Remkomplekty.ru

IT Новости из мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Читательский адрес это

Читательский адрес литературно-художественных изданий;

Работа редактора над изданием

При подготовке литературно-художественного издания редактор ориентируется на характер чтения произведений данного вида литературы. Одни читают литературу только по дороге на работу, в транспорте. Другие делают чтение своим хобби. Есть читатели, изучающие данный вид искусства или его пропагандирующие. Каждая группа читателей нуждается в определенных изданиях. Следовательно, редактор должен хорошо знать категории читателей, их запросы, цели чтения.

Читателей художественной литературы разделяют на две категории: специалисты, массовый читатель. Остановимся подробнее на каждой из названных категорий читателей.

Специалисты изучают и пропагандируют художественную литературу. Среди них выделяют следующие группы. Первая группа — литературоведы, историки литературы. Эти люди исследуют специфику литературного произведения, теоретические основания его создания. анализируют литературный процесс, изучают особенности литературно-художественного творчества, обсуждают направления и тенденции развития современной литературы, а также историю, отдельные этапы, школы и направления литературы в различные периоды ее становления.

Вторая группа — литературные критики. Они, как правило, анализируют современный литературный процесс. Конечный результат их работы — литературно-критические статьи и рецензии.

Специалисты, входящие в названные группы, занимаются научной деятельностью, рассматривают литературу в качестве объекта изучения.

Преподаватели школ и вузов, работники библиотек, лекторы, участвующие в пропаганде искусства, а также создатели произведений других видов искусства (театр, кино, теле- и радиопередачи), основу которых составляют произведения художественной литературы, включаются в группу специалистов-практиков. Специалисты-практики используют в работе не только текст художественного произведения. Им необходимо знать его контекст — всю информацию «вокруг» художественного объекта, те материалы, которые дают возможность более полно понять литературное произведение и донести знание о нем до массового читателя.

При подготовке издания редактор должен учитывать особенности чтения массового читателя.

Прежде всего необходимо опираться на качество интереса к художественной литературе, так как именно свойства интереса определяют отбор произведений для изданий и формирование конкретного издания.

Многие читатели обращаются к книге как к возможности разнообразить жизнь, украсить свое свободное время. Так называемая компенсирующая функция, входящая в комплекс познавательных функций, позволяет читателю знакомиться с различными характерами, участвовать в захватывающих приключениях, переживать бурную любовь и т.д. Ясно, что данный интерес может быть обеспечен детективной, «розовой» (дамские романы), приключенческой, исторической литературой.

Читатели — любители художественной литературы как одного из видов искусства — обращаются к классике, к современным произведениям, наслаждаясь индивидуальной творческой манерой писателя, мысленно вступая с ним в диалог по поводу этической или эстетической стороны жизни. Для данной категории целесообразно выпускать так называемые интеллектуальные романы, захватывающие как смыслом, так и мастерством творца.

Чтобы правильно определить качество интереса, редактору следует опираться на результаты изучения читателей, которое проводится библиографоведами и библиотековедами. Так, качество интереса к художественной литературе в библиографоведении связывают с развитием культуры восприятия произведений литературы, с уровнем знаний о литературе. С.А. Трубников выделил три составляющие культуры чтения как критерия классификации читателей: культура выбора литературы, культура восприятия произведения, культура освоения полученной информации.

Культура выбора. Выбор литературы бывает случайным и осознанным. Чаще всего основная масса читателей беллетристики выбирает книгу случайно, ориентируясь на общее представление о содержании (детектив, любовный роман). Осознанный выбор связан с побудительными мотивами — с интересом к сюжету, содержанию, характерам героев, к самой жизни. Такой интерес характерен для наиболее многочисленной группы массового читателя.

Читатели — любители чтения, любители литературы — имеют интерес иного качества — их интерес сосредоточен на писателе, на литературе как виде искусства, роде художественного творчества. Учитывая содержание интереса, редактор соответствующим образом готовит издание — элементы аппарата, оформление (о чем подробно будем говорить ниже). Литературу, ориентированную на случайный выбор, издают большими тиражами, заведомо представляя примерные возможности распространения того или иного тиража.

Культура восприятия определяется уровнем подготовки читателя. Основную массу читателей занимает исключительно содержание самого произведения (план факта), но любители литературы ориентированы прежде всего на план смысла сочинения. Они обращают внимание и на качество издания. Их интересует место писателя в литературном процессе, оценка его творчества. Они внимательно следят за развитием литературы, обращаются к оригинальным произведениям, характеризующим направления и тенденции становления отечественной и зарубежной литературы. Эти моменты редактор также должен учитывать при выборе произведения, оформлении издания, определении его тиража.

Культура освоения информации. Этот аспект интереса читателей важен редактору, так как позволяет глубже понять конечный этап художественного процесса, этап восприятия художественного объекта. Учитывая его специфику, редактор не только отбирает произведения, но и планирует подготовку определенных элементов аппарата — предисловия, послесловия и пр.

Если произведение новое, впервые написанное, специфика данного этапа может учитываться и при анализе самого произведения.

В результате освоения информации, в том числе и художественной, образной, читатель может отождествлять себя с героями, а повествование — с реальной жизнью. Это касается основной массы неподготовленных читателей, у которых выбор литературы случаен и которые воспринимают литературу как реальную жизнь.

Другая группа массового читателя — это читатели. которые понимают книгу как отражение внутреннего мира писателя, способны диалогически воспринимать содержание, критически осмысливать позиции писателя, а главное — наслаждаются художественностью произведения. Чтение литературы для таких читателей — потребность, и качество их чтения сродни качеству собственно художественной деятельности. Ясно, что эти читатели понимают специфику собственно издания, обращают внимание на культуру его подготовки, отмечают и уровень редакционно-издательской работы над произведением.

Редактор не должен забывать и то, что часто читателей заставляет обращаться к книге потребность в самообразовании, желание узнать, какова литература прошлого, современная отечественная, зарубежная. Чтение данной группы читателей разнообразно, осознанно, является постоянной потребностью, одним из любимых занятий в свободное время. Однако тиражи книг для них. как правило, невысоки. Случается, издатель выпускает литературу для той и другой группы читателей, используя прибыль от беллетристики для выпуска элитной, малоприбыльной литературы.

Читательский адрес изданий для детей

Читательская аудитория изданий для детей представлена набором отдельных групп читателей с самостоятельными качествами. Как верно отметила С. Г. Антонова в своём пособии, «каждая группа имеет
своеобразные оттенки восприятия книги, отношения к книге и к окружающему миру
» [1; 256]. То есть, подбирая произведение для той или иной группы читателей, следует учитывать особенности его языка, стиля,
а также особенности психологического восприятия мира, рекомендуемые для выбранной группы читателей.

С. Г. Антонова рекомендует рассматривать специфику читателей детской литературы в двух планах: восприятие книги и влияние книги на читателя.
При этом автор утверждает, что более сильное воздействие оказывает книга
на читателя, нежели её восприятие: «важнейшей особенностью детской книги является ее сильное воздействие на читателя» [1; 257].

При работе над книгой редактор должен «хорошо представлять как сам объект воздействия (читателя), так и те процессы, в которых книга выступает как средство достижения определённых целей» [1; 258].
Эти рекомендации предполагают, что редактор при работе над книгой должен опираться на достижения педагогики и психологии, так как педагогика «определяет и обосновывает важнейшие свойства читателей и раскрывает задачи и возможности влияния на них» [1; 259]. Также при работе над книгой редактор, для того чтобы определить возрастную группу читателей, должен ориентироваться на особенности развития ребёнка, его мышление
в определённый возрастной период и другие факторы, влияющие
на формирование личности и воспитание ребёнка.

Читать еще:  Как настроить яркость в браузере

Современная педагогика выделяет несколько групп читателей детской литературы. Рассмотрим эти группы.

Младенчество (от года до 3 лет). На этом этапе очень важной является познавательная функция, знакомство ребёнка как с самой книгой, так и с миром через книгу, также важное место занимает функция заинтересованности, замаскированная под игру.

Раннее детство (от 3 до 6 лет). В этот период дети знакомятся с книгой и постепенно развиваются. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают читать, а впоследствии чтение осознаётся детьми как особое времяпрепровождение. Детям этого возраста нравятся короткие стихотворные произведения, пословицы и четверостишья.

Собственно детство (от 6 до 8 лет). На этом этапе развития ребёнок постепенно подготавливается к полноценному учебному труду. Ребёнок учится через книгу чему-то новому, начинает читать учебные книги. В результате активной работы с книгой у ребёнка развивается навык самостоятельного чтения. Именно в этот период очень важно накопление новых сведений, знаний о мире, а также расширение словарного запаса. «“Детский„ тип читателя предполагает довольно широкие возможности понимания текста
и сравнительно небольшой словарный запас. Последнее ставит в качестве важной задачи задачу расширения словаря читателя. Введение новых слов
и понятий должно быть связано с теми предметами и явлениями, которые окружают детей и могут быть поняты ими в процессе непосредственного ознакомления с миром. Психологи обозначают этот период как “пору первоначального накопления знаний
» [1; 262].

«Зрелое» детство (от 9 до 11 лет). На этом этапе развития ребёнка происходит накопление физических и духовных сил. В это время появляется интерес к истории. Ребёнок ощущает себя непосредственным участником всего происходящего.

Отроческий или подростковый (от 11 до 14 лет). В этот период формируется индивидуальность ребёнка, вырабатывается стремление
к самостоятельному мышлению, возникают вопросы о выборе профессии, ребёнок размышляет об определении роли отдельной личности и значимости каждого человека в мире. В этот период растёт интерес к приключенческой, военной литературе, начинают разделяться интересы мальчиков и девочек.

Юношеский (от 14 до 18 лет). На этом этапе завершается формирование физического и психического созревания личности, размывается граница между детским и взрослым чтением. Круг чтения значительно меняется, расширяется. Среди разнообразия книг читатели этой группы чаще выбирают поэзию, а так же произведения древних авторов. Помимо художественной и научно-популярной литературы, читатель обращается к справочной – это связано с тем, что для читателей этой категории «чтение становится одним из способов осознанного формирования базы знаний, которая развивается в информационную культуру личности» [1; 264]. В этот период у ребят проявляются таланты, пристрастия к той или иной сфере деятельности, что значительно влияет на выбор литературы.

Перечисляя и описывая группы читателей детской литературы, следует учитывать, что границы между возрастными группами весьма неустойчивы, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. Кроме этого читатели каждой возрастной категории в процессе своего развития меняют интересы
и пристрастия под воздействием различных факторов их жизни и окружающего мира.

Педагогика рассматривает детскую аудиторию с различных факторов восприятия и познавания внутреннего и внешнего мира, психологических, воспитательных, социальных и других функций, именно поэтому современная педагогика предлагает расширенную классификацию читательской аудитории. Однако в реальной издательской практике читательская аудитория рассматривается более крупными группами. Выделяют дошкольный
(от 3 до 7 лет) и школьный -младший (от 8 до 11 лет); средний (11-14 лет)
и старший (14-18 лет) – возрасты. Такое деление на группы не всегда удовлетворяет потребностям ребёнка и не всегда учитывает его интересы и возможности восприятия содержания книги. В учебном пособии
С.Г. Антоновой указывается важный момент в развитии ребёнка, заключающийся в том, что это не только познавательный этап, но и период формирования эмоций: «Это время, когда мир предстает бесконечно новым, необычным явлением, которое постепенно и часто неожиданно раскрывает свои тайны, знакомство с которым вызывает порою в ребенке удивление. Эмоция удивления — важное свойство восприятия окружающего, которая участвует в управлении процессами познания и формирования
интереса
» [1; 264-265].

Виды изданий для детей

Существует несколько видов делений изданий детской литературы
в зависимости от их характеристики.

К изданиям для детей, определяющих их вид, можно отнести следующие издания:

1. По материальной конструкции: книжное издание, периодическое издание, книжка-игрушка.

2. По структуре книжных изданий: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги). При этом Антонова указывает, что наиболее характерным изданием литературы для детей является сборник [1].

К периодическим изданиям для детей относят журналы
и газеты. Они ориентированы на конкретную возрастную категорию читателей, приучают детей к постоянному чтению, формируя привычку «общения» с литературой.

Среди изданий вида книжка-игрушка различают её разновидности: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама,
книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Такие издания имеют необычную конструктивную форму и предназначены для умственного и эстетического развития детей. Среди этих изданий выделяется книжка-игрушка. Все эти издания, развивающие и знакомящие ребёнка с литературой, пользуются большим интересом у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Отдельной группой стоят издания для старшего школьного возраста: антологии, альманахи, хрестоматии, — которые, по мнению
С.Г. Антоновой, характеризируются специфическим отбором произведений.

С.Г.Антонова также предлагает деление изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. В таком делении особое место занимает характер информации и целевое назначение издания, классифицируется познавательная литература.

1. Познавательная книга. Способствует расширению знаний, структурирует их.

2. Научно-популярные издания. Формируют систему знаний.
Эти издания обычно представлены сборниками или выпускаются
в серийных изданиях.

3. Справочные издания. Такие издания способствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер. Справочные издания для детей отличаются от справочных изданий для взрослых тем, что они подразумевают иной характер чтения, чтение в справочных изданиях для детей ориентировано
«… не только на выборочное, но и на последовательное» [1; 284] изучение материала.

В справочные издания для детей включаются:

3) настольные и отрывные календари.

Среди них основное место занимают энциклопедии
и энциклопедические словари.

4. Практические пособия для детей, помогающие овладеть навыками в какой-то области.

5. Книги по профориентации, посвященные различным профессиям.

6. Издания для досуга: сборники задач, ребусов, кроссвордов, руководства по игре в шахматы, шашки и т.д., пособия
по коллекционированию.

7. Информационные издания — библиографические указатели для детей разных возрастных категорий. Содержание таких материалов связано с программами школьного обучения, руководством чтения, внешкольной работы с детьми. Такая литература помогает направить читателя и отражает лучшую литературу по той или иной теме в соответствии с читательскими запросами.

Мы рассмотрели издания для детей с точки зрения основных критериев её направлений, жанровой специфики, систематизации изданий на возрастные группы, делении на виды. В результате рассмотрения истории детской литературы мы наглядно показали, как развивалась литература, образовывались новые жанры, а также менялось отношение поэтов и писателей, издателей
и книготорговцев и других представителей общества к литературе этого направления. А также рассмотрели основные рекомендации стандартов
и исследователей, предъявляемые к детской литературе в целом и отдельным
её изданиям.

Читать еще:  4 самых популярных браузеров

Читательское назначение издания

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДАНИЯ, или читательский адрес издания, — один из осн. признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники). Издатели и книготорговцы выделяют среди каждой группы потенциальных читателей число возможных покупателей для того, чтобы прикинуть реализуемый тираж.

ОСТ 29.127—96, устанавливающий общие техн. условия для изданий, адресованных детям, делит читателей-детей на 4 возрастные группы: 1) дошкольники (до 6 лет включ.); 2) младшие школьники (7—10 лет); 3) школьники среднего возраста (11—14 лет); 4) старшие школьники (15—17 лет). При этом стандарт требует, чтобы в случаях, когда издание адресуется двум возрастным группам, его оформление удовлетворяло требованиям к изданиям для детей младшей группы.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .

Смотреть что такое «Читательское назначение издания» в других словарях:

Назначение издания — существенные признаки издания, определяющие, какую социально функциональную задачу оно выполняет (социально функциональное Н. и.) и кому адресуется (читательское Н. и.). Наряду с материальной конструкцией, знаковой формой информации и временной… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тип издания — обобщенная идеализированная модель издания, представляющая собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания: социально функциональное и читательское назначение,… … Издательский словарь-справочник

Для детей и юношества издания — издания, выделяемые по читательскому назначению и предназначенные детям разных возрастов (см. Читательское назначение). Отличаются от изданий для взрослого читателя тем, что их аппарат, оформление, полиграф. исполнение приспособлены к уровню… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.76-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.76 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения оригинал документа: 7.2.16 автор: Лицо, создавшее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по технике (технологическому оборудованию и процессам, предметам труда и т. п.), техническим и смежным наукам. Т. э. подразделяются на общие (охватывающие… … Большая советская энциклопедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рецензирование учебных изданий для вузов — Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и дополнительного профессионального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Элитарное издание — вид издания, который введен ОСТ 29.130 97 и определенный там как издание, предназначенное узкому кругу ценителей, хотя слово элита , от которого образовано прилагательное элитарный это не узкий круг ценителей, а, как определяют толковые словари,… … Издательский словарь-справочник

Библиографические пособия — систематизированные сведения о произведениях печати, составленные в результате библиографической деятельности и имеющие преимущественно форму указателей, списков и обзоров литературы. Указателем литературы, или библиографическим… … Большая советская энциклопедия

Издательский словарь-справочник
Статьи на букву «Ч»

Статьи на букву «Ч»

Частичный вспомогательный указатель

ЧАСТИЧНЫЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ, или неполноохватный вспом. указатель, — вспом. указатель, охватывающий лишь часть текста издания (напр., без вступительной статьи, дополнений, приложений, библиогр. списка или указателя, примечаний и комментариев, послесловия и т. п.).

Частная ссылка

Частное заглавие

ЧАСТНОЕ ЗАГЛАВИЕ — заглавие отд. тома, выпуска или части многотомного или сериального издания, имеющего свое общее заглавие.

Ч. з. помещают на тит. л. после номера тома многотомного издания, если у всех томов один автор или один коллектив авторов, и после номера тома и фамилии автора (авторов) тома, если у отд. томов разные авторы.

Ч. з. требуется повторить в предвыпускных данных, при этом если у отд. томов разные авторы, то после фамилии и полного имени и отчества (или только полного имени) автора тома.

В периодич. и продолжающихся изданиях Ч. з. отд. выпуска располагают на тит. л. или совмещенном тит. л. под номером выпуска, а также на передней сторонке обложки или переплета.

Частные перекрестные ссылки

Частный титульный лист

ЧАСТНЫЙ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ — тит. л. со сведениями, относящимися к отд. тому (выпуску) многотомного или сериального издания, в отличие от общего тит. л., содержащего сведения о многотомном или сериальном издании в целом.

При разворотном тит. л. это правая часть разворота с контртитулом.

Часть

ЧАСТЬ — одна из самых крупных (старших) рубрик (подразделов), которая может состоять из разделов и в свою очередь объединяться в книги из нескольких частей.

Черная манера

Черная строка

ЧЕРНАЯ СТРОКА — в металлическом наборе перевернутая наборная строка, дающая в корректурном оттиске отпечаток в виде сплошной черной полосы, равной по высоте кеглю строки.

Ч. с. — либо результат случайной ошибки, либо, что чаще, сигнал изд-ву о том, что полоса неполноформатная, что в ней не хватает строки.

Черновой автограф

Чертеж

ЧЕРТЕЖ — изображение предметов (напр., машин, механизмов, приборов), их частей и деталей линиями, штрихами, выполненное с соотношением, а иногда и с указанием истинных размеров этих предметов и дающее представление об их реальном виде и устройстве.

Ч. в изданиях отличается от рабочего Ч., поскольку у них разные задачи. Первый служит не для изготовления по нему предметов, как второй, а для того, чтобы читатель мог получить наглядное представление о виде и строении предмета, за исключением чертежей выкроек одежды или поделок в пособиях для самодеятельного творчества, которые одновременно выполняют функции и рабочего Ч.

Чертежно-рисовальные инструменты

ЧЕРТЕЖНО-РИСОВАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты и приборы для выполнения различных построений, техн. рисунков и оформления их тушью или красками. Описание Ч.-р. и. см. в кн.: Атабеков Н. А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. М., 1974. С. 213-222.

Четырехцветная репродукция

ЧЕТЫРЕХЦВЕТНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ, или четырехцветка, — способ воспроизведения многоцветного оригинала четырьмя красками: трех осн. цветов (желтая, голубая, пурпурная) и доп. серой. См. Печ. формы для печати многоцветного изображения.

ЧИП, или интегральная схема, — миниатюрное электронное устройство определенного функционального назначения. Представляет собой интегральную схему, нанесенную на полупроводниковый кристалл.

Числа

Численные данные

Число томов

Чистая гравюра

Чистые листы

ЧИСТЫЕ ЛИСТЫ — первые экземпляры отпечатанных листов из тиража издания, присылаемые типографией в изд-во для контроля.

Читать еще:  Установить лучший браузер бесплатно

Если Ч. л. поступают по мере печатания и их тут же читают в корректорской и редакции, то замеченные ошибки могут быть исправлены в еще недопечатанной части тиража того л., в котором обнаружен промах, а если тираж уже отпечатан, то можно будет на свободном месте последней страницы последнего листа, обычно печатаемого последним, поместить список опечаток или текст поправки и избежать трудоемкой приклейки или вкладки отдельно отпечатанного списка опечаток.

Читательское назначение издания

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДАНИЯ, или читательский адрес издания, — один из осн. признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники). Издатели и книготорговцы выделяют среди каждой группы потенциальных читателей число возможных покупателей для того, чтобы прикинуть реализуемый тираж.

ОСТ 29.127-96, устанавливающий общие техн. условия для изданий, адресованных детям, делит читателей-детей на 4 возрастные группы: 1) дошкольники (до 6 лет включ.); 2) младшие школьники (7-10 лет); 3) школьники среднего возраста (11-14 лет); 4) старшие школьники (15-17 лет). При этом стандарт требует, чтобы в случаях, когда издание адресуется двум возрастным группам, его оформление удовлетворяло требованиям к изданиям для детей младшей группы.

Читающий автомат

ЧИТАЮЩИЙ АВТОМАТ — машина, автоматически распознающая буквы, знаки и цифры текстового оригинала, преобразующая их в сигналы для кодирования набора в компьютере и превращения записанной информации либо в оригинал-макет, отпечатанный на принтере настольной изд. системы, либо в программу, управляющую наборным автоматом.

Чтения виды

ЧТЕНИЯ ВИДЫ — приемы использования изданий читателями, различающиеся способом и целью чтения.

Способы чтения: сквозное, выборочное, справочное, беглое, детальное.

Цели чтения определяются в первую очередь тем, в какую деятельность и действия читателя это чтение включено: учебную, научную, производственную, просветительскую, практическую, художественную, развлекательную, информационную, справочную. В рамках этих крупных целей выделяются частные задачи: при науч. работе — изучение первоисточников, подготовка науч. труда (доклада, сообщения, отчета), подбор материалов по теме и т. д.; при учебе — изучение теоретического курса, выполнение практических заданий; при расширении и углублении познаний общепросветительного характера — изучение, справка, выборка, сопоставление разных источников; при худож. освоении мира и человека — эстетическое наслаждение или простое развлечение, отдых, отвлечение от действительности; при производственной или практической деятельности — извлечение сведений, которые позволили бы усовершенствовать производство, повысить мастерство и т. п.; при желании разнообразить занятия — развлечение разного рода книжными играми и т. п.

Каждой задаче отвечает свой способ чтения, который автор и издатель не могут не учитывать при создании произведения, его подготовке к изданию, при оснащении его элементами аппарата, худож. конструировании.

Чужая литера

ЧУЖАЯ ЛИТЕРА — литера другой гарнитуры, кегля или начертания, чем это требуется по указанию изд-ва в оригинале, попавшая в набор случайно, по ошибке.

В корректурном оттиске помечается корректурным знаком косой крест под буквой или знаком.

Чужой шрифт

ЧУЖОЙ ШРИФТ — в наборе текста установленной гарнитуры, кегля и начертания буквы, слова и строки, набранные случайно или из-за техн. сбоя машины шрифтом иной гарнитуры, кегля или начертания.

Читательское назначение издания

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДАНИЯ, или читательский адрес издания, — один из осн. признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники). Издатели и книготорговцы выделяют среди каждой группы потенциальных читателей число возможных покупателей для того, чтобы прикинуть реализуемый тираж.

ОСТ 29.127—96, устанавливающий общие техн. условия для изданий, адресованных детям, делит читателей-детей на 4 возрастные группы: 1) дошкольники (до 6 лет включ.); 2) младшие школьники (7—10 лет); 3) школьники среднего возраста (11—14 лет); 4) старшие школьники (15—17 лет). При этом стандарт требует, чтобы в случаях, когда издание адресуется двум возрастным группам, его оформление удовлетворяло требованиям к изданиям для детей младшей группы.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .

Смотреть что такое «Читательское назначение издания» в других словарях:

Назначение издания — существенные признаки издания, определяющие, какую социально функциональную задачу оно выполняет (социально функциональное Н. и.) и кому адресуется (читательское Н. и.). Наряду с материальной конструкцией, знаковой формой информации и временной… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тип издания — обобщенная идеализированная модель издания, представляющая собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания: социально функциональное и читательское назначение,… … Издательский словарь-справочник

Для детей и юношества издания — издания, выделяемые по читательскому назначению и предназначенные детям разных возрастов (см. Читательское назначение). Отличаются от изданий для взрослого читателя тем, что их аппарат, оформление, полиграф. исполнение приспособлены к уровню… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.76-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.76 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения оригинал документа: 7.2.16 автор: Лицо, создавшее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по технике (технологическому оборудованию и процессам, предметам труда и т. п.), техническим и смежным наукам. Т. э. подразделяются на общие (охватывающие… … Большая советская энциклопедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рецензирование учебных изданий для вузов — Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и дополнительного профессионального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Элитарное издание — вид издания, который введен ОСТ 29.130 97 и определенный там как издание, предназначенное узкому кругу ценителей, хотя слово элита , от которого образовано прилагательное элитарный это не узкий круг ценителей, а, как определяют толковые словари,… … Издательский словарь-справочник

Библиографические пособия — систематизированные сведения о произведениях печати, составленные в результате библиографической деятельности и имеющие преимущественно форму указателей, списков и обзоров литературы. Указателем литературы, или библиографическим… … Большая советская энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×