Масштабность в архитектуре примеры
Масштаб и масштабность
Понятие «масштаб» обозначает отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности. Масштаб может быть выражен в числах (численный масштаб) или в отрезках прямой определенных размеров (линейный масштаб — это мерная линейка на чертеже (плане, карте, изображении механизма, детали и т.д.), при помощи которой можно, не прибегая к вычислениям, измерить любую линейную величину). Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей, карт, планов и фотографий. В этом случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.
«Масштабность» — соотношение размеров, соизмеримость отдельных зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека. Масштабность не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для восприятия данного конкретного художественного образа.
Масштабность в архитектуре — результат общего взаимодействия воспринимаемых зрителем мер, положенных в основу каждого элемента композиции. Например, зрительной мерой для стены дома могут служить кирпичи, двери, окна, панели или размеры стены в целом, если она не расчленена. Т.е. чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным (известные предметы, которые служат эталоном для сравнения). Большую роль в создании масштабности играют пропорции тектонических элементов, работа которых понятна зрителю и которые дают особенно наглядное представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту балок или архивольтоварок по отношению к пролёту и сочетая эти изменения с размерами и членениями др. элементов здания, архитектор получает различный художественный эффект. Масштабная характеристика архитектурного произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Например, здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой действительные размеры сооружения. Масштабный строй архитектурного произведения в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение масштабности — преимущественное средство придать произведению архитектуры большую значительность (например, «героическая» масштабность древнегреческих храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная масштабность амфитеатров, акведуков, базилик в Древнем Риме, гражданских сооружений русского ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их государств). Чрезмерное укрупнение масштабности в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (например, культовые постройки в Др. Египте). Масштабный строй произведения архитектуры, отражая социально-исторические условия и мироощущение той или иной эпохи, общественное положение заказчика, является наряду с тектонически-осмысленными формами одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве, делая его понятным и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих обществ, формаций и иных культур.
Масштаб и масштабность;
«Человек – есть мера всех вещей» — слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма – точно выражают сущность предметного мира – всего, что человек создает для себя. Весь окружающий предметный мир должен быть масштабным по отношению к человеку. Если говорят, что вещь не масштабная, это значит, что в первую очередь, она не масштабна по отношению к человеку.
Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать всё создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин.
Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. С давних времен человек оценивал размеры предметов относительно размеров своего тела.Можно сравнивать также размеры целого предмета и его частей. Для примера можно представить себе регулятор громкости у радиоприемника. Должно соблюдаться соответствие в данном случае размерам радиоприемника и кисти руки. Или, к примеру, высота потолков в квартире в среднем – 2,6м, выпускаемая промышленностью мебель не может быть выше. Иначе не будет соразмерной такой квартире.
Итак, существует два понятия – масштаб и масштабность.
Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, карте объекта к его размерам в натуре (1:2, 1:5, 1:10).
Масштабность – более сложное понятие. В дизайне это одно из композиционных средств, выражающих соразмерность или относительное соответствие воспринимаемых человеком размеров форм промышленных изделий или сооружений размерам человека. Понятие о масштабности не может быть подменено представлением о размере сооружения. Для примера, равные по величине здания могут иметь различный масштаб: маленькое здание – крупный масштаб, а большое – мелкий.
Большое здание и крупность его формы – не одно и то же. Значительное количество членений высокого здания усиливает впечатление сооружения, но размельчает его масштаб. Из двух равных по величине зданий выше кажется то, у которого больше горизонтальных членений (рис. 2.57).
Рис. 2.57 – Проявление масштаба и масштабности
Чем меньше таких членений, тем здание будет казаться ниже, но крупнее по масштабу.
Композиционно в группе зданий большое здание среди меньших будет казаться главным. Этот принцип лежит в основе большинства объемно-пространственных композиций. Однако существуют и такие композиции, где главным элементом является меньшее среди больших. Таким примером в свое время оказался мавзолей Ленина. В этой архитектурной композиции Спасская башня в 6 раз и храм Василия Блаженного в 5 раз выше Мавзолея. Был выбран крупный масштаб здания по отношению к окружающей среде.
Чувство масштабности – это реально-материальной восприятие человеком, отдельных явлений в их конкретной величине. Понятие о реальной величине и масштабе предметов возникает в процессе их сравнения друг с другом и с размерами тела человека.
По законам природы растительный и животный мир соразмерен и масштабен. Например: ствол дерева, стебель цветка, размер и форма крыла птицы соответствуют своему технологическому и конструктивному строению и обеспечивают прочность и устойчивость, что не всегда можно увидеть среди живых растений созданных искусственно.
Точно также правильный масштаб и правильная пропорция изделия должны соответствовать определенным законам механики. Большую роль в достижении правильной масштабности промышленных изделий играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. При проектировании промышленных изделий, будь то машины, станки, приборы, бытовые изделия, необходимо соблюдать масштабность, чтобы их размеры соответствовали назначению и были увязаны с окружающей средой.
К масштабным закономерностям относятся различные формы масштабных связей:
— отношение элементов к целому и друг другу;
— отношение элемента к материально-предметной или природной среде;
— отношение размеров и масштаба к человеку.
При полной взаимосогласованности всех масштабных связей возникает гармонический масштабный строй.
В дизайне масштабность можно определить как соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина. Как средство композиции, масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности.
Так, например, оконный проем имеет определенный масштаб в соответствии с размерами человека. Однако обычный масштаб окон часто нарушается, в частности в общественных зданиях. То есть в архитектуре масштабность сооружения не определяется его абсолютной величиной – маленькое здание может иметь крупный масштаб, а большое – быть мелким по масштабу. Когда архитектор проектирует здание, он всегда рисует около фасада фигуру человека в масштабе чертежа. В данном случае, фигура человека является архитектурной мерой, которая заставляет соотносить с собой все элементы здания, его пропорциональный строй и членения.
То же самое практикуется и в технике. При проектировании промышленного изделия, рядом с чертежом изображается манекен для наглядности эргономических и других показателей промышленного изделия.
Из-за того, что масштаб какого-либо механизма задается многими условиями (кинематической схемой, нагрузками, воспринимаемыми конструкцией), можно проследить типичные проявления немасштабности промышленного изделия. А именно, дробность формы, усложненность, множество вертикальных членений, сильные горизонтальные ступенчатые перепады. Такой композиционный строй характерен для организации формы крупного станка. Кроме того, ложное тектоническое выражение, заставляет малое воспринимать как уменьшенное большое.
У мелкого изделия – форма максимально обобщена. Композиционный строй соответствует величине предмета. То есть масштабность изделиям придают элементы, соотносимые с человеком – все те же размерные величины, которые в станке, машине, приборе, транспортных средствах как-то связаны с человеком, определяя удобство пользования ими, оказывают прямое влияние на масштабность.
То, что небольшие предметы должны иметь относительно крупные детали, а большие – относительно малые, можно проанализировать на примерах из природы. Пропорции отдельных частей тела у ребенка значительно крупнее, чем у взрослого человека.
Отступление от требований, связанных с антропометрией, могут оказаться причиной немасштабности любого изделия.
Конструктор должен понимать значение проблемы связей в системе человек-машина. Однако связи эти выражаются не только через эргономические параметры, но и через всю визуальную систему – через композицию.
Масштабность машины является как бы обобщенным эргономическим показателем: если машина немасштабна, она обязательно окажется и эргономически ущербной.
Немасштабность может явиться и результатом ложной динамичности формы, когда, например, микролитражке придают стремительную форму большого, мощного автомобиля, динамичность которого, весь характер формы тесно связаны с массой двигателя, объемом кузова и т.д.
Масштабность, несомненно, гуманизирующий фактор в проектировании изделий. Сознательное, целенаправленное использование масштаба позволяет избежать «затерянности» человека в мире техники. А именно, многотонный гигантский пресс, ковочный молот, портовый кран могут оказаться лишенными человеческого масштаба, если не отразить его в элементах, соотносящих конструкцию с человеком. Такими элементами являются места непосредственного контакта человека с машиной (например, пульт управления, место оператора и др.)
Нелепо выглядит маленький станочек, желающий походить на большой станок, как смешон ребенок, одетый «по-взрослому». У большого станка свои особенности. Чтобы композиционно выявить строй его объемно-пространственной структуры, сделать станок масштабным, необходимо найти органичный переход от членений крупных масс станка к тем зонам структуры, где появляются элементы человеческого масштаба.
Пропорции, масштаб и масштабность в проектировании зданий и интерьера
Основные категории проектирования – пропорции и масштаб, сбалансированность, ритм, акцентировка, гармония – служат своеобразным «каркасом» дизайна интерьеров.
Пропорции и масштаб.При выборе размеров будущих объектов дизайнеры обычно руководствуются соображениями пропорций и масштаба. Под пропорциями понимается соразмерность частей и целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и всего целого.
Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.
Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.
Сбалансированность.Сбалансированность, или равновесие, обеспечивается правильным расположением элементов внутри помещения. Речь идет о зрительной сбалансированности, в рамках которой взаимодействует чисто визуальная масса отдельных частей. Так, крупный диван красного цвета зрительно кажется массивнее, чем серого цвета. Среди видов сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный. Симметрическое равновесие достигается тогда, когда два элемента равной визуальной массы расположены на одном расстоянии от воображаемого центра интерьера. Такого рода композиции иногда называют зеркальными, они придают интерьеру ощущение стабильности, покоя и официальности. Симметрическое равновесие применяют в классической схеме организации интерьера, чтобы сфокусировать взгляд на его центре или «успокоить» сложное сочетание элементов.Асимметрическое равновесие достигается в тех случаях, когда два «разновесных» элемента отстоят на неравных расстояниях от воображаемого центра. Визуальная сбалансированность при этом достигается так же, как в механике уравновешиваются рычажные весы. Зрительно более тяжелый элемент размещается ближе к условному центру, чтобы уравновесить более легкий, но находящийся дальше от него. Асимметрическая уравновешенность менее формальна, с ее помощью создается более динамичная атмосфера интерьера. Радиальное равновесие структурно тождественно симметрическому, но оно предполагает круглую форму, а множество элементов установлены на одном расстоянии от центра, подобно стульям вокруг круглого стола. В этом случае возникает такое же ощущение стабильности и официальности, как в ситуации симметрической уравновешенности.В построении интерьера используются все три вида сбалансированности. Если симметрическая уравновешенность определяет, что взгляд человека останавливается на центральном элементе композиции, то асимметрическое равновесие заставляет его перемещаться, обследуя различные элементы интерьера.
Ритм.Под ритмом интерьера подразумевается создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя смену элементов (скажем, при чередовании черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку это ведет к монотонности интерьера.
Доминанта.Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то дизайнеру приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или за счет цветового контраста.
Гармония.Под гармонией имеется в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов или путем обозначения ведущей темы или стиля, а многообразие достигается за счет использования контраста и прогрессии в выборе частей и их сочетании. Важно помнить, что гармония предполагает взаимосвязанность всех элементов интерьера, т.е. гармоническое соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности.
Масштабные отношения в архитектуре
Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 4171 ; Нарушение авторских прав
Масштаб очень гибкое средство архитектурной композиции и обладает огромными возможностями. Это — одно из основных средств воплощения художественного образа в архитектуре. Главный инструмент — членение формы и осмысление объективного эффекта, получаемого от соотношения це^его и частей. Необходимым условием правильности масштаба является соответствие принятых членений размеру сооружения. Противоречие между величиной формы и характером членений создает утрированный масштаб (преувеличенный или приуменьшенный), используемый для выявления тех композиционных качеств, которые содержит архитектурный замысел.
Любая объемно-пространственная структура должна быть соразмерной человеку с его психофизиологией и психологией восприятия. Известный афоризм: «человек — мера вещей» и выражение Ле Корбюзье: «человек — мера пространства» объединяют несколько содержательных уровней, но наибольшее значение имеют геометрические и физические параметры человеческого тела. Каждый без труда отличит взрослого от ребенка, и определяющим в этой ситуации сравнения будет пропорциональный строй, который у взрослого один, а у ребенка совсем другой. Человек измеряет действительность той же мерой, что и себя. Большая форма имеет много членений, и они мелкие (масштаб мелкий), малая форма имеет мало членений, но они крупные (масштаб крупный). Применение
человеческой метафоры в масштабных отношениях заключается именно в том, что при помощи членений можно выявить степень крупности архитектурной формы [6, 50].
Степень крупности архитектурной формы по отношению к человеку и к окружающей среде, определяемая понятиями «масштаб» и «масштабность», приобретает в этих отношениях социально-эстетический, оценочный смысл. Значит, масштабное выражение архитектурных форм не аналогично созданию впечатления о действительной или иллюзорной величине объема или пространства. Например, монументальные формы древнегреческих сооружений не были крупными по абсолютной величине. Древнеримская архитектура была значительной по величине, и это подчеркивалось композиционными средствами. В эпоху раннего барокко, наоборот, композиция сооружения грандиозного по размерам (собор св. Петра) основана на схеме относительно небольшого сооружения.
Эта важная композиционная категория является одним из средств «управления» архитектурной формой, когда необходимо воплотить архитектурный замысел. Например, если большому зданию придать систему членений и пластических деталей малой архитектурной формы, то его масштаб укрупняется, делая объект более значительным и монументальным. Выигрывая в композиционном звучании, объект проигрывает в том, что он кажется меньше по размерам, чем есть на самом деле. Когда небольшой по размерам объект необходимо наделить чертами крупного сооружения, то получается ощущение здания крупного по форме, но мелкого по масштабу. Если разные по величине здания получают одинаковые членения и деталировку, то масштаб их будет различен. Правдивый архитектурный масштаб создается функционально необходимыми элементами и деталями сооружения [6, 35, 50] (рис.35).
Размельчение масштаба формы посредством увеличения количества членений продолжается до известного предела. Наступает момент, когда множественность членений перестает восприниматься, и форма снова становится крупномасштабной и цельной.
В выявлении масштаба сооружения участвуют все средства архитектурной композиции. Это метроритмические системы, пропорции, контрастно-нюансные отношения, пластика пространства и объемов, фактура, колорит и интенсивность цвета, а также средства изобразительных искусств, монументальная живопись, скульптура, орнамент (рис.37).
Большую роль играют и непосредственные «указатели масштаба» -элементы и части здания, о которых человек имеет прочно сложившиеся представления. Многие из них связаны с физическими размерами человека. Дверные проемы, ступени лестниц, перила, высота этажа, шаг опор, ряды кладки, толщина бревен, традиционные архитектурные детали, членения переплетов окон и дверей и др. помогают отчетливо представить себе размер сооружения или архитектурного пространства и оценить на основании отношения элементов друг к другу степень значимости масштаба.
В среде развивающегося города с течением времени изначально заложенный масштаб здания может измениться, когда меняется назначение сооружения или его окружение, нарушается цепочка масштабных связей. Существует три формы масштабных связей, создающих архитектурный масштаб: отношение элементов к целому и друг к другу; отношение здания к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения; отношение величины здания и его элементов к человеку. Совокупность этих связей создает гармоничный масштабный строй сооружения. При нарушении хотя бы одного условия здание окажется немасштабным [35, 59] (рис.36).
Основное масш1д.бное выражение здания является результатом соподчинения всех элементов масштабного строя и один тип масштаба (значительный, обыкновенный или камерный) является господствующим в здании. Доминирующее значение масштаба главных элементов обеспечивает целостность композиции.
Изменяющаяся городская среда требует применения основных принципов построения масштабной шкалы доминантного сооружения. Это — неопределимость величины целого и его элементов, когда зритель не имеет основы для правильного восприятия масштаба сооружения или архитектурного пространства, изменение привычных форм и их неузнаваемость, соразмерность человеку ближайшей зоны восприятия.
В интерьере, изолированном от внешнего мира, иногда полностью отсутствуют непосредственные связи с окружающим внешним пространством. Тем не менее создание масштабного строя интерьера аналогично масштабу сооружения на природе или в городской среде. Обобщающее воздействие нескольких масштабов создает определенный художественный эффект. Таких принципиальных масштабов в интерьере может быть три или более. Один равен внутреннему объему здания и
его основным частям. Второй соразмерен человеку, третий определяется предметами, наполняющими интерьер.
Человеческий масштаб устанавливают элементы, функционально связанные непосредственно с человеком (двери, ступени, барьеры ограждения и др.).
Интимный масштаб жилых помещений определяет небольшая высота, характеризующаяся человеческим модулем. Значение его подчеркивают вещи и предметы быта.
Парадный дворцовый масштаб определяется ордерной системой в соотношении с дворцовой мебелью, картинами и декором. Величественный масштаб основан на возвеличивании пространства и человека в нем и характерен для интерьеров эпохи Возрождения.
Героический масштаб строится на выделении модуля, устанавливающего масштаб человека — героя. Модуль превышает реальные человеческие размеры в полтора — два раза. Этот масштаб широко применялся в древнерусской архитектуре.
Дальнейшее увеличение приводит к гипертрофированному масштабу. Уменьшение человеческого модуля в сравнении с реальными размерами человека превращает архитектуру в модель [6, 35, 40, 49].
Все сказанное имеет значение не только в случаях с отдельными сооружениями или интерьерами. Это применимо и к масштабному строю ансамбля. Согласованность масштабных связей необходима для создания любого ансамбля, особенно включающего в себя сооружения разных стилей.
Масштаб и масштабность
Пропорции неразрывно связаны с масштабом. Понятия масштаба и масштабности используют, если нужно дать характеристику соразмерности целого или отдельных его частей.
Объекты предметной среды, созданной человеком, должны быть масштабны по отношению к нему, т.е. их масса должна соотноситься с массой человеческого тела. Так, например, масштабность предметов мебели, бытовой техники, машин определяется удобством пользования ими.
Масштаб — это относительная характеристика величины предмета, это отношение размера изображения на картине, эскизе, чертеже к его действительному размеру в натуре.
Масштабность — соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Каждый предмет имеет свой масштаб, однако далеко не всегда можно говорить о его масштабности, соразмерности по отношению к человеку. Масштабность является качественной характеристикой, особенно в объемных и объемно-пространственных композициях. Как средство композиции ее следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности.
При выборе размеров будущих объектов дизайнеры обычно руководствуются соображениями пропорций и масштаба. Под пропорциями понимается соразмерность частей и целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и всего целого.
Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.
Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.
Пропорции соотношение величин между собой.
Пропорции в математике, называется равенство между двумя отношениями четырех величин A:B = C:D,
в искусстве — пропорция размерные соотношения элементов формы.
Пропорции можно разделить на две группы.
— простые (основанные на рациональных числах)– простые пропорциональные отношения выражаются простыми числами. К ним относятся так называемый египетский треугольник с гармоничным соотношением сторон 3:4:5
— сложные (основаны на иррациональных числах, производных геометрических построений)
(золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, число Фидия — деление непрерывной величины на части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Например, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. |АВ| / |ВС| = |АС| / |АВ|). Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой ϕ (встречается также обозначение τ). Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.
2. В квадрате (80 мм) построить ассоциативную композицию на тему «Зима».
3. Анализ ювелирного изделия.
Экзаменационный билет № 18
1. Ритм, виды ритмов, построение орнаментов на основе ритмов.
Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм(греч. — течение) — чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.
Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статическая (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся).
Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними . Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность.
Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними). В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.
В динамическом ряду возможны следующие изменения:
изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;
сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;
изменение и величин элементов, и интервалов между ними.
По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально-лучевое и т.д.
Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных — к светлым, от малых интервалов к большим.
Рис. 5.13. Примеры метрического ритма
Рис. 5.14. Динамические ритмически
Орнамент. В переводе с латинского — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.
Классификация орнамента: 1) По изобразительной характеристики: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).