, а вместо это упорно ищут ответы на вопросы, которые считают действительно важными. Находят, проверяют их правильность — и ставят новые, продолжая совершенствовать свою концепцию «лучшего мира».

А и правда — как сделать мир лучше? Последнее время все только и говорят о нулевом энергобалансе, водосбережении, пассивных технологиях, заботе об окружающей среде. Однако Макдонах уверен, что этого мало. Мало «выйти в ноль», мало так называемой заботы, которая, по сути, заключается в том, чтобы меньше разрушить. Надо созидать — возвращать природе долги. Баланс должен быть положительным.

1. Жизнь после смерти — существует!

Ключевой принцип своей философии Уильям Макдонах сформулировал в 2002 году, став соавтором книги немецкого химика Майкла Браунгарта «Cradle-to-cradle: rethinking the way we making things». Английская идиома cradle-to-grave, «от колыбели до могилы», становится идиомой вдвойне: если первая отражает линейность процесса, то вторая — его цикличность, когда стадия «могила» лишь предшествует рождению заново.

Другими словами, абсолютно все является ресурсом для чего-то еще. Все как оно есть в природе: отходы одной системы «кормят» другую. Поэтому здание должно быть «съедобным», пригодным для «пищи» — чтобы потом его можно было разобрать на те части, которые вернутся земле («биологические питательные вещества») или же те, которые после переработки станут элементами новых зданий («технологические питательные вещества»). К примеру, обычную систему фильтрации воды можно перепроектировать так, чтобы она эффективно работала с отходами других систем. Впрочем, самое понятие «отходы» утрачивает свой смысл — в этом вся соль.

2. Ничто не утрачивается безвозвратно

Энергия — не на 60, не на 80, а на все 100% — берется из возобновляемых источников энергии. И не говорите, что вам мало солнца — у природы есть много других энергоносителей, и все в изобилии: ветер, подземные воды, гравитация. Вопрос только в том, как использовать их наиболее оптимально.

3. Биоразнообразие как минимум сохраняется, как максимум — восстанавливается

Понятно, что в каждом уголке мира экосистема уникальна. Но задача архитектора в том, чтобы внимательно ее изучить — и не только не нарушить, но и, если ей был ранее нанесен вред кем-то другим, восстановить.

4. Нет предела совершенству

Как уже упоминалось, недостаточно «производить ноль» или «расходовать ноль». Поэтому авторы концепции cradle-to-cradle (сокращенно C2C) идут дальше и ищут способы, чтобы здание, например, не только не тратило энергию из внешних источников, но и само становилось таким источником, обеспечивая электричеством соседние дома. Исследования на тему совершенствования всех известных человечеству «зеленых» технологий ведутся не только в собственном экспериментальном центре на территории Park 20/20, но и в сильнейших научных лабораториях по всему миру.

5. Заставьте людей улыбаться

У вас получилось построить здание, отвечающее всем предыдущим критериям? Отлично, но, заботясь о тепловых насосах и коллекторах дождевой воды, не забыли ли вы, насколько важна внешняя привлекательность любого архитектурного произведения? Макдонах и Захария уверены, что одно другому не мешает, а только помогает. Просто нужно проявить фантазию.

Откуда это взялось

На первый взгляд принципы Макдонаха звучат не слишком «научно» и убедительно. Собственно, для того, чтобы доказать свою правоту всем скептикам и «неверующим», Макдонах и Захария и затеяли проект Park 20/20. Начиналось все с сертификатов наподобие LEED и BREEAM — принципы, заложенные в философии C2C, использовались как некие стандарты для зданий и материалов. На данный момент по одной из пяти категорий (от «базовой» до «платиновой») сертифицировано более 500 материалов, причем значительно больше половины из них применяются в строительной сфере. Подробнее о сертификации cradle-to-cradle мы писали здесь.

Читать еще:  Архитектура ядра операционной системы

Инициировав новую систему сертифицирования, Макдонах активно пропагандировал свой подход, писал статьи и очерки, ездил с лекциями. Рассказывал о том, что дизайн — это «осознанное намерение». Мы проектируем здания, продукты и системы, которые порождают миллионы фунтов вредных выбросов в воду, землю и воздух ежегодно. Казалось бы, зачем кому-то делать такое намеренно? Однако же это происходит. Согласно той же логике мы намеренно (и осознанно!) используем те формы энергии, которые разрушают земную атмосферу и мировую экономику. Почему наши намерения именно такие и не могут быть другими? — вопрошал Уильям Макдонах. И неожиданно к нему прислушался голландский девелопер Курт Захария, как-то сразу и безоговорочно поверив, что благими намерениями вымощена дорога в рай. Как рассказывает Макдонах, Захария пришел к нему со словами: «Я занимаюсь недвижимостью и я хочу изменить мир. Что я должен делать?» А сегодня тот «рай», который они задумали построить к 2020 году (отсюда и название Park 20/20), по всей видимости, будет завершен раньше, несмотря на кризис, а прибыли принесет в полтора раза больше, чем планировалось.

Как это работает

Царство, живущее по законам cradle-to-cradle, — это 28 акров земли, на которых, согласно мастер-плану, будет построено 13 зданий (пока что завершены четыре), расположенных по периметру большой общественной зоны. Здесь будут устроены парки, водоемы и пешеходные променады, а автомобильные и велосипедные парковки разместятся под зданиями — таким образом, чтобы вся центральная часть пространства оставалась недоступной для машин. Квартал запланирован офисным — авторы проекта безошибочно сделали ставку на крупные корпорации, которые охотно вкладывают средства в экологию и благотворительность для укрепления социального статуса на мировом рынке. Среди резидентов — туристический оператор FOX, футбольная организация FIFpro, крупнейший производитель бытовой техники в Германии B/S/H, специализирующаяся в области аудиокоммуникаций Platronics и другие.

Все материалы, из которых строятся здания на территории парка, получили сертификат cradle-to-cradle и вместе с ним — официальный статус «вечных», точнее, бесконечно «реинкарнирующих». Центральная система распределения энергии производит минимальные выбросы углекислого газа в атмосферу и в то же время очищает воздух внутри строений. Надежная изоляция конструкций и продуманное расположение объемов на участке снижают энергозатраты и уровень шума. Система центрального водоснабжения и водоочистки позволяет использовать дождевую воду для технических нужд и очищать грунтовые воды, уменьшая расход питьевой воды. Наконец, на территории парка осуществляется централизованный и раздельный сбор мусора.

Впрочем, все это больше про технологии и логистику, а принципы заявлялись как архитектурные. Но дело в том, что Макдонах проецирует их буквально на все. Например, поддержание биоразнообразия распространяется и на дома — они же здесь «вечно живые» и тоже считаются частью некой экосистемы.

С точки зрения архитектуры это означает запрет на типовую застройку: каждое здание разрабатывается индивидуально, под конкретные нужды, и в Park 20/20 все они не похожи друг на друга — хотя, когда листаешь каталог построек, получивших, скажем, сертификат BREEAM (а для парка с концепцией cradle-to-cradle это, среди прочих, обязательное условие), начинает казаться, что все они на одно лицо.

Неудивительно: ведь в подавляющем большинстве из них используется, к примеру, энергоэффективное стекло. У зданий на территории Park 20/20 — конечно же, тоже. Скажем, у штаб-квартиры FOX это стеклопакеты на основе солнцезащитного Stopray Vision 50 от AGC Glass, и такие же у еще не построенного офиса спортивного комитета ФИФА. Такие же — да не такие: в первом случае в «сэндвич» включили стекло Artlite с возможностью печати цветного изображения и сделали его разноцветным. А во втором сложили из стеклянных объемов хитрую трехмерную фигуру.

И это, кстати, приводит нас к наглядной иллюстрации п. 5. Если сделать энергоэффективное стекло цветным, а рядом с солнечными батареями устроить гигантскую цветущую зеленую стену, то на их фоне люди будут с удовольствием фотографироваться — а значит, и улыбаться тоже.

Выходит, что центральная тема дизайна и проектирования «от колыбели до колыбели» — это все-таки люди, а не ресурсы. Именно в них Уильям Макдонах и Курт Захария предлагают инвестировать — и на офисах корпораций, в отличие от жилых домов, целесообразность этих вложений проверяется особенно легко. Эффективность — измеряемый показатель, а находясь в комфортных условиях внутри и снаружи офиса, сотрудники действительно начинают работать эффективнее и плодотворнее! Исследования под руководством Макдонаха доказали это как научный факт, а первые резиденты уже убедились на собственном опыте, подсчитав, что высокие затраты на строительство «правильных» офисов окупились сторицей.

Что дальше?

Строительство в самом разгаре, и у владельцев Park 20/20 полно пока не реализованных идей. Например, если строить только из тех материалов, которые впоследствии можно тем или иным образом использовать, то почему не рассматривать здания как своего рода «банки материалов», где те в течение некоторого время хранятся, «обкатываются» и передаются «по наследству»? При этом с точки зрения эксплуатационных характеристик ценность материалов за время такого хранения растет, а фактическая стоимость уменьшается. Есть также мысль сделать «испытательный полигон экологических идей», которым стал Park 20/20, общедоступным: запустить в местном исследовательском центре образовательные мастер-классы и водить сюда экскурсии.

И вообще — см. п. 4: нет предела совершенству. Поэтому Макдонах и Захария не перестают задаваться очередными вопросами на тему «как сделать лучше» — здания, в которых мы работаем и живем, а через них — и нас самих. Быть может, для этого придется придумать еще пару принципов — менее очевидных. Но рано или поздно у них должно получиться.

Оcновные принципы архитектуры

Понятие архитектуры. Слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «мастер-строитель». История развития человеческого общества на всех этапах своего развития отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее доступными для обозрения памятниками эпохи. Они формируют облик многих городов. Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий писал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. Эта формулировка обладает достаточной полнотой и охватывает все основные стороны архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание).

Функциональная сторона архитектуры, ее польза, надобность является неотъемлемым элементом всякого сооружения. Любое здание строится для того, чтобы удовлетворить известному назначению, определенным функциям. От функционального назначения, будь то жилое, общественное или промышленное здание, зависят тип архитектурного сооружения, количество и состав помещений в нем, их расположение, группировка и размеры.

Типы зданий складывались не сразу, они определялись исторической ситуацией в стране, политическим устройством, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, народными традициями, климатическими и прочими факторами. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, соответствовавшие новым условиям. Например, в средние века основными видами монументальных зданий были городские соборы, монастыри, феодальные замки. В эпоху Возрождения большое значение приобрели общественные здания и городские дворцы-палаццо. В XIX веке появляются такие новые типы сооружений как вокзалы, магазины-пассажи, музейные и выставочные здания и многие другие.

В ходе исторического развития видоизменялись и традиционные типы зданий, например, жилые дома, административные сооружения, театры, больницы и другие. Современные жилые дома отличаются от жилых домов XVII, XIX веков, от домов средневековья, а ратуши эпохи Возрождения – от современных административных зданий.

Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Разные авторы предлагают свои варианты классификации архитектуры согласно ее назначению. Т.Л.Кильпе подразделяет основные типы зданий на гражданские (жилые и общественные), промышленные (производственные, обслуживающие, вспомогательные) и сельскохозяйственные. Как промышленные здания (химические, металлургические, машиностроительные, транспортные и др.), так и сельскохозяйственные (животноводческие фермы, теплицы, птицефермы и др.), по ее мнению, подразделяют по характеру выполняемых в них производственных процессов. Кроме этого, автор справедливо отмечает специфику зданий и инженерных сооружений. Зданиями она называет наземные сооружения, имеющие внутреннее пространство, которое предназначено для удовлетворения различных потребностей общества. А наземные сооружения, не имеющие внутреннего пространства, а также подземные сооружения, называются инженерными сооружениями (мосты, радиомачты, плотины, набережные, метро и т.д.), поскольку их строительные конструкции требуют специальных инженерных расчетов.

В учебном пособии «Основы теории художественной культуры» под общей редакцией Л.М.Мосоловой отмечают три разновидности архитектуры: собственно зодчество, «архитектуру крупных форм» и «архитектуру малых форм». В первую группу входят жилые постройки и общественные сооружения (культовое зодчество, спортивно-зрелищные сооружения – театры, стадионы, клубы и др., а также библиотеки, учебные, административные здания, и т.д.).

К крупным архитектурным сооружениям авторы относят ограды, решетки, киоски, будки, остановки, фонари и т.д. Все они стали специализированной областью благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, мосты, виадуки, радиомачты, телебашни, метро, набережные, триумфальные арки и т.п.. Их отличает масштаб, сложность конструкции и значительная роль в градостроении.

Существует еще один подход к классификации архитектуры согласно ее функциональным особенностям. Он предполагает все многообразие архитектурных форм разделять на две группы: культовые сооружения (церкви, соборы, монастыри, часовни и т.д.) и гражданские. Последние, в свою очередь, делятся на три подгруппы: общественные (торговые, учебные, административные, здравоохранения, культурно-зрелищные и т.д.), жилые и промышленные, в числе последних рассматриваются отмеченные ранее инженерные сооружения.

Конструктивная сторона архитектуры должна обеспечивать ей прочность, стабильность, экономичность. Эти задачи решались по-разному в различные эпохи, у разных народов. Важно помнить, что вопрос о прочности зданий включает два элемента – строительные материалы и создаваемые из них конструкции. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. То, что легко выполнить из дерева, порой невозможно построить из камня или кирпича, а некоторые кирпичные конструкции (например, своды) нельзя «перевести» в дерево или металл.

Исторически сложились три конструктивные системы:

стоечно-балочная (или каркасная), в которой горизонтальный элемент (балка) работает на изгиб;

сводчатая и арочная, в которой материал работает на сжатие, передавая с верхних элементов на нижние нагрузку и собственный вес;

подвесная, в которой горизонтальные элементы работают на растяжение.

В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие конструкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков, перекрытия у них были исключительно балочными. Впоследствии развития этой конструкции, четкое распределение несущих и несомых частей, выделение основных вариантов их соотношения привели к сложению ордера. В древнем Риме монументальные сооружения воздвигали из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, а для перекрытий предпочитали различные формы сводов. В средние века достигла совершенства техника обработки камня, из него выкладывались и опорные конструкции и своды. В эпоху Возрождения снова вернулись к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта техника сохранялась в строительстве вплоть до XIX века. В XIX – ХХ веках в строительстве активно применяют металл, с тех пор стали применять третью систему – подвесную. Вантовые покрытия, растягиваемые или поддерживаемые системой тросов, могут быть разнообразными по форме.

Читать еще:  Архитектура базы данных это

Используя технику монолитных и сборных железобетонных конструкций, значительно расширились технические возможности строителей. Постройка сооружений заменяется индустриальным процессом монтажа их из крупных элементов заводского изготовления. Изменяясь во времени, строительные материалы и конструкции существенно влияли на характер архитектурных форм зданий.

Художественная сторона архитектуры всегда соотносится с его назначением, функцией, с выразительными качествами материалов, логикой конструкций. Эстетическая ценность здания определяется выразительным решением его внешнего и внутреннего облика. Соотношение этих сторон в теории архитектуры определяется как проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет множество вариантов решения: соответствие, контраст, доминанта, гармоничность и др.

Анализ художественной стороны архитектуры предполагает, по мнению И.А.Бартенева, выделить два смежных условных понятия – «общих» и «частных» архитектурных форм. Под «общими» архитектурными формами он понимает общую композицию здания, основную его объемно-пространственную структуру, сочетание основных объемных форм сооружения. Под «частными» архитектурными формами понимаются архитектурные и декоративные элементы, которые имеют частный характер по отношению ко всей композиции здания, например: карнизы, фронтоны, балконы, наличники окон и дверей, скульптурные детали снаружи и внутри сооружения. Безусловно, важны гармоничные взаимоотношения «общих» и «частных» архитектурных форм. Но, как справедливо отмечал И.А.Бартенев, главным средством выразительности являются «общие» архитектурные формы. Никакие детали не смогут компенсировать недостатки в объемно-пространственной композиции здания.

Художественная сторона архитектуры, так же как функциональная и конструктивная ее сторона, изменяется в процессе исторического развития. В разные времена и у разных народов были свои представления о красоте зданий, менялись эстетические предпочтения, да и сама оценка художественных достоинств архитектуры разных исторических периодов. Например, как известно, мастера эпохи Возрождения отвергали готику, архитектура эклектики XIX века долгие годы подвергалась жесткой и не всегда справедливой критике.

Все три стороны архитектуры, как видим, изменяются в процессе исторического развития и тесно связаны между собой. Совокупность основных черт и признаков зданий, которые проявляются в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон, составляет архитектурный стиль данного времени и данного народа. Стиль архитектуры определяется общим композиционным строем здания, особенностями плана, группировки внутренних помещений, применяемыми строительными материалами и конструкциями, декором.

Художественно-композиционные средства архитектуры.

Главным средством архитектуры является объем. Количество объемов, их расположение, пропорции отдельных частей и всего здания в целом дают возможность создавать самые разнообразные сооружения. Существует множество вариантов объемов и их значений: кубический объем создает впечатление устойчивости и незыблемости, вертикально суженный – стройности и легкости, распластанный – приземистости. Многообразие объемов и их комбинация формируют самые разнообразные образные характеристики зданий. Сооружение может быть симметричным и асимметричным. Симметричными считают тождественные элементы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Такие здания кажутся уравновешенными и устойчивыми. В асимметричных постройках единство композиции достигается благодаря зрительному равновесию частей по массе, фактуре, цвету и т.д. Асимметричные здания воспринимаются как более динамичные, активные и острые по композиции.

Важное значение имеет силуэт зданий, особенно тех, которые доминируют над другими по высоте. Выразительность силуэта зданий формирует особенности застройки городской или сельской среды, придает ей своеобразие. Большую роль в восприятии здания имеет его композиционный центр. Он подчеркивает ясность и четкость всей композиции, выявляет главный объем, которому подчиняются все остальные. Обычно композиционный центр связан с главным фасадом и совпадает с самой выгодной точкой восприятия здания.

Одно из важных композиционных средств – это пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Известный пример отношений целых чисел – «египетский треугольник» (3:4:5), примененный в пирамидах Древнего Египта. Примером иррациональных пропорций является «золотое сечение» — деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.). Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Композиционная целостность здания, его органичное восприятие во многом зависит от масштабности – особенности построения, связанной с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, а также соотношение здания с окружающей пространственной средой и соразмерность его человеку. Сооружение и его части могут быть масштабны или немасштабны как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.

В создании произведения архитектуры не менее важен и ритм – закономерное чередование, повторяемость форм и интервалов здания. Ритм создается расположением проемов, колонн, аркад, скульптурной отделки, расположением зданий в архитектурном ансамбле. Другими средствами художественной выразительности в создании единства архитектурной композиции являются тождественные, контрастные и нюансные отношения элементов формы, которые могут быть сопоставлены по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам.

К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится синтез искусств – взаимосочетание, взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Их главная цель – изобразительными средствами раскрывать идейное содержание здания, а также, разумеется, украшать данное сооружение. Синтез искусств возникает там, где между архитектурой и произведениями изобразительных искусств возникает органичное и неразрывное взаимодействие.

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

С лово классический сразу рождает в голове понятие чего-то фундаментального, рафинированного, чего-то , что всегда актуально и стильно. Классический стиль в архитектуре явление довольно редкое, чистый стиль можно встретить не так часто, классической часто называют архитектуру в эклектичном стиле, основанием для которого послужила классика. Когда и кем она была придумана, какие законы в себе несет? Давайте узнаем больше.

Истоками классики была античность. Греки придумали и разработали систему ордеров , римляне ее дополнили и довели до совершенства. Ордер- это стоечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны. Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах.

В период с XVI по XVII века в Италии интерес к античной классической архитектуре вспыхнул с новой силой. Недаром этот период назван эпохой возрождения или ренессанса. Итальянский архитектор Андреа Палладио изучил и довел до совершенства пропорции и принципы классической архитектуры, применив свои знания античного зодчества в строительстве загородных вилл и городских палаццо. Архитекторы всего мира, проектировавшие в более позднее время, брали за основу его изученные принципы классической архитектуры для создания своих шедевров.

Классический стиль в Европе развивался неравномерно, поскольку был неразрывно связан с укреплением и расцветом монархического строя. Таким образом, получалось, что в ряде стран Западной Европы он сформировался в XVII веке, тогда как в России только в XVIII. Особенностью русского классицизма являлось эклектичное сочетание в одном произведении разностилевых элементов, уход от жестко регламентированных приёмов и форм классицизма.

Характерными особенностями стиля классицизм являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства. Применение какого-либо ордера обязательно для фасада, часто целые колоннады создают воздушный объем галерей и портиков. Излюбленными формами классического стиля являются прямоугольник , квадрат, сфера. Купол в центре композиционного объема здания — частое явление в классической архитектуре. Вообще вся композиция разновысотных объемов устремлена вверх к центру здания. В архитектуре классического стиля зодчие придерживались продуманной симметрии форм, используя в конструкции фасада неизменный греческий портик с ордерной колоннадой и фронтоном, украшенным барельефом. Также классический стиль предполагал использование статуй, медальонов, орнаментальных композиций, лепнины, мраморных лестниц, балллюстрад (фигурных столбиков, поддерживающих перила, что вместе составляло ограждение лоджий и балконов). Так, разнообразные арки, портики, купола, колонны и полуколонны с легкой руки греческих архитекторов прочно вошли в понятие классического стиля.

Классический стиль в архитектуре стал олицетворением высшей степени красоты и величия сильного государства, а потому его эстетика широко использовалась в масштабных градостроительных проектах. Таким образом, в классическом стиле стали возводить не только дворцовые и храмовые комплексы, но и городские площади, крупные архитектурные ансамбли и даже целые города.

Следование античным традициям в устройстве городских площадей быстро подхватили зодчие Варшавы, Дублина, Эдинбурга и Санкт-Петербурга, превратив города в настоящие музеи архитектуры классического стиля под открытым небом.

Для русских архитекторов стиль классической архитектуры со временем стал базовым, который то смешивали с пышным убранством барокко, то сочетали с военной атрибутикой императорского ампира, то и вовсе видоизменяли в неоклассических стилях, а затем возрождали его античные формы в советское время (сталинский ампир).

Знайте, если вы видите колонный портик с треугольным фронтоном над ним , то, скорее всего, здание исполнено в классическом стиле.

В центре композиции часто можно увидеть круглую ротонду, или вытянутый овал в плане, накрытый куполом, как во дворце на Елагином острове в Санкт-Петербурге.

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занималось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства. Тем самым подчеркивался признак высокого социального статуса владельца особняка. Усадьба Голицыных в селе Зубриловка Пензенской области, усадьба Строгановых в селе Братцево Московской области, усадьба Юсуповых в Архангельском. и многие другие исполнены лучшими архитекторами в образцовом классическом стиле.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector