Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура аппаратных средств

Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ

Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.

Открытая архитектура — предполагает наличие единого стандарта при разработке устройств, располагающихся на материнской плате и плате расширения.

Структура компьютера — это некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов

Рисунок 3 – архитектура ЭВМ.

В настоящее время наибольшее распространение в ЭВМ получили 2 типа архитектуры: Принстонская (фон Неймана) и Гарвардская. Обе они выделяют 2 основных узла ЭВМ: центральный процессор и память компьютера. Различие заключается в структуре памяти: в принстонской архитектуре программы и данные хранятся в одном массиве памяти и передаются в процессор по одному каналу, тогда как гарвардская архитектура предусматривает отдельные хранилища и потоки передачи для команд и данных.

Согласно Джону фон Нейману, любая ЭВМ должна включать четыре основных блока — процессор, оперативную память, внешнюю память и комплекс устройств ввода-вывода

Рисунок 4 – Структурная схема ЭВМ

Эта схема, широко использовавшаяся в первых вычислительных машинах, имела один существенный недостаток: управление вводом-выводом и выполнение команд осуществлялось одним устройством управления. При такой структуре ЭВМ все виды программной обработки на время выполнения операций ввода-вывода прекращались из-за занятости процессора, что существенно снижало быстродействие машины.

Для устранения этого недостатка в схему был включен дополнительный компонент — канал ввода-вывода (устройство, обеспечивающее прямое взаимодействие процессора и периферийных устройств).

Гарвардская архитектура — архитектура ЭВМ, отличительным признаком которой является раздельное хранение и обработка команд и данных. Архитектура была разработана Говардом Эйкеном в конце 1930-х годов в Гарвардском университете

Типичные операции (сложение и умножение) требуют от любого вычислительного устройства нескольких действий: выборку двух операндов, выбор инструкции и её выполнение, и, наконец, сохранение результата.

Идея, реализованная Эйкеном, заключалась в физическом разделении линий передачи команд и данных. В первом компьютере Эйкена «Марк I» для хранения инструкций использовалась перфорированная лента, а для работы с данными — электромеханические регистры. Это позволяло одновременно пересылать и обрабатывать команды и данные, благодаря чему значительно повышалось общее быстродействие.

В более подробное описание, определяющее конкретную архитектуру, также входят: структурная схема ЭВМ, средства и способы доступа к элементам этой структурной схемы, организация и разрядность интерфейсов ЭВМ, набор и доступность регистров, организация памяти и способы её адресации, набор и формат машинных команд процессора, способы представления и форматы данных, правила обработки прерываний.

По перечисленным признакам и их сочетаниям среди архитектур выделяют:

1. По разрядности интерфейсов и машинных слов: 8-, 16-, 32-, 64-, 128- разрядные (ряд ЭВМ имеет и иные разрядности);

2. По особенностям набора регистров, формата команд и данных: CISC, RISC, VLIW;

3. По количеству центральных процессоров: однопроцессорные, многопроцессорные, суперскалярные; многопроцессорные по принципу взаимодействия с памятью: симметричные многопроцессорные (SMP), масcивно-параллельные (MPP), распределенные.

Большинство многопроцессорных систем сегодня используют архитектуру SMP.

SMP системы позволяют любому процессору работать над любой задачей независимо от того, где в памяти хранятся данные для этой задачи; с должной поддержкой операционной системы, SMP системы могут легко перемещать задачи между процессорами эффективно распределяя нагрузку. С другой стороны, память гораздо медленнее процессоров, которые к ней обращаются, даже однопроцессорным машинам приходится тратить значительное время на получение данных из памяти. В SMP только один процессор может обращаться к памяти в данный момент времени.

Массивно-параллельная архитектура (англ. Massive Parallel Processing, MPP) — класс архитектур параллельных вычислительных систем Особенность архитектуры состоит в том, что память физически разделена. Система строится из отдельных модулей, содержащих процессор, локальный банк операционной памяти, коммуникационные процессоры или сетевые адаптеры, иногда — жесткие диски и/или другие устройства ввода/вывода. Доступ к банку операционной памяти из данного модуля имеют только процессоры из этого же модуля. Модули соединяются специальными коммуникационными каналами. в отличие от SMP-систем, в машинах с раздельной памятью каждый процессор имеет доступ только к своей локальной памяти, в связи с чем не возникает необходимости в потактовой синхронизации процессоров.

Распределённые вычисления, метакомпьютинг (англ. grid — сеть) — способ решения трудоёмких вычислительных задач с использованием нескольких компьютеров, объединённых в параллельную вычислительную систему (одновременное решения различных частей одной вычислительной задачи несколькими процессорами (или ядрами одного процессора) одного или нескольких компьютеров)

В суперскалярных процессорах также есть несколько вычислительных модулей, но задача распределения между ними работы решается аппаратно. Это сильно усложняет дизайн процессора, и может быть чревато ошибками. В процессорах VLIW задача распределения решается во время компиляции и в инструкциях явно указано, какое вычислительное устройство должно выполнять какую команду.

Суперскалярность — архитектура вычислительного ядра, использующая несколько декодеров команд, которые могут нагружать работой множество исполнительных блоков. Планирование исполнения потока команд является динамическим и осуществляется самим вычислительным ядром. Если в процессе работы команды, обрабатываемые конвейером, не противоречат друг другу, и одна не зависит от результата другой, то такое устройство может осуществить параллельное выполнение команд. В суперскалярных системах решение о запуске инструкции на исполнение принимает сам вычислительный модуль, что требует много ресурсов

Архитектура аппаратных средств

Наиболее обобщенный способ классификации архитектур аппаратных средств компьютера базируется на понятиях потока команд L и потока данных D в вычислительной структуре. При этом различают одинарный поток S и множественный поток М Соответственно этому подходу можно определить четыре класса структур аппаратных средств ЭВМ.

SISD — архитектура с одинарным потоком команд и одинарным потоком данных. Управления осуществляет одинарная последовательность команд, любая из которых обеспечивает выполнения одной операции со своими данными и дальше передает управления следующей команде. В компьютерах этого типа команды выполняются только последовательно во времени на одном процессорном элементе.

MISD — архитектура с множественным потоком команд и одинарным потоком данных, которая получила также название конвейера обработки данных. Она составляет цепочку последовательно соединенных процессоров (микропроцессоров), которые управляются параллельным потоком команд. На вход конвейера из памяти подается одинарный поток данных, которые проходят последовательно через все процессоры, любой из которых делает обработку данных под управлением своего потока команд и передает результаты следующему по цепочке процессору, который использует их как входные данные. Конвейерную архитектуру предложил академик С.А. Лебедев в 1956 году.

SIMD — архитектура ЭВМ с одинарным потоком команд и множественным потоком данных. Процессор таких машин имеет матричную структуру, в узлах которой включенное большое количество сравнительно простых быстродействующих процессорных элементов, которые могут иметь собственную или общую память данных. Одинарный поток команд вырабатывает одно общее устройство управления. При этом все процессорные элементы выполняют одновременно одну и ту же команду, но над разными операндами, которые доставляются из памяти множественным потоком.

MIMD — архитектура с множественными потоками команд и данных. К таким структурам относятся многопроцессорные и многомашинные вычислительные системы. Они могут отличаться принципом управления (централизованное или распределенное), организацией памяти (общей, распределенная или комбинированная) и структурой связей между компьютерами или процессорами. Гибкость MIMD структур разрешает организовать совместную работу компьютеров, которые входят в них, или процессоров за распараллеленной программой при решении одной сложной задачи, или раздельную работу всех компьютеров при одновременном решении великого множества задач с помощью независимых программ. Низшее приводится более подробное описание некоторых более всего распространенных структур компьютеров.

Архитектура фон Неймана.

В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.

1. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.

Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды.

А так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти.

Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного переходов, которыезаносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды «стоп».

Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.

2. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Это открывает целый ряд возможностей. Например, программа в процессе своего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать в самой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуется выполнение циклов и подпрограмм). Более того, команды одной программы могут быть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципе основаны методы трансляции — перевода текста программы с языка программирования высокого уровня на язык конкретной машины.

Читать еще:  Suse linux enterprise server for sap applications

3. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

Первыми 5 компьютерами, в которых были реализованы основные особенности архитектуры фон Неймана, были:

«Манчестерский Марк I». Прототип («Манчестерское дитя») Университет Манчестера (англ. TheUniversityofManchester) Великобритания, 21 июня 1948 года;

«EDSAC». Кембриджский университет (англ. TheCambridgeUniversity). Великобритания, 6 мая 1949 года;

«BINAC». США, апрель или август 1949 года;

«CSIR Mk 1». Австралия, ноябрь 1949 года;

«SEAC». США, 9 мая 1950 года.

Гарвардская архитектура была разработана ГовардомЭйкеном в конце 1930-х годов в Гарвардском университете с целью увеличить скорость выполнения вычислительных операций и оптимизировать работу памяти.

Классическая гарвардская архитектура

Типичные операции (сложение и умножение) требуют от любого вычислительного устройства нескольких действий: выборку двух операндов, выбор инструкции и её выполнение, и, наконец, сохранение результата. Идея, реализованная Эйкеном, заключалась в физическом разделении линий передачи команд и данных. В первом компьютере Эйкена Марк I для хранения инструкций использовалась перфорированная лента, а для работы с данными — электромеханические регистры. Это позволяло одновременно пересылать и обрабатывать команды и данные, благодаря чему значительно повышалось общее быстродействие.

Соответствующая схема реализации доступа к памяти имеет один очевидный недостаток — высокую стоимость. При разделении каналов передачи адреса и данных на кристалле процессора последний должен иметь в два раза больше выводов. Способом решения этой проблемы стала идея использовать общую шину данных и шину адреса для всех внешних данных, а внутри процессора использовать шину данных, шину команд и две шины адреса. Такую концепцию стали называтьмодифицированной Гарвардской архитектурой.

Именно такой подход применяется в современных сигнальных процессорах. Еще дальше по пути удешевления стоимости пошли при создании однокристалльных ЭВМ — микроконтроллеров. В них одна шина адреса и данных применяется и внутри кристалла. В этих микросхемах более важным параметром является не быстродействие, а надежность работы устройства. Надежность достигается невозможностью случайного стирания программы в процессе ее выполнения.

Первым компьютером, в котором была использована идея гарвардской архитектуры, был Марк I. Гарвардская архитектура используется в ПЛК и микроконтроллерах, таких, как Atmel AVR, Intel 4004, Intel 8051.

Архитектура процессоров — CISC.

CISC (англ. ComplexInstructionSetComputing) — концепция проектирования процессоров, которая характеризуется следующим набором свойств:

Нефиксированным значением длины команды.

Арифметические действия, кодируется в одной инструкции.

Небольшим числом регистров, каждый из которых выполняет строго определённую функцию.

Типичными представителями являются процессоры на основе x86 команд (исключая современные IntelPentium 4, Pentium D, Core, AMD Athlon, Phenom, которые являются гибридными) и процессоры Motorola MC680x0

Наиболее распространённая архитектура современных настольных, серверных и мобильных процессоров построена по архитектуре Intel x86 (или х86-64 в случае 64-разрядных процессоров). Формально, все х86-процессоры являлись CISC-процессорами, однако новые процессоры, начиная с Intel486DX, являются CISC-процессорами с RISC-ядром. Они непосредственно перед исполнением преобразуют CISC-инструкции процессоров x86 в более простой набор внутренних инструкций RISC.

В микропроцессор встраивается аппаратный транслятор, превращающий команды x86 в команды внутреннего RISC-процессора. При этом одна команда x86 может порождать несколько RISC-команд(в случае процессоров типа P6 —— до 4-х RISC команд в большинстве случаев). Исполнение команд происходит на суперскалярном конвейере одновременно по несколько штук.

Это потребовалось для увеличения скорости обработки CISC-команд, так как известно, что любой CISC-процессор уступает RISC-процессорам по количеству выполняемых операций в секунду. В итоге, такой подход и позволил поднять производительность CPU

Архитектура процессоров — RISC.

RISC (англ. ReducedInstructionSetComputing) — вычисления с сокращённым набором команд. Характерные особенности RISC-процессоров:

Фиксированная длина машинных инструкций (например, 32 бита) и простой формат команды.

Специализированные команды для операций с памятью — чтения или записи. Операции вида «прочитать-изменить-записать» отсутствуют. Любые операции «изменить» выполняются только над содержимым регистров (т.н. load-and-store архитектура).

Большое количество регистров общего назначения (32 и более).

Отсутствие поддержки операций вида «изменить» над укороченными типами данных — байт, 16битное слово. Так, например, система команд DEC Alpha содержала только операции над 64битными словами, и требовала разработки и последующего вызова процедур для выполнения операций над байтами, 16- и 32-битными словами.

Отсутствие микропрограмм внутри самого процессора. То, что в CISC процессоре исполняется микропрограммами, в RISC процессоре исполняется как обыкновенный (хотя и помещенный в специальное хранилище) машинный код, не отличающийся принципиально от кода ядра ОС и приложений.

Это концепция проектирования процессоров, которая во главу ставит следующий принцип: более компактные и простые инструкции выполняются быстрее. Простая архитектура позволяет удешевить процессор, поднять тактовую частоту, а также распараллелить исполнение команд между несколькими блоками исполнения (т.н. суперскалярные архитектуры процессоров). Многие ранние RISC-процессоры даже не имели команд умножения и деления. Идея создания RISC процессоров пришла после того, как в 1970-х годах ученые из IBM обнаружили, что многие из функциональных особенностей традиционных ЦПУ игнорировались программистами. Отчасти это был побочный эффект сложности компиляторов. В то время компиляторы могли использовать лишь часть из набора команд процессора. Следующее открытие заключалось в том, что, поскольку некоторые сложные операции использовались редко, они как правило были медленнее, чем те же действия, выполняемые набором простых команд. Это происходило из-за того, что создатели процессоров тратили гораздо меньше времени на улучшение сложных команд, чем на улучшение простых.

Первые RISC-процессоры были разработаны в начале 1980-х годов в Стэнфордском и Калифорнийском университетах США. Они выполняли небольшой (50 — 100) набор команд, тогда как обычные CISC (ComplexInstructionSetcomputer) выполняли 100 — 200.

4. Многозвенные информационные системы. Цели, задачи и функции двух- и трехзвенных информационных систем. Распределение задач системы по звеньям. «Толстый» и «тонкий» клиенты. Сервера приложений.

Архитектура аппаратных средств

СОДЕРЖАНИЕ

Понятия аппаратных средств ЭВМ

Компьютер – модульный прибор, состоящий из различных устройств, каждое из которых выполняет определенные задачи.

Компьютер – это электронное устройство, которое выполняет операции ввода информации, хранения и обработки ее по определенной программе, вывод полученных результатов в форме, пригодной для восприятия человеком. За любую из названных операций отвечают специальные блоки компьютера.

За все эти операции отвечают соответствующие блоки компьютера:

– устройства ввода информации;

– устройства вывода информации.

Все эти блоки, в свою очередь, состоят из отдельных устройств. Так, в центральный процессор могут входить арифметико-логическое устройство, внутреннее запоминающее устройство в виде регистров процессора и кэш-памяти, управляющее устройство. Устройство ввода, как правило, тоже не является одной конструктивной единицей. Поскольку виды входной информации разнообразны, источников ввода данных может быть несколько: клавиатура служит для ввода буквенно-цифровой информации, сканер – для ввода графической информации, а мышь –для ввода сигналов управления прикладными программами.

Запоминающее устройство – это блок ЭВМ, предназначенный для временного (оперативная память) и продолжительного (постоянная память) хранения программ, входных и результирующих данных, а также промежуточных результатов. Информация в оперативной памяти сохраняется временно лишь при включенном питании, но оперативная память имеет большее быстродействие. В постоянной памяти данные могут сохраняться даже при отключенном компьютере, но скорость обмена данными между постоянной памятью и центральным процессором, в подавляющем большинстве случаев, значительно меньше.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ) – это блок ЭВМ, в котором происходит преобразование данных по командам программы: арифметические действия над числами, преобразование кодов и др.

Управляющее устройство (УУ) координирует работу всех блоков компьютера. В определенной последовательности он выбирает из оперативной памяти команду за командой. Каждая команда декодируется, по потребности элементы данных из указанных в команде ячеек оперативной памяти передаются в АЛУ; АЛУ настраивается на выполнение действия, указанной текущей командой (в этом действии могут принимать участие также устройства ввода-вывода); дается команда на выполнение этого действия. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет одна из следующих ситуаций: исчерпаны входные данные, от одного из устройств поступила команда на прекращение работы, выключено питание компьютера.

Читать еще:  Тип архитектуры процессора

Описанный принцип построения ЭВМ носит название фон нейманской архитектуры — по имени американского ученого венгерского происхождения Джона фон Неймана, который предложил ее еще в 40-е годы прошлого столетия.

Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) – одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд – программа. Это однопроцессорный компьютер. К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.

Основными блоками фон Неймана являются устройства управления (УУ) и АЛУ, память (ОЗУ), внешняя память, устройства ввода и вывода.

Современную архитектуру компьютера определяют следующие принципы:

Принцип программного управления. Обеспечивает автоматизацию процесса вычислений на ЭВМ. Согласно этому принципу, для решения каждой задачи составляется программа, которая определяет последовательность действий компьютера. Эффективность программного управления будет выше при решении задачи этой же программой много раз (хотя и с разными начальными данными).

Принцип программы, сохраняемой в памяти. Согласно этому принципу, команды программы подаются, как и данные, в виде чисел и обрабатываются так же, как и числа, а сама программа перед выполнением загружается в оперативную память, что ускоряет процесс ее выполнения.

Принцип произвольного доступа к памяти. В соответствии с этим принципом, элементы программ и данных могут записываться в произвольное место оперативной памяти, что позволяет обратиться по любому заданному адресу (к конкретному участку памяти) без просмотра предыдущих.

На основании этих принципов можно утверждать, что современный компьютер – техническое устройство, которое после ввода в память начальных данных в виде цифровых кодов и программы их обработки, выраженной тоже цифровыми кодами, способно автоматически осуществить вычислительный процесс, заданный программой, и выдать готовые результаты решения задачи в форме, пригодной для восприятия человеком.

Реальная структура компьютера значительно сложнее, чем рассмотренная выше (ее можно назвать логической структурой). В современных компьютерах, в частности персональных, все чаще происходит отход от традиционной архитектуры фон Неймана, обусловленный стремлением разработчиков и пользователей к повышению качества и производительности компьютеров. Качество ЭВМ характеризуется многими показателями. Это и набор команд, которые компьютер способный понимать, и скорость работы (быстродействие) центрального процессора, количество периферийных устройств ввода-вывода, присоединяемых к компьютеру одновременно и т.д. Главным показателем является быстродействие – количество операций, какую процессор способен выполнить за единицу времени. На практике пользователя больше интересует производительность компьютера – показатель его эффективного быстродействия, то есть способности не просто быстро функционировать, а быстро решать конкретные поставленные задачи.

Как результат, все эти и прочие факторы способствуют принципиальному и конструктивному усовершенствованию элементной базы компьютеров, то есть созданию новых, более быстрых, надежных и удобных в работе процессоров, запоминающих устройств, устройств ввода-вывода и т.д. Тем не менее, следует учитывать, что скорость работы элементов невозможно увеличивать беспредельно (существуют современные технологические ограничения и ограничения, обусловленные физическими законами). Поэтому разработчики компьютерной техники ищут решения этой проблемы усовершенствованием архитектуры ЭВМ.

Так, появились компьютеры с многопроцессорной архитектурой, в которой несколько процессоров работают одновременно, а это означает, что производительность такого компьютера равняется сумме производительностей процессоров. В мощных компьютерах, предназначенных для сложных инженерных расчетов и систем автоматизированного проектирования (САПР), часто устанавливают два или четыре процессора. В сверхмощных ЭВМ (такие машины могут, например, моделировать ядерные реакции в режиме реального времени, прогнозировать погоду в глобальном масштабе) количество процессоров достигает нескольких десятков.

Скорость работы компьютера существенным образом зависит от быстродействия оперативной памяти. Поэтому, постоянно ведутся поиски элементов для оперативной памяти, затрачивающих меньше времени на операции чтения-записи. Но вместе с быстродействием возрастает стоимость элементов памяти, поэтому наращивание быстродействующей оперативной памяти нужной емкости не всегда приемлемо экономически.

Проблема решается построением многоуровневой памяти. Оперативная память состоит из двух-трех частей: основная часть большей емкости строится на относительно медленных (более дешевых) элементах, а дополнительная (так называемая кэш-память) состоит из быстродействующих элементов. Данные, к которым чаще всего обращается процессор находятся в кэш-памяти, а больший объем оперативной информации хранится в основной памяти.

Раньше работой устройств ввода-вывода руководил центральный процессор, что занимало немало времени. Архитектура современных компьютеров предусматривает наличие каналов прямого доступа к оперативной памяти для обмена данными с устройствами ввода-вывода без участия центрального процессора, а также передачу большинства функций управления периферийными устройствами специализированным процессорам, разгружающим центральный процессор и повышающим его производительность.

Архитектура аппаратных средств

Аппаратные средства (Hard ware) – совокупность всех устройств, которые составляют компьютер или могут к нему добавляться по мере необходимости.

Все устройства ПК можно разделить на 3 группы: основные, внутренние и внешние.

I. Основные устройства: монитор, системный блок (корпус), клавиатура, мышь.

Монитор – устройство вывода графической информации на экран.

Монитор – устройство для визуального отображения на экране текстовой и графической информации.

Принципы построения и конструкции мониторов основываются на особенностях человеческого зрения – сетчатка глаза состоит из фоторецепторов двух видов: одни различают цвета, другие цвета не различают, но обладают большей чувствительностью к свету. Человек не может различать цвет мелких деталей и не фиксирует очень быстрые изменения объекта наблюдения, скорость которых превышает 24 кадра в секунду.

Тест «Архитектура аппаратных средств»

Тест по дисциплине: «Архитектура аппаратных средств»

Вариант 1

1.Комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач это…?

  1. Электронно — вычислительная машина
  2. Персональный компьютер
  3. Архитектура ЭВМ
  4. СуперЭВМ

2. К основным характеристикам ЭВМ относятся…?

  1. Быстродействие, производительность, емкость запоминающих устройств
  2. Емкость оперативной памяти (ОЗУ) и внешней памяти (ВЗУ)
  3. Надежность, точность, достоверность
  4. Все варианты верны

3.Внутрення память компьютера делится на…?

  1. Оперативная и постоянная
  2. Оперативная и кэш- память
  3. Постоянная и кэш-память
  4. Все варианты верны

4. Укажите верное (ые) высказывание (я):

  1. Устройство ввода – предназначено для обработки вводимых данных.
  2. Устройство ввода – предназначено для передачи информации от человека машине.
  3. Устройство ввода – предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации.
  4. Все варианты верны

5. Назовите классификацию электронно – вычислительных машин по принципу действия…?

6.Назовите схемные логические элементы…?

7.В аппаратные средства архитектуры ЭВМ входят…

  1. Структура системы, организация памяти, организация ввода/вывода, принципы управления
  2. Операционные системы, системы программирования, прикладное программное обеспечение
  3. Система команд, форматы данных, алгоритмы выполнения операций
  4. Все варианты верны

8. Устройства, непосредственно участвующие в обработке информации (процессор, сопроцессор, оперативная память), соединяются с остальными устройствами единой магистралью – шиной.

Про что идет речь?

  1. Магистрально – модульный принцип
  2. Аппаратные средства ЭВМ
  3. Принцип открытой архитектуры
  4. Программные средства ЭВМ

9. Какое устройство изображено на рисунке?

  1. Жесткий диск
  2. Видеокарта
  3. Оперативная память
  4. Процессор

10. Устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде…?

  1. ЭВМ
  2. Процессор
  3. Оперативная память
  4. Жесткий диск

11. К основным характеристикам микропроцессора относится…?

  1. Тип микропроцессора, быстродействие
  2. Тактовая частота, разрядность
  3. Тип микропроцессора, быстродействие микропроцессора, тактовая частота микропроцессора, разрядность пpоцессоpа.
  4. Все варианты верны

12. Назовите что в общем случае содержит в себе Центральный процессор …?

13. Команды пересылки это…?

14. Производят над операндами логические операции, например, логическое И, логическое ИЛИ, исключающее ИЛИ, очистку, инверсию, разнообразные сдвиги (вправо, влево, арифметический сдвиг, циклический сдвиг)…?

Про что идет речь?

  1. Команды пересылки
  2. Логические команды
  3. Арифметические команды
  4. Команды переходов

15. По назначению регистры различаются…?

  1. Аккумулятор, флаговые, общего назначения
  2. Индексные, указательные
  3. Сегментные, управляющие
  4. Все варианты верны

16. Состоит из большого числа сходных процессоров, которые выполняют одну и ту же последовательность команд применительно к разным наборам данных.

Про что идет речь?

  1. Матричный процессор
  2. Векторный процессор
  3. Центральный процессор
  4. Микропроцессор

17. Какой цифре на рисунке соответствуют порты для подключения акустической системы…?( см. рисунок)

18. Набор микросхем (может быть и в одной микросхеме), являющийся интерфейсом между составными частями компьютера, такими, как ЦП, ОЗУ, ПЗУ, Порты ввода/вывода…?

19. Перечислите группы микропроцессоров…?

20. Шины данных это …?

  1. Шина передает системный тактовый сигнал для синхронизации периферийных устройств, подключенных к компьютеру
  2. Все шины, которые используются для передачи данных между процессором компьютера и периферией
  3. Позволяет подключать дополнительные компоненты, такие как звуковые или ТВ карты
  4. Позволяет процессору взаимодействовать с периферийными устройствами.
Читать еще:  Ошибка 4064 sql server

Разработала преподаватель Федорищенко Татьяна Васильевна

Тест по дисциплине: «Архитектура аппаратных средств»

Вариант 2

1. Сложная система взаимосвязанных аппаратных средств, способных работать с информацией и рассчитанная на самостоятельную работу одного пользователя это…?

  1. Электронно — вычислительная машина
  2. Персональный компьютер
  3. Архитектура ЭВМ
  4. СуперЭВМ

2.Внутренние устройства системного блока компьютера …?

  1. Материнская плата, процессор
  2. Видеокарта, графическая карта
  3. Сетевой адаптер, звуковая карта
  4. Все варианты верны

3.Внешняя память компьютера делится на…?

  1. Внешние запоминающие устройства и их носители
  2. Оперативная и постоянная
  3. Жесткий магнитный диск
  4. Все варианты верны

4. Укажите верное (ые) высказывание (я):

  1. Устройство вывода – предназначено для программного управления работой ПК.
  2. Устройство вывода – предназначено для обучения, для игры, для расчетов и для накопления информации.
  3. Устройство вывода – предназначено для передачи информации от машины человеку.
  4. Все варианты верны

5. Назовите классификацию электронно – вычислительных машин по способу организации вычислительного процесса …?

6. Назовите базовые логические операции и схемы…?

7. В программное обеспечение архитектуры ЭВМ входят…?

  1. Структура системы, организация памяти, организация ввода/вывода, принципы управления
  2. Операционные системы, системы программирования, прикладное программное обеспечение
  3. Система команд, форматы данных, алгоритмы выполнения операций
  4. Все варианты верны

8. Обмен информацией между отдельными устройствами ЭВМ производится по трем многоразрядным шинам, соединяющим все модули, — шине данных, шине адресов и шине управления.

Про что идет речь?

  1. Аппаратные средства ЭВМ
  2. Программные средства ЭВМ
  3. Магистрально – модульный принцип
  4. Принцип открытой архитектуры

9. Какое устройство изображено на рисунке?

  1. Жесткий диск
  2. Видеокарта
  3. Оперативная память
  4. Сетевая карта

10. Процессор – это…?

  1. Процессор, реализованный в виде одной микросхемы или комплекта из нескольких специализированных микросхем
  2. Количество импульсов, создаваемых генератором за 1 секунду
  3. Максимальное количество pазpядов двоичного кода, которые могут обрабатываться или передаваться одновременно
  4. Устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде

11. Число элементарных операций, выполняемых микропроцессором в единицу времени (операции/секунда)…это?

  1. Тип микропроцессора
  2. Быстродействие микропроцессора
  3. Тактовая частота микропроцессора
  4. Разрядность пpоцессоpа.

12. К какому устройству относятся арифметико-логическое устройство, устройство управления и регистры…?

13. Арифметические команды это…?

14. Предназначены для изменения обычного порядка последовательного выполнения команд. Про что идет речь?

  1. Команды пересылки
  2. Логические команды
  3. Команды переходов
  4. Арифметические команды

15. По типу приёма и выдачи информации различают типы регистров:

  1. Сдвиговые регистры, параллельные регистры
  2. Сегментные регистры, управляющие регистры
  3. Индексные регистры, флаговые регистры
  4. Все варианты верны

16. Векторный процессор…?

  1. Состоит из большого числа сходных процессоров, которые выполняют одну и ту же последовательность команд применительно к разным наборам данных
  2. Обеспечивает параллельное выполнение операций над массивами данных
  3. Соединяет процессор с северным мостом или контроллером памяти MCH
  4. Система из нескольких параллельных процессоров, разделяющих общую память

17. Какой цифре на рисунке соответствуют специализированные порты для подключения клавиатуры и мыши. (см.рисунок)

18. Важнейшая часть ПК, содержащая его основные электронные компоненты…?

19. Перечислите типы материнских плат…?

20. Шина ввода-вывода

  1. Связаны с определенными участками процессора и позволяют записывать и читать данные из оперативной памяти
  2. Эти шины питают электричеством различные, подключенные к ним устройства
  3. Позволяет процессору взаимодействовать с периферийными устройствами
  4. Предназначена для передачи ин­формации между процессором и основной памятью

Разработала преподаватель Федорищенко Татьяна Васильевна

Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ

Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.

Открытая архитектура — предполагает наличие единого стандарта при разработке устройств, располагающихся на материнской плате и плате расширения.

Структура компьютера — это некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов

Рисунок 3 – архитектура ЭВМ.

В настоящее время наибольшее распространение в ЭВМ получили 2 типа архитектуры: Принстонская (фон Неймана) и Гарвардская. Обе они выделяют 2 основных узла ЭВМ: центральный процессор и память компьютера. Различие заключается в структуре памяти: в принстонской архитектуре программы и данные хранятся в одном массиве памяти и передаются в процессор по одному каналу, тогда как гарвардская архитектура предусматривает отдельные хранилища и потоки передачи для команд и данных.

Согласно Джону фон Нейману, любая ЭВМ должна включать четыре основных блока — процессор, оперативную память, внешнюю память и комплекс устройств ввода-вывода

Рисунок 4 – Структурная схема ЭВМ

Эта схема, широко использовавшаяся в первых вычислительных машинах, имела один существенный недостаток: управление вводом-выводом и выполнение команд осуществлялось одним устройством управления. При такой структуре ЭВМ все виды программной обработки на время выполнения операций ввода-вывода прекращались из-за занятости процессора, что существенно снижало быстродействие машины.

Для устранения этого недостатка в схему был включен дополнительный компонент — канал ввода-вывода (устройство, обеспечивающее прямое взаимодействие процессора и периферийных устройств).

Гарвардская архитектура — архитектура ЭВМ, отличительным признаком которой является раздельное хранение и обработка команд и данных. Архитектура была разработана Говардом Эйкеном в конце 1930-х годов в Гарвардском университете

Типичные операции (сложение и умножение) требуют от любого вычислительного устройства нескольких действий: выборку двух операндов, выбор инструкции и её выполнение, и, наконец, сохранение результата.

Идея, реализованная Эйкеном, заключалась в физическом разделении линий передачи команд и данных. В первом компьютере Эйкена «Марк I» для хранения инструкций использовалась перфорированная лента, а для работы с данными — электромеханические регистры. Это позволяло одновременно пересылать и обрабатывать команды и данные, благодаря чему значительно повышалось общее быстродействие.

В более подробное описание, определяющее конкретную архитектуру, также входят: структурная схема ЭВМ, средства и способы доступа к элементам этой структурной схемы, организация и разрядность интерфейсов ЭВМ, набор и доступность регистров, организация памяти и способы её адресации, набор и формат машинных команд процессора, способы представления и форматы данных, правила обработки прерываний.

По перечисленным признакам и их сочетаниям среди архитектур выделяют:

1. По разрядности интерфейсов и машинных слов: 8-, 16-, 32-, 64-, 128- разрядные (ряд ЭВМ имеет и иные разрядности);

2. По особенностям набора регистров, формата команд и данных: CISC, RISC, VLIW;

3. По количеству центральных процессоров: однопроцессорные, многопроцессорные, суперскалярные; многопроцессорные по принципу взаимодействия с памятью: симметричные многопроцессорные (SMP), масcивно-параллельные (MPP), распределенные.

Большинство многопроцессорных систем сегодня используют архитектуру SMP.

SMP системы позволяют любому процессору работать над любой задачей независимо от того, где в памяти хранятся данные для этой задачи; с должной поддержкой операционной системы, SMP системы могут легко перемещать задачи между процессорами эффективно распределяя нагрузку. С другой стороны, память гораздо медленнее процессоров, которые к ней обращаются, даже однопроцессорным машинам приходится тратить значительное время на получение данных из памяти. В SMP только один процессор может обращаться к памяти в данный момент времени.

Массивно-параллельная архитектура (англ. Massive Parallel Processing, MPP) — класс архитектур параллельных вычислительных систем Особенность архитектуры состоит в том, что память физически разделена. Система строится из отдельных модулей, содержащих процессор, локальный банк операционной памяти, коммуникационные процессоры или сетевые адаптеры, иногда — жесткие диски и/или другие устройства ввода/вывода. Доступ к банку операционной памяти из данного модуля имеют только процессоры из этого же модуля. Модули соединяются специальными коммуникационными каналами. в отличие от SMP-систем, в машинах с раздельной памятью каждый процессор имеет доступ только к своей локальной памяти, в связи с чем не возникает необходимости в потактовой синхронизации процессоров.

Распределённые вычисления, метакомпьютинг (англ. grid — сеть) — способ решения трудоёмких вычислительных задач с использованием нескольких компьютеров, объединённых в параллельную вычислительную систему (одновременное решения различных частей одной вычислительной задачи несколькими процессорами (или ядрами одного процессора) одного или нескольких компьютеров)

В суперскалярных процессорах также есть несколько вычислительных модулей, но задача распределения между ними работы решается аппаратно. Это сильно усложняет дизайн процессора, и может быть чревато ошибками. В процессорах VLIW задача распределения решается во время компиляции и в инструкциях явно указано, какое вычислительное устройство должно выполнять какую команду.

Суперскалярность — архитектура вычислительного ядра, использующая несколько декодеров команд, которые могут нагружать работой множество исполнительных блоков. Планирование исполнения потока команд является динамическим и осуществляется самим вычислительным ядром. Если в процессе работы команды, обрабатываемые конвейером, не противоречат друг другу, и одна не зависит от результата другой, то такое устройство может осуществить параллельное выполнение команд. В суперскалярных системах решение о запуске инструкции на исполнение принимает сам вычислительный модуль, что требует много ресурсов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector